Форма входа
К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ. Какое предательство можно считать самым страшным?
Какое предательство можно считать самым страшным? Для кого-то это предательство собственных идеалов, для других – измена в любви. По моему мнению, самым непростительным поступками являются измена людям, за которых мы в ответе, и равнодушие к судьбе родной страны, особенно в её кризисные моменты.
Примеры того и другого рода предательства мы находим в русской классической литературе. Так, в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» наряду с истинным патриотизмом мы видим равнодушие к судьбе России тех героев, которые принадлежат к «полюсу войны». Автор сознательно подчёркивает, что в самую страшную и ответственную пору для родины светское общество, представленное кружками Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, вело ту же самую праздную, искусственную, «заколдованную жизнь». Продолжались те же выходы в свет, посещения оперы, театров. Образ Элен Курагиной олицетворяет высшую степень низости и подлости человеческой натуры. Это прежде всего проявляется в бурном выступлении за мир с Наполеоном, что в корне противоречило национальным и нравственно-этическим русского народа. Отсутствием долга перед родной землёй также наделены Берг ( во время оставления Москвы он думает о покупке «шифоньерочки»), князь Василий, который, в зависимости от обстановки, беспрестанно меняет свои взгляды на Кутузова и Наполеона (хамелеонность души), Жюли Карагина, которая на своих вечерах играла в штрафы за употребление в речи французских слов. Таким образом, всем персонажам лагеря «войны» чужды проявления общности с народом, высокой духовности, национальной памяти и сознания. В них доминируют лживое и эгоистическое начала, поэтому, по мысли Толстого, каждый их поступок является прямым предательством национальных интересов.
Не менее чудовищным, на мой взгляд, является и предательство в частной жизни людей, например, в сфере любовных отношений. Не менее чудовищным является и предательство в частной жизни людей, например, в сфере любовных отношений. Так, в пьесе А.Островского «Гроза» главная героиня, Катерина, дважды подвергается предательству со стороны самых близких для неё людей. Первая личностная драма Катерины проиллюстрирована в эпизодах проводов Тихона, её мужа. Зная, в каком горьком и безнадёжном положении находится его жена (Катерина «гаснет» под гнётом Кабанихи), Тихон всё же покидает её, при этом демонстрируя цинизм своей натуры («…а я всё-таки какой ни на есть мужчина», «вы меня заели совсем»). Катерина в свою очередь показана как глубоко-духовная, чуткая и любящая женщина. Об этом свидетельствует её фольклорно-песенная речь: «… голубчик, как бы я тебя голубила». Автор намеренно противопоставляет два типа речи (у Тихона она насыщена просторечиями), чтобы подвести читателя к трагическому, безнадёжному финалу пьесы. Второе предательство, самое сокрушительное и решающее в судьбе главной героини совершает Борис – единственный человек, с которым Катерина могла забыть о своём жалком существовании. Безусловно, речь идёт об эпизоде прощания Бориса с Катериной. Герой, в следствие своего малодушия, страха ответственности за жизнь Катерины, обрекает её на неминуемую гибель. Борис забирает то, что поддерживало существование Катерины, - любовь. Пьеса Островского демонстрирует обличительную силу любви. Кого-то это чувство возвышает (Катерина), а кого-то опускает на дно, выводя наружу все слабости человеческой натуры (Борис).
В заключение отметим, что измена – самый гнусный поступок на свете. Предавая Отечество или или свои интересы, близких и дорогих вам людей, вы обнажаете бедность вашей духовной жизни, вашу оторванность от таких фундаментальных понятий, как долг и честь.
Рудая Лиза, 11 класс.