Форма входа

Выпускное сочинение. Материалы для написания сочинения "Чем люди живы".

 

 

Автор: Наталья Алексеевна Корнишова

Честь, благородство

Пушкин Капитанская дочка

 «Береги честь смолоду» - это эпиграф к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Каждое слово из этого эпиграфа имеет глубокий смысл. Береги - значит храни, не теряй в течение всей жизни. Невозможно подобрать только одно определение слову «честь». В словаре Ожегова дано объяснение: «честь: Достоинство, высокое общественно-моральное состояние, которое вызывает общее уважение. Целомудрие, непорочность. Уважение.  Я сразу же вспомнила героя, полюбившегося у Пушкина - Петра Гринева. Отправляясь на службу, он получил приказ от своего отца: «… служи верно, кому клялся; слушайся начальников. За их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся. Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил совет отца. Читая повесть, я следила за становлением характера, за теми испытаниями, которые выпали на его долю. И я видела, что понятие «честь» для Гринева стало в жизни важнее всего. Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасовал.

 

Куприн в повести «Поединок» писал о буднях армейской жизни, воспроизводил обстановку бесконечной муштры. Куприн показывает, что русские офицеры несли службу как «принудительную неприятную барщину», не любили ее, тяготились ею. Командиры, обремененные многочисленными заботами, долгами, расходами, превышающими мизерную плату, задерживали денежные солдатские письма, нечисто играли в карты. Куприн описывает жестокость начальства, случаи самоубийства в солдатской среде. Но по своим природным задатках офицеры у Куприна вовсе не бездушные злодеи. Их образы даны писателем в двойном освещении. Самодержавный режим прогнил, болезни армейской среды - лишь частное проявление болезни всего общества.  Главный герой произведения - подпоручик Романов. Именно он чувствует и пропасть, отделяющую его от разрушительной богатой публики, и он начинает задумываться над причинами этого тяжелого положения. Армейская служба превращается в обязанность, нудную, подневольную. Никто «в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». Гибель героя неизбежна: «армейская знать», создавшая миф о «чести мундира», о своей исключительной роли в жизни страны, ополчается против каждого, кто осмелится этот миф развеять

 

Каверин. Два капитана

 

Гоголь. Тарас Бульба.  Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, предав свое святое войско.

 

Нравственный выбор

«Живи и помни» Валентин Распутин,

В. Быков Сотников

 Кондратьев Сашка

Валентин Распутин « Последний срок » Ради собственных интересов люди, для которых мать принесла в жертву свою жизнь, отказались от того, что делает человека человеком — добра, гуманности, сострадания, любви. Смертью, а вернее, — жизнью главной героини проверяются ее дети. Для них смерть матери — высо¬кая трагедия, так как мать уходит из жизни, отдав им все. Для автора же трагедия (или драма) то, что дети ее — Люся, Варвара, Илья, Михаил — не выдержали проверки на человечность. Суровым приговором за¬вершается эта столь скромная по жизненному мате¬риалу повесть. Страшно читать о том, как совестится мать, тихо радуясь вместе с тем последнему счастью, совестится того, что держит детей всех тут, отрывая от их важных дел. Как будто могут у них быть дела бо¬лее важные.

Самое страшное — в тех наигранных, лживых словах, с которыми прощаются дети с матерыо, в глубине души зная, что это последние слова: «И не обижайся на нас. Так надо». Надо не по закону человечности, а по закону суеты. Но душенной тупости, внутренней черствости, а проще —  недостатку доброты.

«Выздоравливай, мама. И не думай ни о какой смерти».

Ночью мать умерла.

 

Каверин. Два капитана

Нравственность есть правда

«Деньги для Марии»,  «Живи и помни» Валентин Распутин

В.Шукшин Дядя Ермолай . Рассказ «Дядя Ермолай» возник на основе детских впечатлений, тех, что хранятся в памяти всю жизнь. «Вспоминаю из детства один случай». На первый взгляд - совершенно безобидный. Колхозный бригадир, старый хлебороб дядя Ермолай отправил мальчишек (один из них - будущий автор рассказа) на ток сторожить только что обмолоченное  зерно. В грозу они заблудились, залезли в первую попавшуюся скирду и заночевали, а утром вернулись в дом бригадира. На его вопрос: «Да вы были там? На токе-то?» - ребята и глазом не моргнув ответили: «Были. А где же мы были?» Уличенные в явной лжи, тем не менее  мальчишки твердо стоят на своем. Не смутило их и то, что бригадир, оказывается, также там побывал.

  -    Ну и... мы тоже были. Мы, значит, маленько попозже... Мы блудили.

-          Где попозже?! - взвизгнул дядя Ермолай. - Где попозже-то?! Я там весь дождь переждал! Я только к свету оттуда уехал. Не было вас там!

-          Были...

Не дает покоя память, мучает совесть, потому что главное в этом не безобидное упорство упрямых мальчишек, а бессовестная ложь, которую, по мнению Шукшина, не оправдывает даже малый возраст.

Э.Асадов .Разговор с другом

Знакомя, друг сказал мне сокровенно:

- Рекомендую: Коля. Пианист.

Прекрасный парень и душою чист,

И ты его полюбишь непременно!

 

"Прекрасный парень" в меру был живой.

Сел за рояль, Прокофьева сыграл,

Смеялся шуткам, подымал бокал,

Потом простился и ушел домой.

 

Ушел и канул в темноту и снег.. .

И я спросил у друга своего:

- Вот ты прекрасным называл его.

А чем прекрасен этот человек?

 

С минуту друг растерянно молчал.

Ходил, курил и молвил наконец:

- Он никому вреда не причинял,

Не лицемер, не склочник, не подлец.. .

 

И вновь спросил я друга своего:

- А доброго он людям сделал много? -

Мой друг вздохнул: - Да вроде ничего.

И все-таки он неплохой, ей-богу!

 

И тут мелькнуло: а не так ли я

Хвалю порой того, кто не подлец?

Но сколько рядом истинных сердец?

И все ль друзья действительно друзья?

 

Не прямодушен - ладно, ничего!

Не сделал зла - приветствуем его.

Мог утащить, а он не утащил

И чуть ли уж не подвиг совершил.

 

Иль, скажем, парень в девушку влюбился,

Жениться обещал. И под конец

Не оскорбил, не бросил, а женился -

И вот уже герой и молодец!

 

А то вдруг вам как на голову снег

Свалилось горе. Друг о том проведал.

Он мог добить, предать, но он не предал.

Нет, не помог ничем, а лишь не предал, -

И вот уж он "прекрасный человек".

 

Смешно, но факт: мы, будто с ценной ношей,

Со странной меркой носимся порой:

"Прекрасный"- лишь за то, что не плохой,

А не за то, что истинно хороший!

 

Так не пора ль действительно начать

С других позиций доблести считать?

Эдуард Асадов

 

Каверин. Два капитана

Светлые души

Солженицын Матрёнин двор

В.  Шукшин “Письмо”  Героиня рассказа “Письмо” говорит: “Ты живи, да радуйся, да других радуй!”, считая, что жизнь – главная ценность, и в этом красится и крепится жизнь людей. Это очень непростой урок: радоваться жизни может только тот, кто умеет чувствовать красоту жизни, ценить ее в себе и вокруг себя, а радует других тот, кто чуток к людям, бережлив к их сердцам, заботлив об их счастье.

Достоевский «Преступление и наказание» Соня твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. В этом ее отличие от Раскольникова. Она не живет вне Бога, как он.

Милосердие

Андерсен. Девочка со спичками.

Шолохов «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь

В. П. Астафьев «Людочка»  Героиня приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, и девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасательным, и она покончила с собой.

Куприн Чудесный доктор

Тургенев Памяти Вревской

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»  милосердие часто стучится в человеческие сердца. Главная героиня книги Маргарита бескорыстно просит Воланда помиловать несчастную Фриду, а не спрашивает о судьбе Мастера, хотя только ради этого принесла себя в жертву.

Каждый выбирает для себя…

Каверин. Два капитана

Бальзак " Шагреневая кожа"

Толстой «Война и мир»

Гоголь Тарас Бульба.

Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.

В.А. Сухомлинский

Гончаров Обломов

Толстой Война и мир

А. Лиханов "Мой генерал"

Ч. Айтматов Первый учитель

«Искусство жить рядом с непохожими людьми».

Приставкин Ночевала тучка золотая

Проблема исторической памяти.

Шукшин Мастер

Чингиз Айтматов «Буранный полустанок»

Палачи и Жертвы в литературе

А.Рыбаков Дети Арбвта

Владимир Корнилов Гумилёв

В чём истинная красота человека

Л.Толстой Война и мир

А.Н.Толстой «Русский характер» Хотя время действия рассказа — военная весна 1944 года, это история не столько о войне, сколько о любви. Рассказ состоит из двух главных и двух-трёх побочных эпизодов, в нём участвует минимальное число героев. Так Толстой избежал дробности сюжета и достиг сильного драматического эффекта.

 

В экспозиции приводятся скупые сведения о Егоре Дрёмове (его семье и боевых подвигах), даётся его портрет и указываются такие черты его характера, как сдержанность и скромность. Хотя Иван Сударев узнал Егора уже после ранения и пластических операций, он ни разу не упоминает о физическом уродстве товарища, а наоборот, восхищается красотой главного героя: «Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и неприменно улыбнётся от душевной приязни». Завязка сюжета — ранение Егора в бою под Курской дугой. Кульминационной сценой является его приезд домой после госпиталя. Понятно, что после тяжёлого ранения и нескольких пластических операций, которые спасли ему жизнь, но до неузнаваемости изуродовали лицо и голос, Егор поехал домой к самым близким людям. Но жалость и настоящая сыновняя любовь к старым родителям не позволила ему сразу открыться: «Егор Дрёмов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно её испугать. Нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо». Кроме того, он надеялся, что отец и мать без объяснения догадаются, что к ним приехал сын. Поведение матери за ужином вроде бы подтверждает ожидания Егора. Замечая мельчайшие детали, Мария Поликарповна как будто начинает подозревать правду: гость без приглашения сел как раз на то место, где всю жизнь сидел сын, и его движения во время еды были вроде бы знакомы: «И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало».

 

Не осмелился Егор признаться и невесте Кате: «Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась». Этот испуг девушки (Егор подумал, что её ужаснуло его страшное лицо-маска) стал последней каплей; герой твердо решил не открываться и уехать как можно скорей. Уйдя из родного дома, Егор испытывал обиду (даже мать не почувствовала правду), отчаяние (Катя сказала, что ждёт его день и ночь, а сама не узнала жениха в изуродованном старшем лейтенанте) и горькое одиночество (он пожертвовал своими чувствами, чтобы не пугать родных, и невольно отгородился от них). В конце концов герой решил так: «Пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати — эту занозу он из сердца вырвет».

 

Жертвенная любовь, столь ценимая русскими, свойственна не только Егору Дрёмову, но и его родственникам, которые своими поступками развязывают запутанную житейскую ситуацию. Мать всё-таки догадывается, что приезжий офицер был её сыном. Отец считает, что раны, полученные на поле боя за свободу Родины, только украшают солдата. Катя Малышева вместе с Марией Поликарповной приезжает в полк навестить Егора и этим поступком доказывает без лишних слов свою любовь и верность жениху. Такая счастливая развязка сюжета утверждает идею о первостепенности внутренней, а не внешней красоты человека.

Вечный бой добра и зла в литературе

М.Ю. Лермонтов Демон

«Житие и погубление Бориса и Глеба» Брат Бориса Святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить Бориса и его младшего брата Глеба. Возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. После победы Ярослава Мудрого над Святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.

Святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы Бога и дьявола – добра и зла.

А. Яшин “Спешите делать добрые дела”.

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил – и оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем – нибудь порадовать его.

Когда он слёг и тихо умирал, –

Рассказывала мать,– день ото дня

Всё чаще вспоминал меня и ждал:

“Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!”

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так её люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю, хлеба воз куплю.

Мечтал о многом, много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас, да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошёл я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима, и бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

Гёте. Фауст

М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Оскар Уайльд. Звёздный мальчик

 

Д.Лихачёв Письма о добром и прекрасном.

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою.

"Майская ночь, или Утопленница"  Гоголь

государства  на судьбы людей

А. Рыбаков Дети Арбата

А.Ахматова Реквием

Такая любовь бывает раз в тысячу лет

А.И. Куприн  Суламифь, Гранатовый браслет

А.Пушкин  Мадонна, Я помню чудное мгновение

Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла,

    и мгновенно поразила нас сразу обоих... М. Булгаков  Мастер и Маргарита

Безумству храбрых поём мы песню»?

М.Шолохов Судьба человека

Что есть красота? И почему её обожествляют люди?

Ф. Сологуб "Красота"

Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»

Сколько веры и леса повалено...

Вл. Высоцкий.

А.Солженицын Один день Ивана Денисовича

Н.Думбадзе Белые одежды

О матери

Я. Смелякова“Мама”:

Добра моя мать. Добра, сердечна.

Приди к ней — увенчанный и увечный —

целиться удачей, печаль скрывать —

чайник согреет, обед поставит, выслушает

, ночевать оставит: сама — на сундук, а гостям кровать.

Мне бы с тобою всё время ладить,

все бы морщины твои разгладить.

Может, затем и стихи пишу, что,

сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила,

в сердце своем я тебя ношу.

 

“Телеграмма” К. Паустовский

Вера и безверие

М.Горький «На дн»

Лермонтов «Фаталист»

М.Булгаков» Мастер и Маргарита»

А.П.Чехов«Рассказ старшего садовника»

Вспомним содержание рассказа. В некоем городке жил праведник доктор, посвятивший свою жизнь без остатка служению людям. Однажды он был найден убитым, причем улики бесспорно обличали «известного своею развратною жизнью» шалопая, который, однако, отрицал все обвинения, хотя не мог представить убедительных доказательств своей невиновности. И вот на суде, когда главный судья уже готов был огласить смертельный приговор, он неожиданно для всех и для самого себя закричал: «Нет! Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, он не виноват! Я не допускаю мысли, чтобы мог найтись человек, который осмелился бы убить нашего друга, доктора! Человек не способен пасть так глубоко! — Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи. — Нет! — откликнулась толпа. — Отпустите его!»

Суд над убийцей — это экзамен не только для жителей городка, но и для читателей: чему они поверят — «фактам» или человеку, отрицающему эти факты.

Жизнь часто требует от нас сделать подобный же выбор, и от такого выбора зависит порой и наша судьба, и судьба других людей.

В этом выборе всегда испытание: сохранит ли человек веру в людей, а значит, и в себя, и в смысл своей жизни.

Сохранение веры утверждается Чеховым как высшая ценность в сравнении со стремлением к отмщению. В рассказе жители городка предпочли веру в человека. И Бог за такую веру в человека простил грехи всем жителям городка. Он радуется, когда веруют, что человек — Его образ и подобие, и скорбит, если забывают о человеческом достоинстве, о людях судят хуже, чем о собаках.

Нетрудно заметить, что в рассказе вовсе не отрицается бытие Божие. Вера в человека становится у Чехова проявлением веры в Бога.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Sunday the 22nd. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru