Форма входа

Уважаемые гости! Друзья, до экзаменов остается совсем немного времени. Предлагаем вам воспользоваться нашим ВИП-разделом, где ваши работы будут закрыты от любопытных взглядов. Кстати, цена на месяц в условиях пандемии руководством сайта снижена. Заходите в ВИП-раздел, выставляйте свои сочинения как по литературе, так и по русскому языку. Мы проверим столько ваших работ, сколько вы напишите. Ждем вас в ВИП-разделе. Мы поможем вам!  Подробнее >>

0
Как писать комментарий к сочинению ЕГЭ?
Друзья, казалось бы, мы не первый год пишем комментарий в сочинении ЕГЭ (задание 25). Но в этом году ФИПИ, добавив один балл за хорошо написанный комментарий (К2), усложнил эту работу. Взятую вами проблему необходимо не только прокомментировать с позиций исходного текста, подчеркнув чувства, которые испытывает автор, но и привести 2 примера из текста, иллюстрирующие поднятый вопрос. Согласно рекомендациям И.П.Цыбулько, руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольно измерительных материалов, ( http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/ege-2015/2021-metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-k-ege-po-russkomu-yazyku-v- ), это можно сделать тремя способами. Рассмотрим их.
Возьмем вот такую проблему текста (текст смотрите ниже):
Что выпало на долю детей Ленинграда - вот проблема, над которой размышляет Л.Пожедаева.
СПОСОБЫ КОММЕНТИРОВАНИЯ
1 способ. При помощи цитирования
Данный вопрос автор раскрывает на примере рассказа героини о том, как тяжело ей жилось в годы Великой Отечественной войны. Вникая в строки этого текста, сразу понимаешь, почему, спустя пять лет после Победы, девочка всё ещё не могла забыть «о гибельной голодной жизни» в Ленинграде, «о страшной дороге по Ладожскому озеру», о тех чудовищных днях, которые ей пришлось пережить. Л.Пожедаева убедительно рассказывает о том, что война, заставив увидеть и перечувствовать «тогда уже так много», изменила всё в жизни ребёнка, искалечила её детство, сделала «малолетнею старухой».

2 способ. При помощи указания на абзацы
Автор очень убедительно рассказывает о том, что вынесли дети блокадного Ленинграда. В абзаце 2 повествуется о страшной дороге через Ладожское озеро, о той «безвыходной обречённости», которую испытали и взрослые, и дети. А постоянный голод и мысли девочки о хлебе, которыми завершается абзац 3? Разве можно такое забыть?!

3 способ. При помощи указания номеров строк
(Посчитать строки у меня не получилось, поэтому сделала с указанием на номера предложений.)
Автор, рассуждая о трагической судьбе детей блокадного Ленинграда, говорит о том, что они раньше времени превращались не во взрослых, а в стариков (предложение 13). А как убедительно она передает мысли маленькой девочки о голоде (предложение 23). Вот только два небольших примера, показывающие, что жизнь юных ленинградцев в годы блокады была страшной…

Текст
(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
(З)Машины плывут по воде — дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.
(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.
(13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я то ли засыпаю, то ли теряю сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю — казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного — есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве... (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война...

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 — 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

(37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде? (40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть, кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает, как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек. (45)Мои беды и страдания — это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек, обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и тёти Ксении не забудутся никогда.

(По Л. Пожедаевой *)

P.S. Коллеги и абитуриенты, материал, выставленный здесь, не является догмой, не претендует на звание "образца"... Это пробный вариант исполнения рекомендаций ФИПИ...Пожалуйста, попробуйте и вы написать свои варианты комментариев, размещая в этой статье Форума.
Нравится

Ответ принят

Наталья
Наталья
Оффлайн
Суббота, Январь 30 2016, 01:00 PM - #постоянная ссылка
0
Я пытаюсь загрузить вложение, не получается. Как это сделать у Вас на портале. Может, лучше разместить на "Прошколе"?
Нравится
Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
Ответы (42)
  • Ответ принят

    Понедельник, Май 02 2016, 05:58 PM - #постоянная ссылка
    0
    Конечно,мой вариант выверен.Пользуйся им.Но и у тебя неплохо.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Понедельник, Май 02 2016, 04:56 PM - #постоянная ссылка
    0
    На 1 балл потянет. Но можно же и на 3 балла сделать.
    Размышляя над поставленным вопросом, герой- рассказчик говорит о бессмертии книг, которым они обязаны учительнице русского языка и библиотекарше. Мужественные женщины, рискуя жизнью, спасли "целую районную библиотеку". Они "переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы", и им " удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению" по приказу фашистов.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Понедельник, Май 02 2016, 04:10 PM - #постоянная ссылка
    0
    Проблема бессмертия книг

    Размышляя над поставленным вопросом, автор(Разве автор?) вспоминает случай из своей военной биографии.Писатель(Разве писатель?) повествует историю о том,как в брошенной немцами Умани две немолодые женщины, учительница русского языка и библиотекарша, разбирали в подвале "подлежавшие уничтожению книги". В.Г.Лидина потрясло то, что женщины подвергали себя смертельной опасности, нарушая приказ фашистов об уничтожении книг: « две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку».(Ярче подчеркни проблему бессмертия книг...)
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Вторник, Апрель 26 2016, 08:59 AM - #постоянная ссылка
    0
    Этот отрывок служит явным доказательством того, что воспоминания о войне никогда не отпустят людей. Они должны быть(жить в памяти), чтобы будущие поколения не проходили через этот ужас, чтобы никогда не «калечили людей нравственно и психически голод и война». Героине пришлось очень трудно, и чтобы «выплеснуть на бумагу непроходящую боль», она оставляет свои воспоминания(Р) на страницах будущей книги: пусть те, кто будут жить после нее, не забывали БЫ обо всех тяготах войны.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Гуля
    Гуля
    Оффлайн
    Вторник, Апрель 26 2016, 07:29 AM - #постоянная ссылка
    0
    Этот отрывок служит явным доказательством того, что воспоминания о войне никогда не отпустят людей. Они должны быть, чтобы будущие поколения не проходили через этот ужас, чтобы никогда не «калечили людей нравственно и психически голод и война». Героине пришлось очень трудно, и чтобы «выплеснуть на бумагу непроходящую боль», она оставляет свои воспоминания на страницах будущей книги: пусть те, кто будут жить после нее, не забывали обо всех тяготах войны.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Четверг, Апрель 14 2016, 07:54 AM - #постоянная ссылка
    0
    Софья, я на такие мелкие вопросы не отвечаю. У меня просто нет времени.Запятая нужна.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Среда, Апрель 13 2016, 08:58 PM - #постоянная ссылка
    0
    Я проверила.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Среда, Апрель 13 2016, 08:35 PM - #постоянная ссылка
    0
    Какие изменения происходят в современном русском языке-вот проблема, поставленная В.Костомаровым в тексте.(Формулируй проблему ТАК!)

    Раскрывая поставленную проблему, автор размышляет об изменениях, которые происходят в русском языке. Свои рассуждения начинает с замечательных слов А.С.Пушкина, которые говорят о том, что русский язык "переимчив и общежителен". Обосновывая справедливость своих суждений, Костомаров отмечает, что язык "легко принимает иностранные слова, если они нужны", но "мера утеряна" и их количество быстро увеличивается.Публицист обращает внимание на то,что сейчас поток новых слов идет из довольно сомнительных источников, а наш языковой вкус формируют телевидение и радио. По мнению автора, все это приводит к загрязнению родного языка.
    ОСТАЛЬНОЕ все хорошо.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Вторник, Апрель 05 2016, 10:47 AM - #постоянная ссылка
    0
    1 балл. Да еще балл бы сняли за фактическую ошибку за предложение 6.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Анастасия
    Анастасия
    Оффлайн
    Понедельник, Апрель 04 2016, 07:48 PM - #постоянная ссылка
    0
    спасибо) а сколько баллов я бы получила за этот комментарий?
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Воскресенье, Апрель 03 2016, 04:45 PM - #постоянная ссылка
    0
    Попробуем проследить, как автор раскрывает поднятую проблему. Во-первых, в предложении 6 писательница представляет нашему вниманию неправильное понимание сущности внутреннего мира человека. Во-вторых, она убеждает нас в том, что высокий уровень образования не является показателем богатой души. И для того, чтобы показать, в чем состоит настоящее духовное богатство, приводит в пример простых людей, обладающих поистине тонко чувствующей, открытой душой. Более подробно Н. Долинина рассказывает о мальчике, который с вдохновенным лицом слушал "далекие звуки рожка" и смотрел на "заходящее сквозь туман солнце". Это пример писательница приводит, чтобы показать, какую необыкновенную душу может иметь обычный мальчик.

    1.Разве автор это говорит? (Нельзя путать автора и рассказчика исходного текста).
    2.В предложении 6 все верно. Просто она потом к этому перечню добавила еще что-то.
    3. Я бы взяла другую проблему: ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
    Нравится
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Анастасия
    Анастасия
    Оффлайн
    Воскресенье, Апрель 03 2016, 03:33 PM - #постоянная ссылка
    0
    Здравствуйте, проверьте, пожалуйста, мой комментарий к тексту:
    1)Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2)Во всяком случае, я не знала. (3)Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4)И ещё: духовное богатство. (5)Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6)Внутренний мир - это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству - так я думала. (7)И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8)Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9)Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде. (10)Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11)Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12)Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привёл? (13)Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман - из тумана вдруг послышались звуки. (14)Я не сразу поняла: это был рожок. (15)Древний пастушеский рожок - почти забытое искусство. (16)Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17)И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение - всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18)Глаза мальчика заблестели. (19)Он смотрел и смотрел и слушал - не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка - или вдохновенное лицо мальчика. (20)Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (21)С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу. (Н. Долинина)



    Комментарий:( Проблема звучит так: в чем заключается истинное духовное богатство?)
    Попробуем проследить, как автор раскрывает поднятую проблему. Во-первых, в предложении 6 писательница представляет нашему вниманию неправильное понимание сущности внутреннего мира человека. Во-вторых, она убеждает нас в том, что высокий уровень образования не является показателем богатой души. И для того, чтобы показать, в чем состоит настоящее духовное богатство, приводит пример простых людей, обладающих поистине тонко чувствующей, открытой душой. Более подробно Н. Долинина рассказывает о мальчике, который с вдохновенным лицом слушал "далекие звуки рожка" и смотрел на "заходящее сквозь туман солнце". Это пример писательница приводит, чтобы показать, какую необыкновенную душу может иметь обычный мальчик.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Четверг, Март 31 2016, 05:38 PM - #постоянная ссылка
    0
    Комментарий от Элины
    Размышляя над данной проблемой, автор повествует нам о Полтавской битве 1711 года. В этой битве российская армия проигрывала, но солдаты не собирались опускать оружие. Они готовы были сражаться до последнего дыхания, до последней капли крови. Они не боялись отдавать собственную жизнь(может, смерти), для них самое важное было защитить свою семью, дом, друга, Отчизну.
    Комментарий=пересказу.Нет опоры на исходный текст. Нет примеров и цитат. Не проявлены чувства автора.
    Комментарий наберет 0 баллов.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Воскресенье, Март 13 2016, 05:14 PM - #постоянная ссылка
    0
    Комментарии от неизвестного автора.

    1 вариант
    Вступление
    Давайте откроем Красную книгу и пролистаем её. Не знаю, как вы, а я испытываю ужас от того, что мы, люди, делаем…. Исчезли и исчезают многие виды флоры и фауны, и причина этому человек, который часто называет себя сыном природы. Какой же он сын, если уничтожает то, что обязан беречь? Именно об отношении людей к окружающему миру и размышляет В. Солоухин, поднимая актуальную экологическую и, думаю, нравственную проблему гибели природы.
    Комментарий
    Известный писатель начинает своё размышление со сравнения: уже в первом абзаце он сравнивает живущих на Земле людей с “вселенскими диверсантами”, которых прислали, чтобы “уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень”. Парадоксально, но люди, несмотря на варварское отношение к окружающему миру, считают себя друзьями природы. Однако публицист отрицает такую точку зрения, приводя страшные цифры, доказывающие, что человек безжалостно, бездушно, безнравственно уничтожает мир. Примеры, которые он приводит во втором-третьем, шестом-девятом абзацах, ужасают, заставляют задуматься над тем, что человек может потерять связь с природой. И причина тому, как пишет Владимир Алексеевич в абзацах двенадцатом-тринадцатом, - в “неутолимой, ненасытной жадности”, в желании “положить в карман гладкий холодный кружочек золота”.
    Вариант 2
    Вступление

    Помните слова Антона Павловича Чехова, который сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные». Действительно, мы должны уметь сострадать другим, и тогда мир станет лучше и добрее. Именно об этом и размышляет известный публицист и писатель Даниил Гранин, поднимая морально-этическую проблему утраты милосердия.
    Комментарий
    Рассуждая над данной проблемой, автор убеждает нас в том, что вечной человеческой ценностью является милосердие. Сначала абстрактное, на первый взгляд, понятие писатель иллюстрирует как «термин, непопулярный сегодня». Много лет назад казалось, что это слово всегда будет в обиходе, но случилось так, что оно устарело, о чём мы и читает во втором абзаце. Слова, как считает публицист, «стареют не случайно», за их старением скрывается процесс упадка нравственности в обществе, которому не нужно сострадание. Однако мысль, высказанная Даниилом Александровичем в четвертом абзаце, заставляет нас понять: «изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». К счастью, по мнению автора, которое явно звучит в шестом-седьмом абзацах, у большинства людей все-таки имеется такое чувство, как милосердие, «которое всегда было свойственно нашему народу». Убедительным доказательством такой точки зрения являются примеры проявления милосердия, о которых говорит публицист: «Чернобыль, землетрясения, наводнения аварийные ситуации». «Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства». А значит, не всё ещё потеряно...

    Вариант 3
    Комментарий:

    Способ 2 (указание абзацев + цитирование)
    Писатель рассуждает о том, что хорошая, благополучная и счастливая жизнь может быть обеспечена лишь тогда, когда люди будут беречь и охранять природу. Но они, к сожалению, не хотят понимать этого. Поэтому Владимир Алексеевич, стремясь разобраться в причинах варварского отношения людей к природе и желая заставить людей задуматься о своих поступках, в третьем абзаце обращает внимание читателя на ситуацию, которая произошла на пруду в Аксакове: люди разрушили красоту природы. Как же это произошло? Пара лебедей, прилетевшая осенью и оставшаяся здесь выводить птенцов, была зло и жестоко обижена людьми: кто-то "стащил" у них яйца, и птицы улетели. Последние строки текста свидетельствуют об искренней обеспокоенности В.А.Солоухина тем, что происходит вокруг, не случайно же он вспоминает слова своего попутчика, который говорит: «Мы, как видно, своим поведением, чтобы у нас лебеди плавали. Не заслужили».

    Способ 1 (цитирование)
    В своей статье известный русский писатель и публицист вспоминает разговор со своими попутчиками. Глядя в окно поезда, любуясь «золотой землей Оренбуржья», соседи по купе говорят о том, что «в прошлом году ... произошло в Аксакове чудо»: завелась пара лебедей, которые «снесли ... два яйца и стали их насиживать». Однако бессердечные люди «стащили» яйца у птиц, и лебеди сразу улетели и «больше уж не показываются». Люди сами «виноваты», что не смогли сберечь красоту, находящуюся рядом, потому что лебеди улетели из-за варварского отношения к ним людей.

    Вариант 4

    Автор показывает, как обычная песня может раскрыть психологическое состояние человека, обострить его чувства. Мелодия, исходящая «из самой души человека», способна «вызвать у другого…волнение…оживить самые сокровенные думы». Рассказчика поражает, какой мощной, страстной может быть музыка. Об этом мы читаем во втором абзаце. Говоря об огромном влиянии музыки на человека, в третьем абзаце писатель передаёт чувства своего героя в тот момент, когда Данияр поёт свою песню. Она «без слов раскрывала…большую человеческую душу». Почему это происходит? По мнению рассказчика, «музыка Данияра вобрала в себя самые лучшие мелодии двух народов и по-своему сплела их в единую неповторимую песню». Песня Данияра всколыхнула в нём детские мечты, всполошило его душу, и он точно во сне «смотрел на мир изумлёнными глазами». Чингиз Айтматов через восприятие музыки своим героем показывает, как музыка объединяет людей и природу. Эта мысль находит своё отражение в двух последних абзацах.

    Вариант 5
    Комментарий 1

    В своем тексте Анатолий Пантелеевич рассуждает над тем, как прекрасна природа, как чудесен окружающий нас мир. Мы видим несколько примеров, показывающих взаимоотношение природы и человека. Её красоту автор описывает в первом – четвертом абзацах, подчеркивая необычность и таинственность «этой степи, этого высокого неба, этих гор на окоеме», поэтому для героя «с понятием Родина» связаны «именно эти места». Он стал ближе к природе душевно. В шестом абзаце подтверждается мысль о том, что человек может потерять связь с природой, ведь современную молодежь не привлекают «голоса птиц над головой, шелест листьев, гудение пчел». Однако не все, по мнению героя, так относятся к природе, поэтому и создали закон об охране всей природы. Оказавшись «в степном безмолвии, на теплой земле» рассказчик чувствует себя спокойно, забывает обо всех проблемах. Об этом мы читаем в последнем абзаце.

    Комментарий 2
    Читая первый, четвертый абзацы, мы переносимся в детство рассказчика, который делится с нами своей любовью к степи, "к высокому небу", к "горам на окаёме". Обращаясь к воспоминаниям и рассуждениям о детстве, он говорит об истоках возникновения потребительского отношения к окружающему миру. Так, в пятом абзаце герой сожалеет, что "городские ребята, не видевшие ни коровы, ни овцы", многое теряют. И отсюда, по словам писателя, возникает неуважение к природе. Его герой не относится к людям, не умеющим ценить красоту окружающего мира, не умеющим беречь его. Детство рассказчика прошло в деревне, и он научился уважать природу и находиться в гармонии с ней. Даже встав взрослым, он не утратил чувства любви и благодарности к окружающему миру, о чём и говорится в последнем абзаце.
    Нравится
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Вторник, Март 01 2016, 08:51 PM - #постоянная ссылка
    0
    Материалы от И.А.Суязовой по тексту П.Ф.Нилина

    ВНИМАНИЕ: перед Вами – фрагмент художественного текста, в основе которого лежит диалог. По такому тексту писать сочинение сложно. Давайте посмотрим, как можно разными способами прокомментировать проблему, поднятую П.Ф.Нилиным.

    Основные проблемы исходного текста
    1. Проблема сущности русского характера
    2. Проблема героизма народа, вставшего на защиту своей Родины
    3. Проблема величия России
    Примечание: ученик комментирует проблему сущности русского характера
    Вступление:
    В мире обострена политическая ситуация. Россию окружили кольцом лжи и ненависти. Но русский народ всегда умел и умеет противостоять силе зла и преодолевать любые жизненные трудности, умеет прощать и давать сдачи. Об этом и размышляет Павел Филиппович Нилин, поднимая проблему сущности русского характера.
    Комментарий:
    СПОСОБ 1: ЦИТИРОВАНИЕ
    Писатель делает нас свидетелями разговора двух своих героев – Воистинова, «немолодого уже человека, бывшего каменщика и верхолаза», и Мити, молодого бойца, которого волнует, что из Москвы уезжают «детишки ... взрослые», что «заводы вывозят». Однако Воистинов успокаивает испуганного Митю, уверяя, что во время войны убегать куда-то, чтобы спасти себя, глупо. Опытный боец, участвующий уже в третьей войне, призывает Митю посмотреть на женщин, сдающих свою кровь раненым и роющих окопы, на людей, работающих на заводах и поставляющих на фронт одежду, оружие и продовольствие. По его мнению, нужно видеть людей, защищающих Родину, не обращая внимания на то, как из Москвы на грузовиках вывозят вещи. «Весь мир может дрогнуть, а Россия не дрогнет», - уверен Воистинов. Почему? Потому что у русских особый характер. «Ударь меня раз – я… дам, конечно, сдачи… Ударь второй – я начну сердиться и уж хлестану как следует… А уж если в третий раз ударить… буду сражаться до последней капли крови», - говорит он. Русские не боятся ни смерти, ни раны, ничто их не может сломить: «русскому всё ничего», «такой характер у русских».
    СПОСОБ 2: УКАЗАНИЕ АБЗАЦЕВ
    Рассуждая над тем, какова же сущность национального характера, писатель знакомит нас со своими героями, которые отвечают на вопрос: что такое русский характер? В третьем абзаце даётся описание особенностей национального характера: Читая его, мы понимаем, в чём же проявляется русский характер: отличительная черта народа – это самопожертвование, в основе которого лежит огромная любовь к Родине и готовность жертвовать собой ради неё. В последнем абзаце автор убеждает нас, читателей, что русский человек не боится быть ни раненым, ни убитым, потому что «русскому всё ничего».
    СПОСОБ 3: УКАЗАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
    (вместо указания строк)
    Герой рассказа Воистинов, рассуждая о бесстрашии, стойкости и мужестве русских людей, объясняет Мите, молодому и неопытному бойцу, в чём проявляется сущность национального характера. Автор пишет: весь мир может дрогнуть, а Россия не дрогнет (предложение 17), потому что русский человек будет сражаться до последней капли крови (предложение 25), потому что все, объединившись, живут ради победы (предложения 30, 34-38), потому что русскому человеку «всё ничего» (предложения 62, 63, 64). В этом и спрятана сущность национального характера, которую не могут понять враги.
    Текст
    Абзац 1.
    (1) В казарму Митя явился в точно назначенное ему время.
    Абзац 2.
    (2) В казарме был в этот час только один Воистинов, немолодой уже человек, бывший каменщик и верхолаз. (3) Увидев Митю, он заулыбался:
    — Ну, как там, сынок, дела? (4) Что слышно в Москве?
    (5) — Уезжают, всё время идут грузовики...— сказал Митя.
    (6) — Ну это правильно, детишек надо вывезти... - умиротворённо произнёс Воистинов.
    (7) — Да не только детишки, но и взрослые тоже уезжают, и заводы вывозят...
    Абзац 3.
    (8) Воистинов слушал Митю и, как всегда, невинно и насмешливо улыбался.
    (9) — Милый мой, — наконец заговорил он — ты этак завязнуть можешь, как муха в меду. (10) Увидел, что грузовики с вещами идут, и уже испугался. (11) Уезжает, мол, вся Москва. (12) Уезжают, во-первых, те, кому это по делу полагается. (13) Но есть те, которые и сами бегут. (14) Но ведь это глупое дело - бежать. (15) Разве тут убежишь в случае чего? (16) Битва-то, битва-то какая во всём свете... (17) Весь мир может дрогнуть, а Россия не дрогнет. (18) Это я могу тебе в точности сообщить. (19) Я уж в третьей войне участвую. (20) Ведь у нас, у русских, как бывает? (21) Ударь меня раз — я, может, даже сробею немножко, но дам, конечно, сдачи. (22) И мы ведь немцев тоже лупили с первого разу. (23) Ударь второй - я начну сердиться и уж хлестану как следует. (24) Немцам ведь по второму разу здорово попало под Одессой и под Киевом. (25) А уж если в третий раз ударить, и я, кровь, не дай бог, на себе увижу, тут уж я ничего не прощу, и буду сражаться до последней капли крови. (26) Или он меня добьёт, или я его. (27) У нас такой характер, у русских. (28) И на войне, кто был, знает.
    Абзац 4.
    (29) Вот сейчас, как я считаю, немец на нас по третьему разу уже замахнулся, Москву грозится забрать. (30) И гляди, как весь народ ощетинился. (31) Ты на грузовики с вещами не гляди. (32) Ты на наших баб гляди, кои уже и плакать перестали. (33) Вчера в госпитале у знакомого был. (34) Так бабы там в очереди стоят, кровь свою сдают и обижаются, кричат, у кого не принимают. (35) Говорят: нас, как баб, на фронт не берут, так мы хоть тут помогать будем. (36) И помогают. (37) Окопы роют вместе с мужиками. (38) И вчера рыли, и сегодня, и завтра будут рыть. (39) А ты говоришь — уезжают! (40) Нет, Митрий, ты ещё не медведь. (41) Ты ещё медвежонок только. (42) У тебя охвату настоящего нету. (43) Вот, скажем, пушка, она стреляет. (44) А её ведь раньше сделать надо, снаряд к ней приготовить. (45) А раз человек пушки делает, значит, он воюет. (46) Он хоть на Урал уедет, он всё равно там пушки делать будет. (47) А ты говоришь — не в ту сторону уезжают. (48) Думаешь, все в одну сторону должны ехать? (49) А кто продовольствие, одежду для нас с тобой будет готовить? (50) Или опять же ружья? (51) Другое дело, что стрелять из пушки должен особо крепкий, здоровый человек. (52) Тут специально народ призывают, доктора осматривают. (53) А кого не призвали, тот может про себя напомнить, чтобы не забыли. (54) Вот мы, скажем, добровольцы...
    Абзац 5.
    (55) Воистинов подошёл к широкому окну, облокотился на подоконник и долго смотрел на улицу, на небольшую квадратную площадь. (56) Потом сказал вдруг почти с восторгом:
    — Ух, сколько ещё всяких дел будет! (57) Дух даже захватывает. (58) Битва-то, я опять скажу, битва-то какая идёт. (59) И на земле, и на море, и в облаках. (60) Приснилось бы такое, с испугу можно помереть.(61) А так, в натуре, когда сам участвуешь, — ничего. (62) И убьют — ничего. (63) И поранят — ничего. (64) Русскому всё ничего. (65) Эх, серьёзная, Митька, у нас страна, Россия... (По П. Нилину)
    Нилин Павел Филиппович (1908—1981 гг.) — русский советский писатель, драматург, сценарист, автор повестей: «Человек идёт в гору», «Жестокость», «Испытательный срок» и др.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Пятница, Февраль 26 2016, 06:23 PM - #постоянная ссылка
    0
    А я бы комментарий сократила:

