Форма входа

Материалы к сочинению на лингвистическую тему

Ребята, хорошим помощником вам при написании сочинения на лингвистическую тему на ГИА станут сочинения 2011 года. В них вы сможете найти теоретический материал, подтверждающий те или иные ваши рассуждения. 

skachat 


Сочинения 1


Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?

Однородные члены предложения - распространённое явление художественного стиля. Они используются в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем тексте.

Во-первых, большое количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…» Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в переполненном людьми автобусе…

Во-вторых, однородные сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых: «обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».

Таким образом, характеризуя богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе «оживить» изображаемое.

(118 слов)

 

 



Сочинение 2.

Зачем в тексте нужны НЕОЛОГИЗМЫ?

Неологизмы – это слова, созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт, космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором литературного произведения с определённой стилистической целью. Например: «надвьюжный» (А.Блок), «громадьё» (В.Маяковский). Эти неологизмы нередко становятся сильным выразительным средством в художественной речи.

Автор отрывка в предложении 2 называет людей, «врагов нашей русской природы», «себятниками», тем самым создавая яркий образ вредителей всего живого.

Второй неологизм, созданный А.Приставкиным, - это слово «человекоружьё». Перед нами яркая метафора, обозначающая сотни людей, приставивших свои ружья «прямо к сердцу природы» (предложение 17).

Таким образом, могу сделать вывод, что писатели, создавая новые слова, развивают у читателя словообразовательное мышление, помогающее проникнуть во внутреннюю форму слова.

(119 слов)

 


Сочинение 3

Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?

А. Кушнер писал:
« Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод, не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа».

Как точно выразил в стихах поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?

Во-первых, в предложениях 2 и 5 встретила вводные слова «возможно» и «вероятнее всего», обозначающие степень уверенности, возможность предположения.

Во-вторых, слова «во-первых» и «во-вторых» нахожу в предложениях 9 и 10, имеющих значение порядка изложения и связь мысли.

В-третьих, в предложении 15 встречаю выражение «одним словом», указывающее на приём и способ оформления мысли.

В-четвёртых, в предложении 16 вводное слово «на ваш взгляд» указывает на источник сообщения.

Таким образом, в тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять то, что хотел сказать автор.

(148 слов)


Сочинение 4

РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте?

Во-первых, хочу отметить, что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них выступают в роли синонимов обычным словам. Так в предложении 7 фразеологизм «не может не броситься в глаза» равен выражению «ярок, примечателен», а в предложении 12 «вышли из моды»- «стали немодными». Согласитесь, что устойчивые сочетания явно украсили текст!

Во-вторых, в предложении 15 встречаю фразеологизм «сжималось сердце». Он определяет душевное состояние людей, посетителей Лувра.

В-третьих, устойчивое сочетание «гора свалилась с плеч» (предложение 31) так же определяет нравственное состояние мальчика, совершившего великодушный поступок. Этот фразеологизм интересен и тем, что мы можем хотя бы предположить источник появления этого выражения. На мой взгляд, он пришел в нашу речь из фольклора: то ли из сказки, то ли из былины.

Таким образом, могу сделать вывод, что фразеологизмы в художественном тексте играют большую роль: они делают его ярче, эмоциональнее, выразительнее.

(173 слова)

 



Сочинение 5

Роль антонимов в художественном тексте.

Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом тексте?

Во- первых, в предложении 6 « Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата явлений, широту пространственных и временных границ.

Во – вторых, в предложении 16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: « ни взад ни вперед ».

Таким образом, можно сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности речи.

(85 слов)

 

 


Сочинение 6

Зачем писатели используют в своих произведениях перифраз?

Перифраз - это описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном тексте?

Во-первых, в эссе, посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении 13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».

Во-вторых, в предложении 26 нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий слово «осень», образно характеризует это время года.

Таким образом, писатели используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой данной материи красно говорить…».

(112 слов)

 

 


Сочинение 7

Зачем в художественном тексте используют синонимы.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?

Во-первых, для более точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел на мокрый, еще влажный от росы песок».

Во-вторых, в предложении 8 нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова: «Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»

В-третьих, в предложении 20 для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»

Таким образом, могу сделать вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее выразить мысль.

(119 слов)

 

 


Сочинение 8

Роль сравнений в художественном тексте и способы их выражения.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений встречаем в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.

Таким образом, роль сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.

(132 слова)

 



Сочинение 9

Роль цитаты в публицистическом тексте.

Публицистический текст, используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения, характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата - это дословно переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?

Во – первых, А. Чирве для определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в предложении 6 , что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую характеристику рассказа.

Во-вторых, цитата Л. Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его эмоциональным.

Таким образом, цитаты в публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают внимание читателей и слушателей.

(134 слова)

 


Сочинение 10

Роль эпитетов в художественном тексте.

Среди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.

Во-вторых, в предложениях 13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают живописно описать действие.

Таким образом, эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.

(121 слово)

 

 


Сочинение 11

Роль гиперболы в художественном тексте.

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Гиперболизация - излюбленный стилистический приём Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?

Во-первых, в предложении 9 нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к природе.

Во-вторых, в предложении 17 встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А. Приставкин.

Таким образом, гиперболы в этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно представить события той ночи на Селигере.

(114 слов)

 



Сочинение 12

Роль метафор в художественном тексте

Сам термин «метафора» означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство». Какие метафоры нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 11 метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.

Во-вторых, в предложении 26 присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать, ярче представить, что натворили фашисты в городе.

Таким образом, могу сделать вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и эмоциональность.

( Слов 90)

 



Сочинение 13

Роль графических средств в письменном тексте

Русская графика располагает огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения (курсив, разрядка). Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова?

Во-первых, предложение 2 оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием выделения важных слов в тексте шрифтом другой величины. Этим словом стало слово « ВОЙНА»: «...была гражданская, была финская…и была - ВОЙНА-Великая Отечественная…»

Во-вторых, чрезвычайно разнообразно используется в художественном произведении курсив. Логическое, смысловое подчеркивание слов « военной», «соучастника и соотечественника» из предложений 3 и 9 с помощью этого шрифта – излюбленный прием многих писателей, в том числе Ю. Полякова: «Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника».

Таким образом, выделяя слова графически, автор усиливает образность текста художественной литературы.

( 124 слова)

 

 



Сочинение 14

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ

Лексический повтор в речи (письменной и устной ) ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста.

Так в предложениях 18-19 автор использует анафору «Или кабан пробежал близко…Или вдруг в бинокль увидел дятла?»

А вот в предложении 23 и 24 автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял бы свою необычность и экспрессивность.

Таким образом, могу сделать вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на читателя, слушателя.

(105 слов)

 

 


Сочинение 15

РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Антитеза-стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение-тьма». Какие виды антитезы встречаю в этом тексте.

Во-первых, предложение 16 «сейчас он не ученик средней школы, он-отважный гладиатор» помогает мальчику представить себя отважным гладиатором.

Во-вторых, в предложении 23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана Грозного.

Таким образом, антитеза как стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев, обстановку, поведение людей.

(80 слов)

 

 



Сочинение 16

Зачем нужна пунктуация?

До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания - это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?

В предложенном отрывке нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак, восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки. Остановлюсь на самых распространенных.

Во-первых, в конце почти всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем возраста».

Во-вторых, в конце текста неоднократно используется многоточие. Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.

Таким образом, знаки препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи.

(159 слов)

 


Сочинение 17

Точка

Точка является древнейшим знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Во-первых, в предложении «Великие традиции активно продолжают современные писатели» этот знак указывает на конец предложения.

Во-вторых, в предложениях «Я выполнил это задание. И он тоже. И она» точка используется для создания такого тропа, как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

Таким образом, точка играет в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и его смысл.

(84 слова)

 



Сочинение 18

Двоеточие

Двоеточие – это знак препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными, смысловыми отношениями с частью текста перед ним. В предложенном для анализа отрывке этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Во-первых, в предложении 9 «Все жили дружно: и собака, и кот, и петух» двоеточие используется для отделения однородных членов предложения от обобщающего слова.

Во-вторых, в предложении 13 «Раздумывать было некогда: опасность надвигалась» двоеточие отделяет части сложного предложения.

В-третьих, в предложении 21 «Говорят: «Береги честь смолоду», то есть с самого начала жизни» этот знак препинания используется для оформления прямой речи.

Таким образом, двоеточие – важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.

( 110 слов)

 

 


Сочинение 19

Двоеточие (2 вариант)

Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования этого знака я встречаю в тексте?

Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в первом.

Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».

Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном предложении, и обойтись без него нельзя.

( 107 слов)

 



Сочинение 20

Вопросительный знак

«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.

Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.

Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение, содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.

В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак предопределяет вопросно-ответную форму общения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.

(150 слов)

 


Сочинение 21

Запятая

Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» - как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые встречаются несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения, сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2 «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.

Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода, проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг от друга.

Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, и его смысл.

( 135 слов)

 

 

 

 


Сочинение 22

Восклицательный знак

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.

В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!

(205 слов)

 



Сочинение 23

Тире

Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от сказуемого.

Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет выделительную роль, обособляя приложение.


В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на пропуск глагола «есть».

В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире отделяет прямую речь от слов автора.

Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

( 173 слова)

 


Сочинение 24

Точка с запятой

Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей бессоюзного предложения.

Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.

В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для отделения однородных членов друг от друга.

В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные придаточные.

Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику предложения, связь между его частями. (178 слов)

 


 

Сочинение 25

Кавычки

Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?

Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», - говорил педагог» кавычки используются для выделения прямой речи.

Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения приложения.

Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый знак препинания.

(90 слов)

 


 

Сочинение 26 (2)

Нужны ли кавычки как знак препинания.

Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка», то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику, спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)

Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки, употребляя его в двойном значении.

Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто необходимо.

(119 слов)

 

 


Сочинение 27

Скобки

Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?

Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.

Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при указании на источник цитаты.

Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.


(84 слова)

 

 



Сочинение 28

Многоточие

Многоточие - это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в тексте?

Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и 26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает недосказанность, возможность продолжения текста.

Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».

Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)

 



Сочинение 29

Зачем нужна орфография?

На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: «орфо», что означает «правильно», и «графо» - «пишу». Соединились эти корни. И получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает «правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в этом тексте?

Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном случае приставки от- и под - пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения.

Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть». Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного, стоящего перед приставкой.

В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.

Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)

 



Сочинение 30

Роль публицистического стиля в речи

Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень велика. Убедимся на примере этого текста.

Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)

Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию. В предложении…(Вставляю пример)

Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи, служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень важен в жизни.

(101 слово)

 

 



Сочинение 31

Каковы функции частиц в русском языке?

Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?

Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И земля бы лежала пепельная».

Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».

В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»: «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».

В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»: «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»

Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в предложении. (119 слов)

 



Сочинение 32

Союз «чтобы»

Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…, часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в сложноподчиненном предложении.

Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.

Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.

В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок» этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в сложноподчиненном предложении.

Таким образом, союз «чтобы» - это весьма многообразный союз, но, встречаясь в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в сложноподчиненном предложении.


(172 слова)

 



Сочинение 33

Роль диалогов в художественном тексте.

Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.

Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы (предложение 19-20):

-Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?

-Что именно? - сухо спросила девица.

Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации (предложение 20-23):

-Что именно?

-Название?

Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.

(96 слов)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Saturday the 5th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru