Форма входа
КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые абитуриенты!
Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.
Лихачев Дмитрий "Письма о добром и прекрасном" - Письмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
- Лихачев Дмитрий "Письма о добром и прекрасном"
- ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
- Письмо первое БОЛЬШОЕ В МАЛОМ
- Письмо второе МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
- Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ
- Письмо четвертое САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ
- Письмо пятое В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
- Письмо шестое ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
- Письмо седьмое ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
- Письмо восьмое БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ
- Письмо девятое КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?
- Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
- Письмо одиннадцатое ПРО КАРЬЕРИЗМ
- Письмо двенадцатое ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
- Письмо тринадцатое О ВОСПИТАННОСТИ
- Письмо четырнадцатое О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ
- Письмо пятнадцатое ПРО ЗАВИСТЬ
- Письмо шестнадцатое О ЖАДНОСТИ
- Письмо семнадцатое УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
- Письмо восемнадцатое ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ
- Письмо девятнадцатое КАК ГОВОРИТЬ?
- Письмо двадцатое КАК ВЫСТУПАТЬ?
- Письмо двадцать первое КАК ПИСАТЬ?
- Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
- Письмо двадцать третье О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ
- Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ
- Письмо двадцать пятое ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ
- Письмо двадцать шестое УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!
- Письмо двадцать седьмое ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
- Письмо двадцать восьмое БЫТЬ ВМЕСТЕ
- Письмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
- Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
- Письмо тридцать первое КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ
- Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО
- Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ
- Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ
- Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
- Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН
- Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
- Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ
- Письмо тридцать девятое ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИН
- Письмо сороковое О ПАМЯТИ
- Письмо сорок первое ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ
- Письмо сорок второе УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ
- Письмо сорок третье ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО
- Письмо сорок четвертое ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИ
- Письмо сорок пятое КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ
- Письмо сорок шестое ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
- Сноски
- Все страницы
Письмо двадцать девятое
ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. Даже степени значительности посещенных вами мест старайтесь не устанавливать. Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. Любой город, любая страна, любое место, к поездке в которые вы не подготовились, – неинтересны и скучны. И наоборот, если вы знаете историю места, оно становится в десять раз интереснее.
Что значит подготовиться к поездке в незнакомый город – город, в котором вы еще не бывали? Это значит – изучить его историю, знать его планировку, хотя бы по туристическим схемам, отметить на карте заранее все места, которые нужно посетить, и примерные маршруты, чтобы не терять времени.
Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Мне всегда неприятны люди, которые, посещая новые для них места, со скучающим видом говорят своим спутникам: «А вот я был в Париже… так там…» Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба, и всюду уметь находить свое, собственное, характерное. Умение это, конечно, дается не одним абстрактным желанием, но и знаниями. И особенно важны знания, приобретенные еще до поездки.
Всегда интересны впечатления художников. Читайте записки и воспоминания художников об их поездках. Не знаю почему, но все художники удивительно хорошо пишут. Чудесные писатели – Коровин, Бенуа, Добужинский, Грабарь…
Как они умели смотреть и видеть, а затем запечатлевать увиденное не только в живописи, но и в своих записках!
М. В. Добужинский пишет в своих воспоминаниях, какое огромное впечатление на него в молодости произвели Мюнхен, Венеция и Париж, впервые им посещенные. В Россию ему пришлось вернуться внезапно (за границей неожиданно умер маленький сын Добужинских, которого они решили похоронить в родном Вильнюсе). И вот после Мюнхена, Парижа и Венеции он оказывается среди маленьких литовских кладбищ. И вот что он пишет: «Мы с женой часто ездили в коляске по шоссе или через лес в сторону Немана или вдоль полей, и я видел снова печальный и милый литовский пейзаж: песчаные поля, и, как зеленые оазисы, среди них романтические кладбища со щетиной высоких крестов и сосен, и серое осеннее небо, с медленно летящей одинокой вороной.
Эти кладбища, резные литовские кресты, леса на горизонте и бедное местечко Олиту, где стоял красный старый деревянный костел, я знал и любил еще до Мюнхена, но теперь – после всего, что я видел за границей, этот уголок показался мне своеобразным чрезвычайно.
Мы побывали в Вильно – и снова мой любимый город меня очаровал. И в будущем Вильно с его восхитительным, изящным барокко-после каждого моего путешествия за границу, когда проездом в Петербург я туда заезжал, – всегда выдерживал экзамен в сравнении».
Вот это настоящий результат по-настоящему интеллигентного человека от его поездок и путешествий: для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат.
И второе: поездки воспитывают оседлость, оседлость нравственную, любовь к родному.
Когда доведется бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или знаменитые пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали, о чем вам «прожужжали уши». Многое из того, что вы прочитали, поможет понять красоту и ценность увиденного, но может отчасти и помешать собственному, индивидуально вашему впечатлению. Цените свое, но цените искренне и не старайтесь противоречить общему мнению во что бы то ни стало (такое тоже часто встречается у обостренно самолюбивых людей).
Приведу пример из собственных впечатлений (хотите примите эти впечатления, хотите – нет). Я старый петербуржец-ленинградец. Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители. С XVIII века предки мои жили в Петербурге.
Мне с детства постоянно внушали, как красива Нева. Как торжествен центр Невы, как торжествен на Неве ход ладожского льда, какую пышность придает городу игла Петропавловской крепости, как красив традиционный полуденный, ровно в 12 часов, выстрел из пушки Петропавловской крепости.
Что центр Невы в самом ее широком месте красив – спору нет. Но почему-то этот центр навевает на меня тоску. Это одно из самых печальных и тоскливых мест, которые я видел в своем городе, особенно когда от Зимней канавки смотришь на Петропавловскую крепость. Сердце сжимается тоской… Может быть, я с детства слышал об узниках крепости и особенное впечатление на меня произвела в детстве ужасная легенда о княжне Таракановой, затопленной в своей камере ворвавшимся наводнением? Не знаю. И красивейший в мире весенний ледоход так ассоциируется во мне с темой бренности всего существующего.
А как хороши в Ленинграде более интимные места – особенно каналы! Что может быть красивее удивительных уголков, открывающихся, когда гуляешь по Мойке (например, у последней квартиры Пушкина), по каналу Грибоедова (особенно у мостика с грифонами), по Крюкову каналу (вспомните о колокольне, построенной Чевакинским у «Николы Морского»), по Фонтанке. Одно из красивейших мест в Ленинграде – Новая Голландия и особенно ворота в ней Деламота (хочется сказать «врата»), впускающие в себя канал, по которому подвозили товары на склады. Я особенно люблю канал Грибоедова, где в строгой планировке улиц он делает извив, напоминающий латинскую буку «S»: посмотришь вперед – канал с чудесным мостом через него. Посмотришь назад – опять тот же канал. Канал вносит оживление и беспорядок в казенный порядок улиц, и не случайно Достоевский сделал эти улицы местом действия своего романа «Преступление и наказание». Рассуждения Раскольникова мнимо упорядочивают жизнь, а она на самом деле течет по своим законам. Вода в канале течет, как течет жизнь. Канал, или «канава», как ее называет Достоевский, «размыл» строгую и жестоко казенную планировку улиц. Пройдите из конца в конец канал Грибоедова, Мойку, канал Пруштейна… А в Москве пройдите весь старый Арбат, Сивцев Вражек, улицу Кропоткина.
Город наводит на размышления. На размышления наводит Орел – в той его части, где происходило действие «Дворянского гнезда» Тургенева, или река Орлик, на которой жил герой прекрасного произведения Н. С. Лескова – «Несмертельный Голован». А замечательнейшие бульвары по берегам волжских городов – Ульяновска, Ярославля, Костромы, Горького… Разве не заставляют они нас думать вместе с Островским, Горьким, Гончаровым?
Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать.