Форма входа
Природа - храм, а человек - хам…
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша», - так говорил великий писатель А.П.Чехов. Я тоже считаю, что природа, эти великолепные леса, прекрасные поля и величественные горы, останется таковой, если каждый из нас не будет хотя бы рыть канавы, бросать мусор, разжигать костер в лесу, загрязнять реки и озера. И тогда матушка-земля впустит нас в свой прекрасный храм, вознаградит гармонией и спокойствием, красотой и величием. Но, к сожалению, не все люди бережно относятся к красоте, которыми наделила нас природа. Об этом рассуждает в рассказе «На природе» Н.Почивалин.
Произведение композиционно делится на две контрастные части. Если в первой из них говорится о том, что природа для нас – это божественный храм, то во второй обличается человек-хам, уродующий родную землю. Сюжет рассказа прост: два друга в первые весенние дни едут за город «смотреть весну». Рассказчик, войдя в лес, чувствует себя, словно «дикарь или зверюга-лесник». Он бредет, срывая, растирая в пальцах и втягивая ноздрями то пресный запах осинового листка, то горьковатый – березового, то влажный и сладкий – ещё не зацветшей медуницы. Умиротворение нисходит на него! Радует все: и высокое вешнее небо, и листва, которая «лопотала на своем младенческом языке», и звонкое треньканье синицы… Он в те минуты ощущал древнейший и безотказный способ саморегуляции, «отлаживания нервной системы». И вдруг этот процесс прервался.
Рассказчик на обширной поляне, устланной нежнейшим зеленым ковром, наткнулся на кучи мусора. Трава вокруг была придавлена, прямо к трассе вела узорная, уже накатанная шинами колея. Он остановился. Современное дополнение к пейзажу в первую секунду вызвало даже не досаду, она пришла потом, а какое-то ощущение нечистоплотности, почти гадливости. Здесь автор использует ярчайшее сравнение, уподобляя эти кучи мусора посаженному на белоснежную рубашку сальному грязному пятну.
Что-то в настроении любителей природы невозместимо убыло; перебрасываясь пустыми, ничего не значащими фразами, они отвернулись от поляны, чтобы не видеть её больше... Но впереди друзей ждет еще одна встреча, доказывающая, что человек-хам не знает меры в своих злодеяниях. Когда товарищи подойдут к любимым сосенкам, то обнаружат, что сосны пропали. Их безжалостно вырубили. На образовавшейся плешине жалко – как зубья отслужившей расчески – будут торчать золотистые с прозеленью колья…Как ярко описывает Н.Почивалин то, что сделали браконьеры! В его словах слышится, что это не сосенки вырубили, а прекрасных девушек исковеркали и изломали. И опять яркое сравнение: словно «ураган пронесся». Ошеломленные, друзья разом остановились, словно очутились на краю пропасти…
Как призыв ко всем нам, кто любит природу и кто безжалостен к ней, звучат заключительные слова рассказа: «Государство не может, не в силах следить за каждым деревом, - если за ним не будет следить каждый из нас. Нельзя всю нашу огромную и прекрасную землю объявить заповедной, - любой из нас должен объявить такой заповедник в душе своей! Только так, ибо при всех других условиях внукам и правнукам своим мы оставим, говоря обобщенно, - одни пеньки».
Таня