Форма входа
"Конфликт отцов и детей - конфликт жизненный позиций".(По роману И.С.Тургенева "Отцы и дети".)
Помните известную фразу героя романа И.С.Тургенева "Отцы и дети":«..вы... меня понять не можете; мы ... принадлежим к двум различным поколениям... что делать? Пилюля горька — а проглотить ее нужно»? Как она ярко охарактеризовала отношения, возникавшие в семьях между «отцами» и «детьми»! Прошло почти двести лет с тех пор, как были написаны эти слова, а почти ничего не изменилось... И сегодня мы, молодые, можем сказать прошлому поколению: «Нам друг друга не понять! Глотайте пилюли!» Сказать можем потому, что конфликт отцов и детей, конфликт жизненных позиций, был, есть и будет…
Как только возьмешь книгу И.С.Тургенева, прочтешь название и сразу понимаешь, что речь пойдет о конфликте двух поколений, в основе которого лежат разные взгляды на жизнь.
Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», - человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм – отрицание всего. Это его жизненная позиция. С самого начала спора, кульминации идеологических разногласий представителей «детей» и сторонников «отцов», Е.Базаров, находящийся в чужом для него месте, в чужой среде дворян-либералов, ведет себя естественно, с гордостью подчеркивает свое превосходство над аристократами: «Мой дед землю пахал!» Не случайно для него слова «аристократишко» и «дрянь», - синонимы.
Молодой нигилист, по мнению которого «в теперешнее время полезнее всего отрицать», не принимает ничего: ни государственный строй, ни религию,( однако и созидание он не считает своей целью, говорит, что «сначала надо место расчистить»),ни искусство( «Рафаэль гроша медного не стоит»), ни любовь(«это все романтизм, чепуха, гниль»), ни патриархальную крестьянскую семью («вы, чай, слыхали о снохачах?»). Для него «аристократизм, либерализм, прогресс, принципы» - это лишь пустые, бесполезные слова.
Единственная страсть Базарова – наука. Именно ей он и посвящает свою жизнь. Перед нами человек труда, в любой обстановке занимающийся делом, он не любит «болтать о наших язвах» (болезнях общества): «это ведет только к пошлости и доктринерству». Е.Базаров считает, что толковать об «искусстве, бессознательном творчестве, парламентаризме» - это заниматься вздором.
Поражен, а затем и повержен в споре старый аристократ Павел Петрович Кирсанов: Базаров в одно мгновение растоптал основной его принцип. Кирсанов был уверен, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали своими нравственными достоинствами и делами, а не происхождением. По его глубокому убеждению, нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности. Он на полном серьезе верил, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Таковым и считает Кирсанова нигилист, потому что "принсипы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, вернее, с ее отсутствием. В самое сердце поражен старый аристократ, когда Базаров в пылу спора покушается на царскую власть и религию. Не случайно Кирсанов в ту минуту бледнеет, а сказать в защиту ничего не может! Как за соломинку, хватается аристократ за патриархальные устои русской семьи. Но Базаров и здесь не позволяет ему победить: одной репликой о «снохачах» он отправляет своего оппонента в нокаут. Можно много еще писать о разнице жизненных позиций Евгения Базарова и братьев Кирсановых, но вывод очевиден: «Пилюля горька» — а проглотить ее старикам нужно...
Настя