    Взволнованно звучат рассуждения автора о самой природе нашей любви к родной стороне. Карамзин считает, что в этом чувстве слились два начала – физическое и моральное. Объясняя природу физической любви, писатель пишет: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей...». «Моральная любовь к Отечеству» определяется Карамзиным как «любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем». Это чувство с возрастом становится только сильнее. На этом и зиждется
    природа нашей любви к Отчизне.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Пятница, Февраль 26 2016, 11:54 AM - #постоянная ссылка
    0
    Сочинение по тексту 22 сборника И.П.Цыбулько
    Почему малая родина так дорога человеку? Какова природа нашей любви к Отчизне? Именно эти вопросы волнуют Н.М. Карамзина - русского историка, писателя, поэта, создателя «Истории государства Российского».
    Взволнованно звучат рассуждения автора о самой природе нашей любви к родной стороне. Карамзин считает, что в этом чувстве слились два начала – физическое и моральное. Объясняя природу физической любви, Карамзин пишет: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической». Аргументируя это утверждение, автор приводит два убедительных примера о лапландце и жителе Швейцарии, которые по-своему привязаны каждый к своей земле и никогда не променяют её даже на более комфортные условия жизни, что обусловлено «законом природы»: «Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется». «Моральная любовь к Отечеству» определяется Карамзиным как «любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем». Это чувство с возрастом становится только сильнее. Иллюстрирует данное утверждение пример о встрече в «чужой земле» «единоземцев», говоря современным языком, земляков, объединённых «общими связями Отечества».
    Позиция автора выражена ярко и убедительно: любовь к Отечеству сильна тем, что в ней присутствуют два неразделимых начала – физическое, обусловленное законом природы, и моральное, которое только крепнет с годами.
    Нельзя не согласиться с данным авторским выводом, потому что каждый из нас испытывает внутреннюю необъяснимую связь с местом, где родился, вырос, встретил первого друга, познал первое чувство любви. И эта «физическая» любовь укрепляется «моральной» - любовью к людям своего края, своим землякам. Вот, казалось бы, чем могла заставить дрогнуть сердце карельского писателя Леонида Вертеля (рассказ «Моя вторая родина») заброшенная, умирающая деревенька? Ведь и нашёл он её случайно, заблудившись в лесу, и дома-то в ней все разрушены и пустыми глазами глядят в ночное небо, и всё, что живо в ней – три сосны у погоста, охраняющие покой ушедших. Но это ведь родная карельская земля, и надо вернуть ей жизнь, пусть хоть изредка сюда возвращаясь, на свою «вторую родину».
    А сколько человеческих судеб, свидетельствующих о том, как люди, в силу трагических обстоятельств вынужденные оставить родную землю, так и не смогли ослабить узы своей любви и тоски по Отечеству, моральная любовь к которому только крепла! И. Бунин, А. Куприн, М. Цветаева и многие, многие другие. Например, Бунин продолжал писать о России и для России на своём родном языке. Вспомним «Антоновские яблоки», где Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, но бесконечно любимой автором.
    Таким образом, размышляя над природой нашей любви к своему Отечеству, мы неизменно приходим к выводу о том, что это чувство неистребимо в человеке, потому что заложено в нас самой природой, потому что корнями связывает нас с нашими согражданами, с родителями, друзьями – со всеми, кто жил и живёт на общей для нас земле.

    Ученица С.Н.Мищенко
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Понедельник, Февраль 22 2016, 10:23 AM - #постоянная ссылка
    0
    Спасибо, Ирина Анатольевна.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Суязова И.А
    Суязова И.А
    Оффлайн
    Пятница, Февраль 19 2016, 06:32 PM - #постоянная ссылка
    0
    Вступление к тексту 1
    Давайте откроем Красную книгу и пролистаем её. Не знаю, как вы, а я испытываю ужас от того, что мы, люди, делаем…. Исчезли и исчезают многие виды флоры и фауны, и причина этому человек, который часто называет себя сыном природы. Какой же он сын, если уничтожает то, что обязан беречь? Именно об отношении людей к окружающему миру и размышляет В. Солоухин, поднимая актуальную экологическую и, думаю, нравственную проблему гибели природы.
    Комментарий
    Известный писатель начинает своё размышление со сравнения: уже в первом абзаце он сравнивает живущих на Земле людей с “вселенскими диверсантами”, которых прислали, чтобы “уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень”. Парадоксально, но люди, несмотря на варварское отношение к окружающему миру, считают себя друзьями природы. Однако публицист отрицает такую точку зрения, приводя страшные цифры, доказывающие, что человек безжалостно, бездушно, безнравственно уничтожает мир. Примеры, которые он приводит во втором-третьем, шестом-девятом абзацах, ужасают, заставляют задуматься над тем, что человек может потерять связь с природой. И причина тому, как пишет Владимир Алексеевич в абзацах двенадцатом-тринадцатом, - в “неутолимой, ненасытной жадности”, в желании “положить в карман гладкий холодный кружочек золота”.
    Текст
    (1)Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но и мнящие себя друзьями природы.
    (2)Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (3)Говорят, Рейн несёт в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов.
    (4)Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.
    (5)Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее нарисовать, ужасна.
    (6)Остановиться уже нельзя. (7)Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.
    (8)Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну.
    (9)Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. (10)Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например перепелят. (11)Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нём от века. (12)Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок, однако её возможности ограничены самой природой.
    (13) Но вот я разглядываю картинки в книге Дорста «До того, как умрет природа». (14)Люди расстреливают стадо бизонов с поезда. (15)Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры.
    (16)Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.
    (17)Лежбище котиков. (18)Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19)Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики. (20)Как можно больше убить, как можно больше схватить...
    (21)Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены — фактически — зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.
    (22)Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы,
    носороги, многие виды животных и птиц.
    (23)Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и... положить в карман гладкий холодный кружочек золота.
    (24)Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.
    (25)Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвлённое самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.
    (26)Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги. (27)Кто-то убьет последний экземпляр кита и лебедя. (28)Мало ли что другие экземпляры. (29)Но ведь именно от этого тянулись назад и вперед цепочки поколений. (30)А теперь осталась только одна цепочка — назад. (31)Нитки поколений перерезаны ненасытной жадностью человека.
    (В.Солоухин)

    Вступление к тексту 2
    Помните слова Антона Павловича Чехова, который сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные». Действительно, мы должны уметь сострадать другим, и тогда мир станет лучше и добрее. Именно об этом и размышляет известный публицист и писатель Даниил Гранин, поднимая морально-этическую проблему утраты милосердия.
    Комментарий
    Рассуждая над данной проблемой, автор убеждает нас в том, что вечной человеческой ценностью является милосердие. Сначала абстрактное, на первый взгляд, понятие писатель иллюстрирует как «термин, непопулярный сегодня». Много лет назад казалось, что это слово всегда будет в обиходе, но случилось так, что оно устарело, о чём мы и читает во втором абзаце. Слова, как считает публицист, «стареют не случайно», за их старением скрывается процесс упадка нравственности в обществе, которому не нужно сострадание. Однако мысль, высказанная Даниилом Александровичем в четвертом абзаце, заставляет нас понять: «изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». К счастью, по мнению автора, которое явно звучит в шестом-седьмом абзацах, у большинства людей все-таки имеется такое чувство, как милосердие, «которое всегда было свойственно нашему народу». Убедительным доказательством такой точки зрения являются примеры проявления милосердия, о которых говорит публицист: «Чернобыль, землетрясения, наводнения аварийные ситуации». «Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства». А значит, не всё ещё потеряно...
    Ященко Ангелина, ученица 10 класса

    Текст 2
    (1)Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей из определенных чувств, свойств, понятий.
    (3) Одно из таких чувств чувство милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
    (7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно не модно? (10) Не нужно?
    (11)Изъять милосердие значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.
    (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни.
    (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...
    (17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
    (20) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом... (23) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (Д. Гранин)

    Комментарий к тексту 3
    Автор показывает, как обычная песня может раскрыть психологическое состояние человека, обострить его чувства. Мелодия, исходящая «из самой души человека», способна «вызвать у другого…волнение…оживить самые сокровенные думы». Рассказчика поражает, какой мощной, страстной может быть музыка. Об этом мы читаем во втором абзаце. Говоря об огромном влиянии музыки на человека, в третьем абзаце писатель передаёт чувства своего героя в тот момент, когда Данияр поёт свою песню. Она «без слов раскрывала…большую человеческую душу». Почему это происходит? По мнению рассказчика, «музыка Данияра вобрала в себя самые лучшие мелодии двух народов и по-своему сплела их в единую неповторимую песню». Песня Данияра всколыхнула в нём детские мечты, всполошило его душу, и он точно во сне «смотрел на мир изумлёнными глазами». Чингиз Айтматов через восприятие музыки своим героем показывает, как музыка объединяет людей и природу. Эта мысль находит своё отражение в двух последних абзацах.

    Коломыцева Анастасия, выпускница юридического техникума

    Текст 3

    (1) У речушки, пересекавшей дорогу, лошади, цокая подковами по мокрым серебристым камням, замедлили ход. (2) Когда мы миновали брод, Данияр подстегнул коней и неожиданно запел.
    (3) Больше всего меня поразило, какой страстью, каким горением была насыщена сама мелодия. (4) Я не знал, как это назвать, да и сейчас не знаю, вернее, не могу определить: только ли это голос, или ещё что-то более важное, что исходит из самой души человека, что-то такое, что способно вызвать у другого такое же волнение, способно оживить самые сокровенные думы.
    (5) Если бы только можно было хоть в какой-то мере воспроизвести песню Данияра! (6) В ней почти не было слов, но без слов раскрывала она большую человеческую душу. (7) Ни до этого, ни после я не слышал такой песни. (8) Она не походила ни на киргизские, ни на казахские напевы, но в ней было и то и другое.
    (9) Музыка Данияра вобрала в себя самые лучшие мелодии двух народов и по-своему сплела их единую, неповторимую песню. (10) Это была песня гор и степей, то звонко взлетающая, как горы киргизские, то раздольно стелющаяся как степь казахская.
    (11) И мне вдруг стали понятны его странности, которые вызывал у людей недоумение и усмешки: его мечтательность, любовь к одиночеству, его молчаливость. (12) Я понял теперь, почему он просиживал целые вечера на сопке и почему оставался на ночь у реки, почему о постоянно прислушивался к неуловимым для других звукам и почему иногда вдруг загорались у него глаза, взлетали обычно настороженны брови. (13) Это был человек глубоко влюблённый. (14) И влюблён он был, почувствовал я, не просто в другого человека; это была какая другая, огромная любовь - к жизни, к земле. (15) Да, он хранил любовь в себе, в своей музыке, он жил ею. (16)Равнодушный человек не мог бы так петь, каким бы он ни обладал голосом.
    (17) Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи обнять её только за то, что человек может так её любит (18) Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое, чего я ещё не умел назвать.(19) Это было что-то неодолимое, это была потребность выразить себя, да, выразить, не только самому видеть и ощущать мир, но и Донести до других своё видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как умел это делать Данияр. (20) Я замирал от безотчётного страха и радости перед чем-то неизвестным. (21) Но тогда я ещё не понимал, что мне нужно взять в руки кисть.
    (22) Я любил рисовать с детства. (23) Я срисовывал картинки с учебников, и ребята говорили, что у меня получается «точь-в-точь». (24) Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. (25) Но потом началась война, братья ушли в армию, я бросил школу и пошёл работать в колхоз, как и все мои сверстники. (26) Я до поры до времени забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них. (27) Но песни Данияра всполошили мою душу. (28) Я был точно во сне и смотрел на мир изумлёнными глазами, будто видел всё впервые.
    (29) Когда, казалось, угас последний отзвук песни, её новый трепетный порыв снова пробудил дремлющую степь. (30) И она благодарно слушала певца, обласканная родным ей напевом. (31) Широким плесом колыхались спелые сизые хлеба, ждущие жатвы, и предутренние блики перебегали по полю. (32) Могучая толпа старых верб на мельнице шелестела листвой, за речкой догорали костры полевых станов, и кто-то, как тень, бесшумно скакал под берегом, в сторону аила, то исчезая в садах, то появляясь опять. (33) Ветер доносил оттуда запах яблок, молочно-парной медок цветущей кукурузы и тёплый дух подсыхающих кизяков.
    (34) Долго, самозабвенно пел Данияр. (35) Притихнув, слушала его зачарованная августовская ночь. (36) И даже лошади давно уже перешли на мерный шаг, будто боясь нарушить это чудо.
    (По Ч. Айтматову)

    Комментарий к тексту 4
    Способ 1 (указание абзацев + цитирование)

    Писатель рассуждает о том, что хорошая, благополучная и счастливая жизнь может быть обеспечена лишь тогда, когда люди будут беречь и охранять природу. Но они, к сожалению, не хотят понимать этого. Поэтому Владимир Алексеевич, стремясь разобраться в причинах варварского отношения людей к природе и желая заставить людей задуматься о своих поступках, в третьем абзаце обращает внимание читателя на ситуацию, которая произошла на пруду в Аксакове: люди разрушили красоту природы. Как же это произошло? Пара лебедей, прилетевшая осенью и оставшаяся здесь выводить птенцов, была зло и жестоко обижена людьми: кто-то "стащил" у них яйца, и птицы улетели. Последние строки текста свидетельствуют об искренней обеспокоенности В.А.Солоухина тем, что происходит вокруг, не случайно же он вспоминает слова своего попутчика, который говорит: «Мы, как видно, своим поведением, чтобы у нас лебеди плавали. Не заслужили».
    Бурляева Татьяна, 11 «А» класс

    Способ 2 (цитирование)
    В своей статье известный русский писатель и публицист вспоминает разговор со своими попутчиками. Глядя в окно поезда, любуясь «золотой землей Оренбуржья», соседи по купе говорят о том, что «в прошлом году ... произошло в Аксакове чудо»: завелась пара лебедей, которые «снесли ... два яйца и стали их насиживать». Однако бессердечные люди «стащили» яйца у птиц, и лебеди сразу улетели и «больше уж не показываются». Люди сами «виноваты», что не смогли сберечь красоту, находящуюся рядом, потому что лебеди улетели из-за варварского отношения к ним людей.
    Елфимова Анастасия, 11 «А» класса

    Текст 4

    1 абзац

    (1) Поездка в Аксаково не могла, как видно, закончиться без одного пронзительного мотива, связанного с природой. (2) Это произошло, когда поезд уже тронулся. (3) Я стоял у окна в проходе вагона и смотрел на бегущие мимо холмы и долы. (4) Между прочим, всё ещё стояла осень, всё ещё не слышалось прямого и откровенного дыхания зимы, но поезд (дальний, карагандинский) пришёл к станции Бугуруслан с заснеженными подножками, и снег этот уже не таял. (5) Через золотые осенние земли западного Оренбуржья так и везли мы на подножках поезда в Москву мелкий въедливый снежок карагандинских степей.
    2 абзац
    (6) Тут рядом со мной около другого окна остановился пассажир-попутчик. (7) Мы стояли у двух разных окон, а смотрели в одну и ту же сторону.
    (8) — Аксаковские места! — сообщил мне попутчик. (9) — Здесь у него были и все охоты, и все рыбалки.
    (10) — Дичи было много, да и разного зверя, а теперь поубавилось.
    (11) — Зверя и дичи везде поубавилось, но знаете ли, какое в прошлом году произошло в Аксакове чудо?
    (12) -Ну?
    (13) — Пара лебедей завелась было на пруде в Аксакове. (14) Прилетели весной и остались здесь выводить птенцов. (15) Что уж их сюда привело? (16) Может, дальняя память какая. (17) Через эти... гены что-нибудь передалось? (18) Может, их предки водились когда-нибудь здесь, а в крови у потомков и проснулась память об этом месте? (19) А ведь если бы они вывели птенцов, то птенцы уж прилетели бы сюда на другой год как на родину. (20) Обязательно прилетели бы. (21) Так, глядишь, и прижились бы здесь лебеди. (22) Украсили бы пруд и вообще, так сказать, пейзаж. (23) Это же красота, если по пруду плавают дикие лебеди! (24) И Аксакову тоже бы вроде памяти было, как ценителю и певцу природы.
    3 абзац
    (25) Собеседник замолчал, и я осмелился спросить у него через минуту-другую:
    — Что же, лебеди? (26) Почему не прижились?
    (27) — Почему, почему.. (28) Снесли они два яйца и стали их насиживать. (29) Огромные яйца, крупнее гусиных. (30) А яйца эти у них стащили. (31) Может, мальчишки, а может, и кто-то взрослый. (32) Ну и улетели они сразу с пруда, больше уж не показываются.(33) А жаль...
    (34) — Конечно, жаль, — подтвердил я. (35) — Разве плохо — лебеди на пруду? (36) Вот я слышал в других странах: в Польше, Чехословакии, Германии, будто лебеди там запросто плавают по озёрам. (37) Народ вокруг, население, а они плавают с лебедятами.
    (38) — Я вот что скажу: сами же мы и виноваты. (39) Недостойны мы, как видно, своим поведением, чтобы у нас лебеди плавали. (40) Не заслужили. (41) Лебедь — это, брат, заслужить надо...
    4 абзац
    (42) Поезд шёл, быстро сгущались сумерки. (43) Моя поездка в аксаковские места подошла к концу.
    (По В. Солоухину)

    Комментарий 1 к тексту 5
    В своем тексте Анатолий Пантелеевич рассуждает над тем, как прекрасна природа, как чудесен окружающий нас мир. Мы видим несколько примеров, показывающих взаимоотношение природы и человека. Её красоту автор описывает в первом – четвертом абзацах, подчеркивая необычность и таинственность «этой степи, этого высокого неба, этих гор на окоеме», поэтому для героя «с понятием Родина» связаны «именно эти места». Он стал ближе к природе душевно. В шестом абзаце подтверждается мысль о том, что человек может потерять связь с природой, ведь современную молодежь не привлекают «голоса птиц над головой, шелест листьев, гудение пчел». Однако не все, по мнению героя, так относятся к природе, поэтому и создали закон об охране всей природы. Оказавшись «в степном безмолвии, на теплой земле» рассказчик чувствует себя спокойно, забывает обо всех проблемах. Об этом мы читаем в последнем абзаце.
    Битюкова Юля, 11 класс

    Комментарий 2 к тексту 5
    Читая первый, четвертый абзацы, мы переносимся в детство рассказчика, который делится с нами своей любовью к степи, "к высокому небу", к "горам на окаёме". Обращаясь к воспоминаниям и рассуждениям о детстве, он говорит об истоках возникновения потребительского отношения к окружающему миру. Так, в пятом абзаце герой сожалеет, что "городские ребята, не видевшие ни коровы, ни овцы", многое теряют. И отсюда, по словам писателя, возникает неуважение к природе. Его герой не относится к людям, не умеющим ценить красоту окружающего мира, не умеющим беречь его. Детство рассказчика прошло в деревне, и он научился уважать природу и находиться в гармонии с ней. Даже встав взрослым, он не утратил чувства любви и благодарности к окружающему миру, о чём и говорится в последнем абзаце.
    Моисеенко Настя, 11 класс

    Текст 5
    (1) Автобус всё катит и катит по сверкающему зеркалу асфальта туда, где лежит моё село, где мечтал я о чём-то далёком, горел непонятной любовью, не сознавая, что именно люблю. (2) И только позднее, когда лишился всего этого, понял, что люблю эту степь, это несказанно высокое небо, эти горы на окоёме и с понятием Родина связываю именно эти места. (3) Тогда я не понимал, что самое яркое, самое дорогое, самое неповторимое в моей жизни — это моё детство здесь.
    (4) У обочины дороги пасутся две лошади. (5) Возле них взбрыкивает на тонких ножках, сыт и весел, рыжий жеребёнок. (6) Он с любопытством уставился на автобус, и вдруг решился потягаться с ним в скорости, и, выскочив на асфальт, припустил впереди машины. (7) Одна лошадь приподняла голову и заржала. (8) Чисто и звонко отозвался жеребёнок на зов матери, отскочил на обочину, запылил бодро к ней, тут же забыв о нашем существовании.
    (9) В автобусе повеселели, заулыбались, оттаяли сердцем, и подумалось мне: счастлив человек, детство которого прошло в деревне. (10) Он ближе к природе душевно и, в полном смысле этого слова, лучше понимает её, острее чувствует.
    (11) Эта степь, эти берёзы, этот осинник, этот жеребёнок, светлый и чистый в своей детскости, — всё это Родина. (12) Да разве заменишь эту опушку леса каким-нибудь городским сквером, порой небрежно и безвкусно возделанным, с подстриженными куцыми деревьями? (13) Спросите у городского жителя, что он помнит из детства, и он ответит, что помнит, как ездил в деревню к бабушке, как удил рыбу и ходил на охоту, то есть вспомнит лучшие часы, проведённые на природе.
    (14) Деревня — исконное, изначальное селение человеческое, оно остаётся в нас, хотим мы этого или не хотим. (15) И жаль, что так много теряют городские ребята, не видевшие ни коровы, ни овцы, я не говорю уж о таком вот жеребёнке, способном осчастливить любого мальчишку. (16) Не отсюда ли возникает потребительское отношение к природе, неуважение к ней. (17) Посмотрите на лес, поляну или берег реки после ухода городской молодёжи, грамотной, модно одетой, с магнитофонами, орущими в первородной тиши леса степи. (18) Сейчас этими пожирателями тишины вооружены все, от мала до велика. (19) От хозяина такого современного чуда, а может бедствия, так и прёт неуважением ко всем и вся. (20) Ему и в голову не приходит, что кому-то, может, хочется тишины, покоя.
    (21) А главное, его совершенно не привлекают голоса птиц над головой, шелест листьев, гудение пчёл или стрекот кузнечиков в траве. (22) И остаются после таких туристов обрывки грязных газет, пустые консервные банки, разбитые бутылки, сломленные и срубленные деревца, вытоптанная трава, а порой непотушенный костёр — будто орды Чингисхана прошли. (23) Не вся, конечно, молодёжь такая, но — увы! — много такой. (24) И не только молодёжи. (25) Бездушие к природе заставило впервые за всю историю человечества создать закон об охране природы, и не просто какого-нибудь участка, а всей природы.
    (26) Я попросил остановить автобус, прихватил свой чемоданчик и под удивлённые взгляды пассажиров сошёл. (27) И сразу же оказал в степном безмолвии, на тёплой земле, среди дурманящего запаха нагретых трав и поспевающих хлебов... (По А. Соболеву)
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
  • Ответ принят

    Пятница, Февраль 19 2016, 11:39 AM - #постоянная ссылка
    0
    Пожалуйста.
    Этот ответ в настоящее время свёрнут Show
Ваш ответ
Thursday the 2nd. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru