Форма входа
Сочинение по тексту В.В.Набокова. (Текст взят из ОБЗ ФИПИ №15, стр. 117).
Кто такой обыватель – вот проблема, которую ставит в тексте В.В.Набоков.
Автор, рассуждая над этим вопросом, говорит, что настоящий обыватель обладает неизменной потребностью приспособиться, приобщиться к чему-либо, при этом он «разрывается между стремлением поступить как все и приобретает ту или иную вещь, которая есть у миллионов и желанием принадлежать к определённому кругу». Приобретает потому, что он хочет быть как все и не выделяться от остальных, а принадлежать к какой-нибудь организации из-за того, что жаждет поднять свой социальный статус. Все типичные обыватели «легко становятся жертвами рекламного бизнеса». Становятся потому, что они привержены материальным ценностям, очень часто не имеют собственной точки зрения и их мышление стереотипное. А реклама пользуется этим.
Два примера – иллюстрации, приведённые мною, показывая потребности и желания обывателя, обнажают его духовную суть.
Позицию автора определить не сложно: истинный обыватель — человек, сотканный из убогих, заурядных мыслей, которым владеет страсть приспособленчества, это человек, приверженный материальным ценностям, жертва господствующей везде рекламы.
Я согласен с мнением писателя и считаю, что человек, преклоняющийся перед материальными благами, высоким статусом в обществе и перед вездесущей рекламой, и есть обыватель.
Таким образом, истинный обыватель – это человек, которого «богатство и титул приводят» в восторг, а стремление быть выше в глазах других становится у него чуть ли не целью жизнью .
Сева
Текст 15.стр.117
(1)Обыватель – явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (3)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.
(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.
(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7)Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.
(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого; читает он мало и всегда с определённой целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моэма, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи Возрождения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.
(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.
(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден – каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатических улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это – теневой, иллюзорный мир, и в его реальное существование втайне не верят ни продавцы, ни покупатели.
(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного обывателя –пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Всё подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.
(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду, в любой стране – и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.
(По В.В. Набокову*)
* Владимир Владимирович Набоков (1899– русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.