Форма входа
«О времена, о нравы»
Великий Цицерон в одной из своих речей воскликнул: «О времена, о нравы!» С того времени эта фраза стала означать высшую степень негодования и осуждения общественного порядка, уклада семьи, поведения граждан.
Как не возмущаться нам, людям 21 века, порядками в семье уважаемой в городе Калинове купчихи, Марфы Игнатьевны Кабановой! Героиня драмы А.Н.Островского «Гроза» завела в своей семье такие устои, от которых молодые члены семейства страдали. Она вникала во все дела детей, делая это бестактно и нудно: «Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить». Ее упреки в неуважении со стороны молодых, в нарушении домостроевских традиций вызывали разную реакцию у сына, дочери и невестки. Если Варвара молча сносила попреки матери и жила по принципу: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было», Тихон, не возражая маменьке, топил свое горе в вине, то Катерина остро реагировала на несправедливые замечания Кабанихи: «Напраслину-то терпеть кому приятно?» Но свекровь еще больше сердилась и находила причины придраться к невестке. Когда Катерина не вынесла ее попреков и бросилась в омут, Кабаниха вместо сочувственных слов говорит над телом мертвой женщины: «Полно! Об ней и плакать-то грех!». Вот нам ситуация, когда бы Цицерон воскликнул: «О времена, о нравы!»
Это бы мог сказать великий философ и о герое рассказа «Свиделись» Людмилы Куликовой. Анатолий Титов 24 года не был в родном доме, не навещал мать. Как приговор всем неблагодарным детям, забывшим путь домой, звучат слова его мамы: «Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись».Забыл об этой обязанности ее сын Анатолий… Поэтому и долгий его путь в родной дом окажется таким трагичным: не признанный матерью, он будет вынужден покинуть его. Не хватит ни ума, ни широты души, ни любви у Титова, чтобы «повиниться … перед матерью». Да и не чувствует блудный сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. Как страшно читать заключительные строки рассказа. Автор, используя ярчайшую метафору, словно объясняет нам, своим читателям, насколько бездушен этот человек: «Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился». Что бросил на дорогу? Любовь к матери? Любовь к родному дому? Да! Вот они, современные нравы героев моего времени, которые были бы, несомненно, осудил великий Цицерон! (360 слов)
Марина