Форма входа

ЕГЭ 2019. Задание 23

 

Выполнение этого задания потребует от вас знания типов речи. Их три: повествование, описание и рассуждение.

В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Вспомним сказку о Колобке. Там рассказывается, как бабка в сени пошла, по сусеку поскребла, замесила тесто. Поменять местами глаголы-сказуемые в предложении нельзя: исчезнет смысл. Пример повествования:

 

 

 В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука. В темноте пел пастуший рожок. Я лежал, вслушиваясь в чудную мелодию, потом оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо. Сон сразу прошел.

В описании говорится об однородных признаках чего-либо. В зависимости от того, что описывается, различают описание предмета (вещи, животного, человека), описание места, описание состояния (окружающей среды, человека). Пример описания:

Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Она была похожа на дым пожара. Мгла светлела, делалась все прозрачнее. Сквозь нее уже были видны далекие золотые и розовые облака.

В рассуждении доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Пример рассуждения:

На долгие годы я запомнил эту картину. Почему? Потому что потрясла она меня своей красотой, запала в душу. Видел я позже рассветы и красивее: в Венеции и тропиках… Но этот рассвет стал частичкой моего детства, частичкой моей Родины.

 В тексте обычно используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Вот тогда вы выберете ответ: все типы речи. Пример:

      В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука. В темноте пел пастуший рожок. Я лежал, вслушиваясь в чудную мелодию, потом оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо. Сон сразу прошел.

   Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Она была похожа на дым пожара. Мгла светлела, делалась все прозрачнее. Сквозь нее уже были видны далекие золотые и розовые облака.

   На долгие годы я запомнил эту картину. Почему? Потому что потрясла она меня своей красотой, запала в душу. Видел я позже рассветы и красивее: в Венеции и тропиках… Но этот рассвет стал частичкой моего детства, частичкой моей Родины.

В 23 задании вам необходимо выполнить два основных действия:  

1) определить тип речи в указанных фрагментах;

2) понять, какое из высказываний верно, а какое — нет. 

 

В предложениях содержится: 

Повествование– сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование 

Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Отрезок текста, в котором содержится повествование, можно представить, как фильм. 

Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.

Пример: 

Пришёл, увидел, победил (Цезарь).  

 

Описание - обычно характеристика человека, места, явления, предмета. 

Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, вы можете представить картину и детали. 

Описания могут быть фактографическими или творческими. 

Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.

Пример: 

Отвёртка - ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной). 

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете.

Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет. 

Пример: 

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

 

Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. 

Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. 

Рассуждение может быть развернутым и кратким. 

 

 

!!! Внимательно читайте формулировку!

 

Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде.

Если написано, что предложение 10 содержит повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.

Пример задания 23 (см. текст из ДЕМО ЕГЭ-2019)

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)В предложениях 12–14 содержится повествование.

2)В предложениях 18–23 представлено описание.

3)В предложении 24 перечислены последовательные действия персонажа.

4)Предложение 41 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 42.

5)В предложениях 52, 53 представлено рассуждение.

Ответ: 135

 Вспомнить типы речи вам поможет таблица.

 a29-001

 

 
 
 
skachat
Благодарим Наталью Георгиевну Харланову за предоставленный материал.

 

 

А29 Русский язык ЕГЭ 2013 Видеоурок Университет Синергия

 

Tuesday the 19th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru