Форма входа
Равнодушие и отзывчивость. Конспект урока по рассказу Л.М.Куликовой "СВИДЕЛИСЬ". (Автор И.А.Суязова)
Тема элективного занятия (2 часа): Подготовка к сочинению-допуску по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись».
Цели урока:
Обучающая:обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания, закрепить умение писать сочинение-допуск, закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитать вдумчивого и внимательного читателя, развивать у учащихся творческие способности, способствовать формированию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведения.
Развивающая: развивать познавательные навыки учащихся, критическое и творческое мышления, умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.
Ход урока
Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…
М.Горький
I. Введение в тему...
Ребята, обратите внимание на эпиграф, который я взяла к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, о ком сказал Максим Горький?
О каком долге идёт речь в высказывании писателя?
Всегда ли мы любим маму? Зависит ли эта любовь от возраста ребёнка?
Представьте, что вы уехали надолго из родного дома. Какой будет ваша встреча с мамой после разлуки?
Сегодня мы познакомимся с рассказом Людмилы Михайловны Куликовой «Свиделись». Понятно ли вам название рассказа? Предположите, о чём пойдет речь в произведении с таким названием.
Какой может быть встреча?
II. Чтение с остановками и беседа
Чтение первого фрагмента
Прочитайте начало рассказа, описывающее семейный вечер. Выделите самые важные детали, раскрывающие суть ценностей в семье Толика.
В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.
Что произошло в семье героя?
Что испытывает герой?
Предположите, сколько лет Толику. Почему вы так решили?
Чтение второго фрагмента
По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. «Как в детстве у мамы», - неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца. Сейчас Алёшке тринадцать. Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года.
- Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая. Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях.
Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал не спеша есть.
Сколько же лет Толику?
Почему автор называет его таким детским именем?
В чём счастье Толика? Можем ли мы его за это осуждать?
Когда подмена истинных ценностей вызывает наше осуждение?
Что нарушает идиллию семейной жизни?
Почему именно сейчас, во время чаепития, когда вся семья счастлива, Толик вдруг ощутил, что «переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск»?
Сколько лет он не писал матери? Как это его характеризует?
Когда последний раз виделся с матерью?
Чтение третьего фрагмента
- Анют, а где синяя папка с письмами?
- Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них.
- Найди мне её.
- Срочно надо или подождёшь?
- Срочно.
Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.
Зачем ему понадобилась папка с письмами, да еще так срочно?
Чтение четвёртого фрагмента
Спустя час сидел Толик за кухонным столом и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы. Когда он уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят. Она писала ему длинные послания, перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому, по-бабьему и неизменно заканчивала своим обычным: «Сыночку Толеньке от мамы Оленьки». Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя «самого красивого» или «самого весёлого» солдата. Толик пожалел сейчас о тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо матери, оставшееся с давних времён. Развернул. «Здравствуй, дорогой сынок Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не вижу. Не знаю, свидИмся ли ещё». А внизу добавлено: «Сыну Толе от мамы Оли». Присказку поменяла, - отметил про себя Титов.
Что узнаём о Толике из этого фрагмента?
Какой предстает мать в воспоминаниях героя?
Как эти воспоминания характеризуют самого героя?
Почему меняется подпись матери «Сыночку Толеньке от мамы Оленьки» на «Сыну Толе от мамы Оли»?
Какое чувство вызывает у нас мать Толика? Почему?
Чтение пятого фрагмента
- Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.
- Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.
- Что, совсем нет?
- Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.
- Значит, у Симоновых надо в долг брать.
- Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг – «поеду»! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам мотаться и на работу успевать бегать.
- Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют?
- Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта.
Давайте еще раз поговорим о жизненных ценностях. Ради чего живет эта семья?
Это плохо или хорошо? Почему?
Как относится к свекрови Анюта? Можем ли мы её осуждать?
А Толика надо осуждать? Почему?
Чтение шестого фрагмента
Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой - на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета - серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.
Опишите состояние Толика при приближении к родной деревне.
Что видит он вокруг? Изменилась ли деревня?
Какие чувства он испытывает? Как это описано в тексте? Чего ждёт от встречи?
Чтение седьмого фрагмента
- Есть кто живой? – спросил тихо.
- А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла.
Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.
Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.
- Из собеса будете? – спросила мать.
- Нет.
- Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндЕвею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.
- Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на «вы».
- Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.
- А на что вы живёте?
- Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.
- А чем вы занимаетесь?
- Что?
- Что делаете?
- Сижу.
- Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?
- Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?
На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.
- Сын я ваш, Ольга Герасимовна.
- Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, - Нету у меня сына. Пропал он.
- Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.
- А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я.
- Как – ослепли?!
- А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.
Как встретился сын с мамой после долгой разлуки?
Что спрятано в местоимении «вы», с которым герой обращается к матери?
Почему не сразу признается, что он её сын?
Почему все-таки говорит матери о том, что он её сын?
Зачитайте строчки, в которых говорится о жизни Ольги Герасимовны.
Жалуется ли она на своё житьё?
Ждала ли она сына?
Что чувствует сын во время её незамысловатого рассказа? Испытывает ли раскаяние?
Чтение восьмого фрагмента
- Я выйду на минутку?
- А чего ж, выходь.
Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.
С работой Толик справился к вечеру. Дрова ровнёхонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь.
- А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.
- Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно.
Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие. Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил:
- Я переночую у вас?
- А чего ж, ночуй.
Что ещё узнает сын о житье своей старой матери? Появляется ли в этот момент хотя бы капля раскаяния в душе сына?
Каково его состояние?
Чтение девятого фрагмента
После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах - себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл на ощупь в горницу. На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.
Чему посвящена жизнь Толика?
Что для него и его семьи важнее всего?
Почему мы, понимая, что добывание денег на содержание семьи – это неплохо, всё-таки осуждаем Толика?
Что потеряв в этом мире герой?
Почему Толик не рассказывает матери о своей семье?
Почему не спит он?
Почему не спит мать?
Чтение десятого фрагмента
- Не спите?
- Не сплю.
Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:
- Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи.
- Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю... Как мне доказать, что я ваш сын?
- Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.
- Теперь уже четверо.
- Воон как! А ты откуда знаешь?
- Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.
- Нет, не помню.
- А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.
- Не помню.
- А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.
- Не помню, мил человек.
- Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.
У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого - темнота надёжно скрывала выражение лица матери.
- Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл «невесту» домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали «невесту» и отлупили меня. Помните?... Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!... Я заберу вас к себе.
- Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.
В словах «Как мне доказать, что я ваш сын?» звучит обида. На что обижается Толик?
Так ли страшно, что мать не помнит его друга, его шрам, щенка, с которым Толик спал когда-то? Не помнит или не хочет вспоминать? Почему?
Ждала ли мать сына?
А что забыл Толик?
Чтение одиннадцатого фрагмента
Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.
- Поехал я.
- Доброго пути.
Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», - сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети.
Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:
- Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.
Почему герой ТАК уехал из родного дома?
Было ли в чём каяться?
Почему же он не чувствует своей вины перед матерью, а значит, и каяться ему не в чем?
Придёт ли к нему раскаяние?
Каково ваше отношение к Толику – мужу и отцу и к Толику-сыну? Почему оно разнится?
Чем страшно равнодушие главного героя? Можно ли его оправдать?
III. Творческая работа в группах
Задание всем:
Каждая группа получает тему сочинения.
Задачи:
1) написать вступление, опираясь на ключевые слова в теме,
2) написать довод-тезис, который будете доказывать,
3) составить тезисный план основной части, в котором будут содержаться основные доказательства,
4) написать заключение.
Группа 1.
Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?»
Группа 2.
Тема сочинения: «Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».»
Группа 3.
Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?»
Группа 4.
Тема сочинения: «Что можно привести к равнодушию?»
Группа 5
Тема сочинения: «Согласны ли вы с утверждением М.Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?»
Группа 6.
Тема сочинения: «Как Вы понимаете слова Хелен Келлер: «Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия»?»
IV. Проверка групповой работы.
V. Домашнее задание:
Написать сочинение на одну из данных ниже тем, используя в качестве аргументов рассказ Л.М.Куликовой «Свиделись» и рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»:
1. Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
2. Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
3. Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
4.Что можно привести к равнодушию?
5. Согласны ли вы с утверждением М.Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?
6. Как Вы понимаете слова Хелен Келлер: «Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия»?