Форма входа
КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые абитуриенты!
Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.
Лихачев Дмитрий "Письма о добром и прекрасном" - Письмо сорок шестое ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
- Лихачев Дмитрий "Письма о добром и прекрасном"
- ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
- Письмо первое БОЛЬШОЕ В МАЛОМ
- Письмо второе МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
- Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ
- Письмо четвертое САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ
- Письмо пятое В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
- Письмо шестое ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
- Письмо седьмое ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
- Письмо восьмое БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ
- Письмо девятое КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?
- Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
- Письмо одиннадцатое ПРО КАРЬЕРИЗМ
- Письмо двенадцатое ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
- Письмо тринадцатое О ВОСПИТАННОСТИ
- Письмо четырнадцатое О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ
- Письмо пятнадцатое ПРО ЗАВИСТЬ
- Письмо шестнадцатое О ЖАДНОСТИ
- Письмо семнадцатое УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
- Письмо восемнадцатое ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ
- Письмо девятнадцатое КАК ГОВОРИТЬ?
- Письмо двадцатое КАК ВЫСТУПАТЬ?
- Письмо двадцать первое КАК ПИСАТЬ?
- Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
- Письмо двадцать третье О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ
- Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ
- Письмо двадцать пятое ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ
- Письмо двадцать шестое УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!
- Письмо двадцать седьмое ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
- Письмо двадцать восьмое БЫТЬ ВМЕСТЕ
- Письмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
- Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
- Письмо тридцать первое КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ
- Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО
- Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ
- Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ
- Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
- Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН
- Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
- Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ
- Письмо тридцать девятое ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИН
- Письмо сороковое О ПАМЯТИ
- Письмо сорок первое ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ
- Письмо сорок второе УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ
- Письмо сорок третье ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО
- Письмо сорок четвертое ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИ
- Письмо сорок пятое КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ
- Письмо сорок шестое ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
- Сноски
- Все страницы
Письмо сорок шестое
ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.
Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно.
Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.
И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.
Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!
К ЧИТАТЕЛЯМ
Отзывы об этой книге просим присылать но адресу: 125047, Москва, ул. Горького, 43. Дом детской книги.
Лихачев Д. С.
Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7
Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.