Форма входа
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2015. НАПРАВЛЕНИЕ «ВРЕМЯ"
Смирнова Н.Л., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»
Какие традиции в раскрытии темы времени сформированы в классической литературе?
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
1. Справедливо ли утверждение, что все начинается с детства?
2. Согласны ли вы с тем, что время определяет судьбу и характер человека?
3. Кого можно считать героем своего времени?
4. Может ли человек стыдиться своего поколения?
5. Имеет ли право писатель говорить о «болезни» своего времени, своего поколения?
6. Может ли человек противостоять силе времени, эпохе?
7. Волнуют ли современное поколение проблемы, о которых говорили писатели других времен?
8. Должно ли человечество помнить свое прошлое?
9. Возможно ли будущее без прошлого?
10. Какие нравственные ценности можно считать вечными?
11. Можно ли сохранить человечность «вгода глухие»?
12. Как вы понимаете выражение «жить в гармонии со временем»?
13. Время и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
14. Можно ли утверждать, что жизнь в переломную эпоху отрицает личную ответственность человека?
15. Что, с вашей точки зрения, имел в виду Б.Пастернак, сказав о художнике: “Ты вечности заложник / У времени в плену”?
16. События прошлого, которые важны для настоящего и будущего.
17. Что, по-вашему, значит быть “героем своего времени”?
18. Почему, с вашей точки зрения, фраза из Гамлета “Распалась дней связующая нить,/ Как мне обрывки их соединить?” (в другом переводе – “Распалась связь времён”) стала крылатой?
19. Время – линия, круг или спираль?
20. Если бы у меня была машина времени…
КРУГ ВОПРОСОВ
Что такое время?
Какое Время и как изображает автор?
Каков человек во Времени:
•что чувствует,
•о чем думает,
•как действует (преодолевает трудности, принимает решение, совершает нравственный выбор)?
Каково отношение автора к человеку, которого он изобразил?
Какую эмоцию/мысль о времени и о человеке выражает автор?
Как в образе человека соотносятся конкретно-историческое и вечное, личное и общечеловеческое? (МОЖНО В ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Время в литературе –
1) важнейший элемент, как и пространство, художественного мира (виртуальной реальности);
2) философская категория, которая осмысляется писателем и читателем.
Время в литературе создается с помощью слова в процессе изображения характеров, ситуаций, жизненного пути героя, его речи и пр.
Время в литературе может менять скорость и направление движения – это зависит от воли автора и имеет художественный смысл.
Виды времени в литературе:
•биографическое (детство, юность, зрелость, старость и события, наполняющие жизнь),
•историческое (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества),
•космическое (представление о вечности и вселенской истории),
•календарное (смена времен года, будней и праздников),
•суточное (день и ночь, утро и вечер).
Время в литературе не только изображается, но и осмысляется. Обычно читатель наблюдает:
- как соотносятся в жизни героев мгновение и Вечность (время жизни человека и время природы, космоса);
- как проживает человек отведенное ему время;
- как герой пытается остановить / «преодолеть» бег времени, обрести бессмертие.
Какое Время и как изображает автор? Какую эмоцию/мысль о времени и о человеке выражает автор? (тезисно)
БИОГРАФИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
Л. Толстой. Детство. Отрочество. Юность.
М. Горький. Детство. В людях. Мои университеты.
С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука
А.К Толстой. Детство Никиты
Жития: как в событиях биографической жизни просматривается Вечность (божий промысел, явление Божьей Матери)
И. Тургенев «Мои деревья»
О. Мандельштам «Дано мне тело — что мне делать с ним…»
Цветаева «Моим стихам…»
Г.Р. Державин «Река времен»
А.С. Пушкин
Л.Н. Толстой «Война и мир» (Андрей Болконский под небом Аустерлица)
М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
К.Г. Паустовский «Телеграмма» (томительно-долго тянется время у Катерины Петровны)
Вадим Шефнер «Миг»
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: «Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, большинство готовится жить позднее» (Д. Свифт).
Почти вся литература пропитана чувством времени, почти в каждом произведении (и в поэтическом, и в прозаическом, и в драматическом) мы обнаруживаем знаки времени.
Какие знаки времени есть в произведении? Обращаем внимание на образы, соответствующую лексику, соединение различных глагольных форм.
Все временные эпохи человеческого бытия в литературе теку¬чи, разомкнуты одна в другую: прошлое соединяется с настоящим и будущим.
Во многих текстах тема движущегося времени становится определяющей. Время всегда связано с раздумьем человека о жизни, о смерти, о судьбе.
Задание: Проанализируйте данные произведения по предложенным вопросам.
А. Пушкин «Элегия»
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Что такое элегия?
Подчеркните знаки времени (см. выше) в стихотворении. Подчеркните словосочетания по теме «время».
Разделите первые шесть строк на двустишия. Какой временной пласт соответствует каждому двустишию?
Какие эпитеты сопровождают образы времени? С какими чувствами лирический герой говорит о прошлом и настоящем?
Какой метафорой охарактеризовано будущее? Какие чувства вызывает будущее? Что для поэта значит «мыслить и страдать»?
8 сентября 1830 года А Пушкин пишет гениальное произведение под названием «Элегия» (Безумных лет угасшее веселье...). В стихотворении сосредоточены основные мотивы, связанные с мыслями о прошлом, раздумьями о настоящем, размышлениями о своем жизненном пути, о цели и смысле существования.
Стихотворение состоит из двух строф. Первая – условно поделена на три двустишия, в которых поэт представляет как бы три этапа человеческой жизни. Первое двустишие означает подведение итогов прошлой жизни:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Второе двустишие отделено от первого противительным союзом НО, при помощи которого поэт указывает на временный переход от прошлого к настоящему. Таким образом, второе двустишие передает ощущение сегодняшнего дня:
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старее, тем сильней.
Третье двустишие вводит тему будущего, которое рисуется пока фатально и однозначно:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
По мнению Л.Н. Степанова, метафора «волнуемое море» передает трагичность ожидания будущего [45, с.172]. И поэтому вторая часть «Элегии» открывается восклицанием, ис¬полненным неистребимой жажды бытия, вспыхиваю¬щей при мысли о смерти: «Но не хочу, о други, умирать…».
В стихотворении 1828 года «Дар напрасный, дар случайный…» без ответа остался вопрос: «Жизнь, зачем ты мне дана?». В «Элегии» автор ответил на этот вопрос: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». «Мыслить» для Пушкина не значит бесстрастно, равнодушно созерцать, а выражать свое отношение к жизни, глубоко и взволнованно переживая ее проявления. Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если его сердце все еще будет биться. Следующая строка открывается вводной конструкцией «и ведаю». О.В.Зырянов пишет: «Семантика глагола указывает не на рациональный характер познания, а на целостное постижение бытия, мудрое ведание самой жизни. Поэт с упованием устремляет свой взгляд в будущее, вера помогает ему обнаружить еще не раскрытые грани бытия, его богатые, поистине неисчерпаемые потенциалы смысла» [18].
В стихотворении каждое слово несет в себе повышенную смысловую роль. Поэт точен и отчетливо ясен в раскрытии таких чувств, как сожаление о прошлом, раздумья и тревожные сомнения по поводу будущего. Образность передачи этих переживаний особенно наглядна и выразительна, каждое слово несет большую смысловую нагрузку.
А. Пушкин Пора, мой друг, пора!
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег…
Назовите знаки времени в стихотворении.
В каких образах выражен объективный ход времени? (Как Пушкин изобразил объективный ход времени?)
Какие слова в первой части стихотворения имеют звуковые совпадения? Как они связаны по смыслу?
С каким чувством говорит поэт о грядущей смерти и почему?
В данном стихотворении Пушкин бесстрашно и зримо изобразил Пушкин объективный ход времени, даже в звуковом отношении соединив беспощадный «час» с уно¬симой им «частичкой» бытия. В самой этой ласкательности: «частичка» - проявился художник, бесконечно дорожащий любой ме¬лочью этого мира. Однако слова о возможности близкой уже смерти говорятся совершенно спокойно, даже с какой-то печальной усмешкой: «предполагаем жить, и глядь – как раз умрем». Это спокойствие зиж¬дется на той же мысли, которая лежит в основе пушкинского «Памят¬ника»: «Нет, весь я не умру...» Человеческая жизнь не проходит бес¬следно, если она наполнена творчеством. В этом смысле «обитель дальнаятрудов и чистых нег» противопоставлена смерти как бессмертие, причем бессмертие не только в будущем, но и в настоящем – как гор¬дое чувство «преодоленного» времени.
А. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»
Рефлексия, философским лейтмотивом стихотворения: бренное человеческое время противопоставляется вечности. Осмысливая бытие природы и человека, поэт решает для себя проблему времени, постигает самые глубинные сущности мира – его конечность и бесконечность, бытие и небытие.
А. Пушкин «Что в имени тебе моем?...»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Какие временные пласты изображаются в стихотворении (обратите внимание на время глаголов)?
В каком значении употреблено слово «имя»? Как лирический герой отвечает на свои вопросы? Какая поэтическая мысль открывается союзом «но»?
Сделайте вывод: о чем размышляет лирический герой, какие эмоции выражает в стихотворении?
Размышления о грядущей участи, настойчиво повторяется пе¬чальная нота забвения и просьба помнить: «Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я».
Сопоставьте два стихотворения, написанных А. Пушкиным в один год.
А. Пушкин Прощание (1830)
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Какие знаки времени есть в стихотворении?
Какие строки стихотворения стали афоризмом?
Какова судьба любовного чувства в контексте Времени?
А. Пушкин Заклинание (1830)
О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы,—
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!
Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальная звезда,
Как легкий звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне всё равно: сюда, сюда!..
Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь... но, тоскуя,
Хочу сказать, что всё люблю я,
Что всё я твой: сюда, сюда!
Есть ли в стихотворении конкретные знаки времени? Что дает возможность читателю уловить неумолимый ход времени?
На что направлен душевный порыв лирического героя? Какую роль играет эпифора? С какой целью герой хочет увидеть возлюбленную?
Сделайте вывод: какова судьба Любви во Времени?
Пушкинская любовная лирика 1830 года, расставаясь с ро¬мантической иллюзией вечной любви, фиксирует опусто¬шающий бег времени с мужественной бескомпромиссностью:
...Бегут, меняясь, наши лета, -
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас...
Эти строки из пушкинского «Прощания» воплощают тему, которая в «Заклина-нии» уйдет в подтекст. В «Прощании» дана «формула обоснова¬ния» («Бегут, меняясь, наши лета, / Меняя все, меняя нас»), мотивирующая угасание чувства.
В «Заклинании» Пушкин ракурс темы изменится: лирическая ситуация будет предпола¬гать реальную смерть возлюбленной, а не метафорическую, как в «Прощании».
В стихотворении «Заклинание» мы не найдем конкретных знаков времени, но читая текст ощутим его неумолимый ход. Время идет своим чередом, стирает человеческую память, и поэтому образ любимой в «Заклинании» затуманен, превращен в «возлюбленную тень».
Чтобы удержать неудержимое – трагический в своих последствиях бег времени – лирический субъект сосре¬доточивает в заклинании всю энергию душевного порыва, он вызывает к жизни мучительный образ послед¬него смертного томления возлюбленной:
Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день.
Искажена последней мукой.
Лирический герой заклинает тень появиться, этот призыв ярко выделяется в конце каждой строфы: «сюда, сюда». Герой хочет увидеть возлюбленную снова с одной только целью:
Хочу сказать, что всё люблю я,
Что всё я твой: сюда, сюда!
Это стихотворение А.С. Пушкина о том, что жизнь – лишь мгновение, а любовь – вечное чувство, которое побеждает смерть, побеждает время.
А. Пушкин
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Какие знаки времени есть в стихотворении?
Какую формулу человеческой жизни содержит стихотворение?
Что обозначено в стихотворении местоимением «всё»? Какова длительность «всё»? Какова судьба «всё» в Вечности?
Сделайте вывод, как быть, по мнению поэта, «если жизнь тебя обманет»?
Оппозиция «мгновение – вечность» в любовной лирике разворачивается с учетом общей предпосылки о мимолетности человеческой жизни в целом, по формуле: «Все мгновенно, все пройдет; / Что пройдет, то будет мило». Все составляющие жизни – любовь, дружба, слава – недолговечны. Поэтому в «прощальном цикле» образы размыты настоящим временем. Все то, что можно забыть, будет забыто – лишено протяженности во времени, то есть мгновенно.
А. Пушкин «Царскосельская статуя» (1830)
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
В каких образах выражаются мгновение и вечность?
Образы урны и воды в стихотворении конкретны и/или символичны?
Определите время и вид глаголов в стихотворении. Какой поэтический эффект создает такое соотношение видо-временных форм глагола?
Что названо словом «чудо» в стихотворении и почему?
Сделайте вывод, как силой искусства укрощается неумолимый бег времени?
Какие чувства вызывает у поэта вечный поток времени (обратитесь к последнему стиху)?
Стихотворение о «вечной струе» бытия, о мудрой печали человеческой, склонившейся над потоком жизни, и о могучей силе искусст¬ва, способной удерживать и заковывать в вечно живые фор¬мы творчества быстротечный миг. И вся эта «бездна про-странства» сосредоточена в четырех строках пушкинского текста.
Стихотворение начинается с описания деталей жизненного мгновения: это разбитая урна и «праздный черепок». Но здесь эти мгновения превращаются в вечность. Печаль жизненного мгновения, мимолетное, легкое чувство перевоплотилось в «вечную печаль». Жизненный миг преобразился, наполнился смыслом и, одухотворенный, перестал быть мгновением, сделался причастным вечности. Через остановленное мгновение проступает не только вечность бытия, но и вечность связанного с ним чувства:
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит…
«Урна» и «вода» в данном стихотворении символичны, каждое несет свой смысл. В культуре урна - это сосуд для хранения воды, атрибут нимф – хранительниц источников, а также урна – это сосуд для сбора и захоронения праха умерших. В пушкинском тексте урна приобретает значение неиссякаемого источника. Текущая вода символизирует неумолимый ход времени. У Пушкина вода превращается в «вечную струю», знаменующую вечное обновление и одновременно вечное постоянство неиссякающей жизненной стихии. Это поток жизни, который неудержимо стремится вперед и не во власти человека задержать, остановить мгновенье, сколь бы прекрасно оно ни было:
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой…
В этом стихотворении происходит преображение временного в вечное (переход от совершенного вида к несовершенному). Тем самым создается эффект, аналогичный основному принципу скульптуры, где живое, временное «застывает» навечно в глине и мраморе. Ведь в основе «Царскосельской статуи» - превращение живой «девы» в статую.
Перед читателем остановленное в вечности мгновение: вечная печаль и неиссякаемый источник жизни. Из всей лирики Пушкина 1830-х годов в указанном стихотворении наиболее ярко представлены вечность и мгновение как знаки художественного времени. В этом стихотворении мгновение печали выхвачено из потока жизни и остановлено силою искусства. На минимальном пространстве антологической пьесы открывается необозримая поэтиче¬ская ширь. Здесь лежит отблеск некой духовной вселенной. Воплощенный в них миг жизни обращен к веч¬ному в человеческом духе.
Послание «19 октября», написанное в 1825 году, наполнено нежными воспоминаниями о друзьях, ушедших и живых. Уже в этом стихотворении поэт говорит о власти времени над людьми:
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Образ Лицея в стихотворениях Пушкина этого времени выполняет функцию своеобразного духовного причала, к которому он постоянно возвращается. Он напоминание о том празднике жизни, который переполнял некогда душу поэта, а теперь утратившего свой первоначальный юношеский пламень. Лицей всегда давал Пушкину духовную опору, перебрасывая мостик светлых воспоминаний из лучезарного прошлого в унылое его настоящее.
«…Вновь я посетил…»
Тема воспоминания звучит и в стихотворении «…Вновь я посетил…», написанном в 1835 году, которое является своеобразным продолжением «Деревни» (1820).
«… Вновь я посетил…» – это наново написанная «Деревня». Если говорить о биографии поэта и о творческой истории стихов, то Пушкин вспоминает свою ссылку в Михайловское в 1824 – 1826 годах. Тем не менее, поэтическим фоном здесь стала более ранняя, «юная» «Деревня». Знак такой связи дан сразу. Там:
Приветствую тебя, пустынный уголок…
Здесь:
… Вновь я посетил
Тот уголок земли…
Сопоставляя два названные стихотворения, Н.Н. Скатов отмечает, что первое из них («Деревня») «начиналось как бы с чистого листа, оно все обращено только к будущему, а «… Вновь я посетил…» вырастает из прошлого. Уже первой своей фразой оно обращено назад, а отточие, начинающее ее, - пояснение того, как много прошло времени и многое предшествовало этим вошедшим в поток времени фактам и словам».
«Деревню» писал юный лирик, и подвижное лирическое чувство находило выражение в вольных ямбах. «… Вновь я посетил…» пишет мудрый эпик, и в «эпическом» пятистопном ямбе находит выражение сосредоточенная дума. Вот почему так много переносов, фраз, не заканчивающихся в стихотворных строках, а идущих сплошным потоком, где все со всем сцеплено и слито.
Юная «Деревня» как бы вне времени. В стихотворении мудреца «…Вновь я посетил…» время безраздельно властвует с самого начала:
…где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня
Стихотворение посвящено вечным законам жизни, одинаково подчиняющим себе и человека, и природу. И сам поэт подчинился ему:
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
Пушкин обращается к пейзажу «Деревни» и как бы переписывает его:
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Уже написанную картину «иных волн» поэт оставил в черновике: отвлеклась, уводилась в сторону главная мысль, связанная именно с этим деревенским пейзажем: он – тот же и уже – другой.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
В «Деревне» два плана, две картины, «карамзинская» и «радищевская», были разделены и противопоставлены. В тексте 1835 года они совместились и слились в одно. Дело здесь не только в том, что ушли нарядность и праздничность; скажем, появилось синее озеро вместо лазурного. Картина обрела глубину. Два образа: «рыбарь» в картине «довольства и труда» и «рабство тощее» - сомкнулись. Появилось третье: «плывет рыбак и тянет за собою убогий невод». На месте «мельницы крилаты» оказалось: «Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре». Деталь точно повторена, но совершенно переосмыслена. Образ скривившейся мельницы тоже засвидетельствовал течение времени. Но существеннее то, что поэт выразил взгляд на мир, в котором все взаимосвязано и соединено.
В начале стихотворения прошлое осмыслено как будущее, чему способствует образ няни, введенный поэтом: «Уже старушки нет…» – и меня тоже не будет.
Основная мысль стихотворения – мысль о времени и неизбежных переменах. Речь идёт о «покорности» этому общему закону времени. Но здесь его действие сложнее: память противостоит времени, словно возвращает утраченное. Не случайно рядом стоят слова «минувшее» и «живо», а смерть не названа прямо:
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.
Более того, приведённые строки позволяют «услышать» ту, которой уже нет. Память – неотъемлемое свойство человека; в ней и возможность сохранить ушедшее, и печаль, и надежда (последние слова стихотворения – о внуке, который «вспомянет» уже ушедшего из жизни поэта).
Закон жизни – ее обновление. И «младая роща» является образом новой жизни, пришедшей на смену прежней. Пушкинская роща не шумит еще, а скорее шелестит и шепчет. Шипящий звук «ш» сменяется свистящим звуком «с» - так ощущение шелеста усиливает аллитерация.
В этом стихотворении интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору, – панорама, которую можно увидеть: «опальный домик», «холм лесистый», «скривилась мельница». Все это существует для поэта в настоящем, так же существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти.
И все-таки, несмотря на то, что жизнь уходит и время неумолимо бежит вперед, поэт радостно встречает молодое поколение и шлет ему привет.
Условно это стихотворение можно разделить на две части: первая часть – воспоминание, вторая – обращение к будущему поколению. В словах «здравствуй, племя» звучит надежда и радость. Автор выносит эти слова в отдельную строку, обращая их не только к роще, но и к людям. Следующая строка после интонационной паузы начинается эпитетами, относящимися к племени: «Младое, незнакомое!». Поэт говорит здесь о неизбежном обновлении всего живущего и приветствует будущее. И вместе с тем в этом философском произведении звучит и нечто другое: со знакомой и близкой каждому человеку тоской герой стихотворения говорит о своей собственной неизбежной смерти, но говорит не прямо, а будто вскользь, обращаясь к «младой роще»:
… не я
Увижу твой могучий, поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев
И старою главой их заслонишь
От глаз прохожего.
В то же время и для себя и для всех нас находит слова утешения:
Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум…
Он – внук своего деда. И у него будет внук. В заключительных словах стихотворения Пушкин раскрыл его основную мысль – идею вечного обновления природы, идею бессмертия. Явления природы и человек как часть её бессмертны, так как в природе на смену старому всегда вырастает новое.
КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРИМЕРОВ
Символика времени года – одна из наиболее общих и многообразных в смысловом отношении. «Связанная с философией природы, идеей цикличности, символикой крестьянского труда, – пишет Ю.М. Лотман, – она является удобным языком для выражения самых общих метафизических понятий» [Лотман, с.257]. Одновременно она легко втягивает в себя антитезы деревенской и городской жизни и многие другие, являясь, по сути дела, одним из универсальных культурных кодов.
А.С.Пушкин очень любил природу, она была для него источником вдохновения. В его поэзии есть описание всех времен года.
«Осень»
Какие детали отбирает поэт для характеристики времен года? Каков эмоциональный тон описаний?
Говоря об осени как о любимой им поре года, Пушкин вместе с тем прибегает к сравнению осе¬ни с чахоточной девой, которую ждет смерть. Как преодолевается смерть в стихотворении Пушкина?
Почему стихотворение называется «Осень», если в нем представлены все времена года?
Сопоставьте 1 и 11 строфы: стихотворение, начатое целым набором знаков застывания, перехода от движения к неподвижности, от жизни к смерти, завершается подлинным взрывом энергии. Как бы вы интерпретировали такую динамику стихотворения?
Что символизирует круговорот времен года? Как связаны время и вечность в стихотворении?
Стихотворение «Осень», написанное в 1833 году, является вершиной в изображении родной русской природы. Это единственное произведение, в котором поэт не только показал цикличность календарного времени, но и выразил свое отношение к каждому времени года. Как пишет Б.П. Городецкий, «в нем утверждение красоты родной русской природы переплетается с ощущением могучего чувства жизни, и все вместе это сливается в мощном гимне свободному человеческому творчеству» [Городецкий, с.159].
Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечного обновления жизни. Образы русской золотой осени проникновенно глубоки и красочны:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса
Особенность пушкинского описания определяется эпитетом «пышное». Не просто увяданье, а увяданье праздничное, торжественное. Слово «золото» придает образу осенней природы торжественно пышный оттенок, «слово «багрец» вызывает ассоциации с пурпурной одежды царей и багряницы (багряница – одежда ведомых на казнь) – одновременно» [Городецкий, с.159]. Ощущением здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполнено это стихотворение. Пушкин придал ему оптимистическое, жизнеутверждающее звучание:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Желания кипят – я снова счастлив, молод.
Красота осени показана Пушкиным в сравнении ее с другими временами года. В стихотворении поэт воссоздается весь календарь – весна, лето, осень, зима. Каждое время года получает в нем краткую, но точную характеристику. Поэт тонко отбирает скупые, но самые выразительные детали. Предметность и зоркость видения здесь поистине удивительны. Например, о весне он пишет с явной иронией и задором:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болей;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.
Иным эмоциональным тоном проникнуто описание лета:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь.
В.С. Непомнящий в своей статье «О Пушкине и его художественном мире» говорит, что все стихотворение построено на принципе парадокса – когда нам даются лишь некоторые «противолежащие» границы пространства истины – пространства тайны:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
Образ очерчивается, «обводится» определениями, каждое из которых не смыкается с другим, не дополняет другое, а резко другомупротивовесит. «Контур» получается прерывистым, пунктирным, равновесие - неустойчивым, качающимся, пространство - подвижным, мерцающим, незамкнутым и – втягивающим в себя [Непомнящий, с.4].
В «Осени» Пушкин широко прибегает к метафоре и метафорическим сравнениям. Он очеловечивает природу, наделяет ее качествами живого существа. Говоря об осени как о любимой им поре года, Пушкин вместе с тем прибегает к сравнению осе¬ни с чахоточной девой:
...Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится…
Такое сравнение определяет в стихотворении новый круг тем. Осень вводит образ чахотки и логическое его следствие – смерть. Однако для Пушкина смерть – не последняя точка в движении жизни. Продолжение его – в поэзии. Именно она открывает дорогу в будущее. Поэтому смерть – не конечная точка стихотворения. Оно заканчивается образом открытого и свободного движения, переходом из сна («Так дремлет недвижим...») в динамический порыв. Последние четыре строки текста насыщены глаголами движения:
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут.
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет – куда ж нам плыть?..
Логика жизни приводит к смерти – движущееся становится неподвижным, логика искусства делает возможным обратное преобразование – стабильность сменяется динамикой. Стихотворение, начатое целым набором знаков застывания, перехода от движения к неподвижности, от жизни к смерти, завершается подлинным взрывом динамики, открывающим простор миру интерпретаций [Лотман, с.259].
Осень была любимейшим временем творчества Пушкина. Творчество – всегда утверждение жизни. Поэтому описание картин увядающей природы завершается описанием процесса творческого вдохновения [Городецкий, с.160]:
...и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне <...>
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Пушкин завершает свое стихотворение поразительной по силе и смелости метафорой. Он уподобляет поэта, приступающего к творчеству, с кораблем, который готовится к отплытию. Корабль символизирует вечное движение вперед.
Время в стихотворении, отражая годовой круг, предстает как цикличное и обозначено указанием на череду праздников и на смену времен года и времени суток. В «Осени» воссоздается многообразный поток жизни. Образами природы, картиной неотвратимого круговорота времен года поэт впечатляюще передает ощущение постоянного обновления жизни. Он любит осень, ему приятна ее «прощальная краса», потому что, завершая один период, она вместе с тем несет в себе залог обновления мира, пробуждения новых жизненных сил.
В стихотворении время и вечность сцеплены воедино, а круговорот времен года и времени суток символизируют бесконечность жизни. Осень здесь является временем творческого подъема Пушкина, а все остальные времена года – подготовка к творческим моментам. Именно поэтому времена года даны не в натуральной календарной последовательности, а перемешаны, то есть даны в том порядке, который нужен для повествования. Таким образом, годовое время несет символическую нагрузку.
СУТОЧНОЕ ВРЕМЯ:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРИМЕРОВ
В лирике А.С.Пушкина 1830-х годов часто упоминается ночное время суток. Пушкинская ночь не только загадочна, но и является импульсом для того, чтобы сосредоточиться на субъективном. Это путь к постижению человеческих глубин. У Пушкина ночь существует во времени и со своими приметами: она не просто есть, она наступает, она в движении, читатель едва ли не видит ее – «полупрозрачная наляжет ночи тень». Пушкин любит это время суток, потому что именно ночью «стихи, сливаясь и журча, текут».
А.С. Пушкин «Бесы»
Сколько голосов звучит в этом стихотворении: а) один; б) два; в) несколько.
Чьи это голоса?
От чьего лица ведется повествование: а) барина; б) ямщика; в) третьего лица.
Для чего используется диалог?
Для чего используются поэтические повторы?
Прямой или переносный смысл имеют образы людей, сбившихся с пути?
Определение «мутно» - это эпитет или логическое определение?
Название стихотворения имеет прямой, переносный смысл или совмещает оба плана?
В строках«Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре...» содержится а) сравнение; б) метафора; в) символ?
Охарактеризуйте основное лирическое чувство, пронизывающее стихотворение.
В стихотворении «Бесы» ночь и зима не просто фон, на котором разворачиваются события. Это состояние человека, охваченного трагическими страстями, это состояние русского мира, сбившегося с пути.
А. Пушкин «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
Подчеркните знаки времени есть в стихотворении (мотивы, образы, соответствующая лексика, соединение различных глагольных форм)?
Сколько частей можно выделить в стихотворении? Описательную и философскую.
Как описана ночь в 1 части? Какую роль в стихотворении играют следующие образы: «ход часов», «утраченный день», богиня судьбы Парка, «жизни мышья беготня», аллитерация?
Какие слова рифмуются? В чем состоит выразительность рифмовки?
В чем особенность синтаксиса 2-й части? К кому обращены вопросы? Какова интонация 2-й части?
Сделайте вывод, как в пространстве ночи сталкиваются две взаимоотрицающие авторские позиции: отношение к жизни как к бессмысленной «мышьей беготне» и парадоксальное, жадное искание смысла.
Сравните данное стихотворение со стихотворением «Воспоминание»? Что сближает эти тексты? К каким выводам приходит лирический герой, осмысляя прожитую жизнь?
В центре стихотворения ситуация, когда человек остается один на один с таинственными проявлениями и нераскрытыми смыслами бытия, в которые он напряженно стремится проникнуть. Пушкинский герой наделен беспокойной работой ума, он стремится получить ответ о самых глубинных тайнах бытия.
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
Стихотворение «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы…» можно условно разделить на две композиционные части. В первой части поэт описывает ночную обстановку, которая навевает философские мысли о жизни, о судьбе. Ночь здесь становится бесконечной, монотонной. Сначала до напряженного слуха доносится «ход часов лишь однозвучный». Ход часов не нарушает тишины, а лишь усиливает ее томительность своей однозвучностью. Словно голос вечности, едва слышный, звук часов сливается с мелодией ночи. Ход часов напоминает о неумолимом движении времени.
Далее следует образ богини судьбы Парки: «Парки бабье лепетание». Голос ее приглушен, кажется, что и древняя богиня усыплена созерцанием скучного жизненного потока и будто сквозь сон обрывает нити человеческих судеб. «Жизни мышья беготня» привносит в стихотворение новый оттенок. Монотонный поток жизни теперь завихряется хаотически бессмыс¬ленным, лихорадочно суетливым движением - пародия на жизненный порыв.
Ночной образ оживает. Рифмовая перекличка («лепетанье», «трепетанье») с особой выразительностью передает звучание ночи. Впечатление становится более отчетливым благодаря аллитерации:
Ход Часов лиШьоднозвуЧный
Раздается близ меня,
Парки БаБьелеПеТанье,
СПяЩейноЧиТреПеТанье,
Жизни МыШьяБегоТня…
Вторая часть стихотворения носит философский характер. Ритм стихотворения меняется. Герой желает найти в ночной тишине смысл жизни. Отсюда нагнетение вопросительных предложений. Это вопросы – сомнения, вопросы – раздумья.
Духовное напряжение сообщает стихам мучительно-тревожную интонацию. Поэт будто силится достучаться до того, кому ведома его судьба, кто своей волей способен распорядиться ею. Поэт пытается постичь, расшифровать загадочный и многозначный язык жизни, разгадать ее веления, обращаясь к ней и к самому себе.
В «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы…» сталкиваются две взаимоотрицающие авторские позиции: отношение к жизни как к бессмысленной «мышьей беготне» и парадоксальное, жадное искание смысла.
«Воспоминание»
Воспоминания с наибольшей силой и остротой определяют и выражают чувство времени, создают почти физическое ощущение его бега.
ЛИТЕРАТУРА
1. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М., 1962.
2. Долинина Т.А., Уразаева Н.Х.«Итоговое сочинение. Обучение созданию аналитического текста»: Учебно-методические материалы. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. С.44.
3. Лотман Ю. Язык. Семиотика. Культура. М., 1994.
4. Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира.- Серия "Пушкин в ХХ веке", вып.VI. - М.: Наследие, 1999.
5. Скатов Н. Русский гений. М., 1987.