Форма входа

Проблема нравственного выбора

 

Нравственный выбор… О сложности его решения писал поэт Януш Мати:

Выбор сделан. Шагнув – ничего не изменишь.

Но изменится все. Дни, и ночи, и камни.

Словно призрак скользнет одиноко из тени.

Выбор сделан. Но нужный? Единый? И там ли?

Как эти стихотворные строки подходят для характеристики нравственных мучений героя рассказа В.Дегтева «Крест», однажды совершившего в жизни неправильный выбор!

 

Рассказчик, бывший капитан парохода,  шел из Владивостока в порт Ванино в последний рейс сезона. На борту был «особый груз»  - осужденные священнослужители. Они вели себя так спокойно, что охранники, мучились от скуки, даже гулять попов выпускали на палубу, не опасаясь, что кто-нибудь из них бросится за борт: «ведь самоубийство у верующего - самый тяжкий грех». На шестой день пути наступила неожиданная развязка: комиссар корабля отдал командиру черный пакет в сургучных печатях.  Лежавший в нем приказ был страшен: остановить машину,  открыть кингстоны и затопить пароход вместе с «грузом». Капитан, прочитав его, опешил, с минуту ничего не мог сказать, но тут принесли телеграмму о том, что эсминец, который должен забрать команду, был уже на подходе...

 Спустя десятилетия на исповеди в храме бывший капитан воскликнет: «Что я мог поделать - приказ есть приказ!». Вспоминая то, что творилось в его душе в тот момент, он говорит: «Внутри у меня было как на покинутой площади…» Капитан  в те минуты чувствовал душевную пустоту, потому что не прислушался к голосу предостерегающей совести: « Не исполняй приказ! Это страшный грех!»  Но им руководили долг капитана и морская традиция. Он умылся, облачился в парадный  китель…  Перед тем, как собрать на палубе команду, взглянул в зеркало и увидел бескровное, чужое лицо. Огласив приказ, повел взглядом : «Кто?» Никто не решился на такой страшный грех!  Тогда исполнить приказ должен он: офицерская дисциплина, морская традиция направляли капитана на путь греха: «…все, все, они могут отказаться, все- кроме меня!»  Вот она, минута выбора, когда можно было еще прислушаться к голосу совести и не исполнить приказ…  Не прислушался! Открыл кингстоны … Затопил корабль вместе с людьми…Честный человек, показывает автор, стал жестоким, тщеславным, мысли его в тот момент были не о последних минутах «особого груза», а о том, как он сам выглядел в этот роковой миг.

Всю жизнь капитан будет помнить эти мгновения выбора и проклинать себя за малодушие. Будет помнить и то, как матросы отвернулись от него, не подали руки, когда он последним спускался в баркас… А какие глаза были у них! Глаза, презирающие его, капитана-убийцу…

Задумываюсь: почему он, капитан, так поступил? Ответ нахожу сразу:  все потому, что он совершил не тот поступок в минуту нравственного выбора!

(410 слов)

 Таня

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Tuesday the 3rd. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru