Форма входа

Дом – хоромина для души и тела.

     У поэтессы И. Яворовской есть замечательные стихи. Как хорошо они характеризуют ситуацию, описанную писателем Б.Екимовым в рассказе «Ночь проходит»:

               А семья – это всё.

               Без неё холодеет 

               Одинокая мысль,

               Одинокая жизнь.

               Ничего не бывает 

               На свете роднее,

               Ничего, как ни думай

               И как ни храбрись…

 

               В рассказе Б. Екимова, на мой взгляд, «холодеет одинокая жизнь» Романа Чакалкина, который так никогда и ни познал, что такое настоящая любящая семья и каково это жить в родном уютном доме, «хоромине для души и тела».

Казалось бы, Роман  жил богато, имел всё: красивый дом, деньги, престижную работу, красавицу жену, три дочери…Сына Женика ему родила полюбовница Варечка Сисиха. Так как сыновей от жены Полины он не дождался, то «…презирая обычай, Женика считал своим родным сыном, особенно смальства».  Дочек приучил называть Женика братом. Но разве можно полюбить по приказу? Конечно, нет, поэтому сёстры для Женика навсегда так и остались «змеюками» и «сучками косоглазыми». И это в доме, хоромине для души и тела?! Конечно, нет!

            Что же касается дочерей, то о них он заботился, приданое каждой собрал, что по тем временам было в диковинку,  старался подыскать достойных мужей. Но счастья дочери Чакалки не познали. Богатый дом отца не стал им теплым и родным.История семейной жизни Лизаветы – яркий тому пример. Сумела хитрая девка  зазвать к себе в дом как-то самого лучшего в деревне парня Шелякина, околдовала своим богатством, приручила его… И тот,  несмотря на то что «девка была косенькая да хроменькая», женился на Лизавете. Всё шло своим чередом, трудолюбивый зять душу отводил в работе на подворье тестя, пока люди не открыли ему глаза на происхождение богатства Чакалки: ворованное все, отобранное у нищих вдов с детишками. Когда Василий, человек совестливый, поостыл к работе, стал всё чаще бездельничать и выпивать, тесть  подставил Шелякина,  на три года на северную сторону отбывать наказание отправил. Никого не пожалел старый коршун: ни дочку, обреченную на одинокую жизнь, ни внучку, ни зятя…         

Если с родными так в своем доме обходился Чакалка, то, как к чужим людям относился, можно только представить. Все его в округе боялись. «Доорёшься, Чакалкину за налог отдам»,- пугали детей. Вспомним страшное начало рассказа, как одна баба бегала по шумному базару среди бела дня и кричала: «Чакалка подох! Люди добрые, Чакалка подох!» И никто ее не остановил, не сделал замечания, а со слезами радости на глазах воспринимал, казалось бы, грустное известие. Человек умер, а люди радуются…Почему? Потому что ушел из жизни злодей, который, как коршун, нависал над всей округой.

Ладно, радуются чужие люди, кому Чакалка в жизни крепко насолил, а своя семья, дети? И они далеко не в печали… Как дико и подло поступают наследники Романа, которые, не дождавшись, когда гроб опустят в могилу, не бросив горсти земли,  бросились домой искать припрятанные отцом сокровища.

«Что посеешь, то и пожнешь», - говорят в народе. Как Чакалка не берег свой дом, свою хоромину, от ссор, зависти, ненависти, как насаждал в дом прижитого на стороне сына, делая больно жене и дочкам, так и они поступили с мертвым отцом, одиноко лежавшим в гробу…(504 слова)

Дарина

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Friday the 19th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru