Форма входа
Кто настоящий герой времени по М.Ю.Лермонтову? (На примере романа «Герой нашего времени».)
На мой взгляд, М.Ю. Лермонтов не дает нам четкого ответа, каков он, настоящий герой его времени, а в образе Г.А.Печорина рисует обобщенный портрет молодого человека николаевской эпохи. Что это за личность? Какими достоинствами она обладает? Автор во вступлении сразу отмечает, что этот человек составлен « из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Главным из пороков Печорина, по мнению М.Ю.Лермонтова, есть бездействие и растрата сил на пустые занятия.
Растрата сил на пустые занятия…Что имел в виду писатель? Думаю, действия Печорина по разрушению человеческих судеб: княжны Мери, Веры, Бэлы, Грушницкого... Как деятелен и предприимчив герой, когда ставит перед собой какую-нибудь цель! Вспомним, сколько усилий приложил он на «укрощение» гордой горянки или светской дамы, княжны Мери…И все не напрасно! Женщины влюблены в него, готовы следовать за своим кумиром повсюду! Но, к сожалению, он не готов! Как только цель, которую он перед собой поставил, выполнена, Печорин испытывает равнодушие к прежнему объекту обожания или ненависти. В разговоре с Мери Печорин пытается объяснить, почему он так поступает, почему он такой? Оказывается, еще с детства окружающие читали на его лице признаки дурных свойств, которых в действительности не было. Окружающие, по- другому сказать, среда, в которой он общался, предполагали, что юноша скрытен, злопамятен, завистлив...Они не только предполагали, но и внушали! И герой сделался таким: « выучился ненавидеть», «начал обманывать», « сделался нравственным калекой...» Как страшно звучат эти строки! Человек называет себя «нравственным калекой»… Сколько страдания слышу в этих словах!
А такой ли уж Печорин безнравственный человек? Возьму только одну главу романа, «Максим Максимыч», которая описывает встречу с бывшим старым сослуживцем. Там есть сцена, которая вызывала и вызывает многочисленные споры и критиков, и читателей. Почему Г.А.Печорин так поступил с бедным старым офицером? Что двигало его поступком? Кто перед нами в ту минуту: эгоист или несчастный человек, безжалостное, грубое существо или тактичный аристократ, защищающийся от новых страданий?!
Я думаю, что Печорин в этой сцене – несчастный человек, которому еще раз напомнили о горько пережитом прошлом. Он прекрасно знает Максима Максимыча, представляет и вопросы, которые тот начнет задавать, и воспоминания, которыми тот начнет делиться. Поэтому и избегает встречи со старым сослуживцем. Увы! Избежать ее не удалось. И случилось то, что предвидел герой Лермонтова. Максим Максимыч, забыв о тактичности и не думая о чувствах своего друга, сразу же завел разговор о Бэле, той самой девушке, чья смерть вызывает у Печорина не только грусть, но и глубочайшее чувство вины. Образно говоря, лучший по крепости друг с первой минуты встречи начинает «сыпать соль» на душевную рану Печорина. И что остается герою? Нагрубить старику? Резко оборвать его? Нет! Прервать эту неожиданную и неприятную для него встречу и срочно уехать.
На протяжении всего романа Г.А.Печорин предстает перед нами то негодяем, то совестливым человеком, то героем, то бесчувственным интриганом. Но если человек в минуту уединения доверяет своему дневнику такие сокровенные мысли, в которых и звучит приговор самому себе: «… я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. Значит, он чувствует в себе, в своей жизни “назначение высокое”?! Чувствует, но время, в которое Печорин родился и жил, не позволило герою реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим.
Таким образом, Григорий Александрович Печорин не только герой романа М.Ю.Лермонтова, но и герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.
Вика