Форма входа

Время рассказать о человеке… (Вариант 2)

   Евгений Евтушенко в одном из своих стихотворений пишет:

Людей неинтересных в мире нет. 

Их судьбы — как истории планет. 

У каждой все особое, свое, 

и нет планет, похожих на нее.

 

Кто же может рассказать о человеке, судьба которого равна «истории планет»? Литература. Вот  тот единственный источник, который позволяет автору рассказать о личности, героической или обыкновенной, прославившейся в веках или известной только в своем селении. Однако для этого повествования необходимо, чтобы наступила нужная минута, нужный час…

Мария Никифоровна Нарышкина, героиня рассказа А.П. Платонова «Песчаная учительница», - учительница, которая после окончания курсов по направлению попала в забытую всеми, похороненную в песках деревню Хошутово. Девушка увидела там десятки голодных крестьян, которые « много раз лютовали, дико работали, но силы пустыни  сломили их…». И они, крестьяне, « пали духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли»…

Кто бы мог подумать, что помощь этим бедным людям придет от молоденькой учительницы, которая и пустыню-то увидела впервые.  «Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание». Что двигало ею? Разве не могла она просто уехать из деревни, в которой жизнь еле теплилась. Не могла! Потому что воспитана была, как человек ответственный и дисциплинированный… А еще и потому, что  представляла она славный род Нарышкиных, и в ее жилах текла кровь былых благородных дворян и приближенных к трону русского государства. Правда, Мария ничего об этом не знала: отец не тревожил ее неокрепшую душу «ненужными в то время» рассказами… Но по крови и по духу Мария Никифоровна была истинной Нарышкиной, человеком, достойным стать героем моего сочинения!

Из книг узнала молодая учительница о том, что победить пустыню может скромный кустарник. Для начала она со своими помощниками посадила небольшой островок шелюги, который должен был защитить деревню от песчаных бед. И произошло чудо: пустыня остановилась!  Мария Никифоровна без всякой подсказки сверху  ввела в школе необычный предмет, «Обучение борьбе с песками», который посещали как дети, так и взрослые. В результате этих нововведений жизнь в селе стала налаживаться: жители быстро обучились новому ремеслу. И  зазеленевшие посадки не только спасли Хошутово от песков, но  и позволили получать жителям неплохие деньги за те изделия, которые они изготовляли из шелюги. Все в селе изменилось:  возле школы появился новый сосновый питомник, а шелюга стала отменным источником топлива, и уже ни в одной семье не было того, чтобы «детям не во что было одеться и обуться». С каким удовлетворением и гордостью говорит автор о том, что «поселенцы в Хошутове стали жить спокойнее и сытнее, а пустыня по малости зеленела и становилась приветливее». И все потому, что однажды в село приехала девушка-подвижница, человек с добрым и щедрым сердцем!

 Как я рада, что в моей читательской биографии наступило время, когда я познакомилась с замечательным произведением А.А.Платонова «Песчаная учительница» и его героиней, Марией Никифоровной Нарышкиной.(460)

Даша 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Tuesday the 19th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru