Форма входа
Нужна ли нам, современникам, правда о войне?
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору.
А. Т. Твардовский
Великая Отечественная война.. Немецкому мыслителю, драматургу и критику Готхольду Эфраиму Лессингу принадлежат слова: «не может быть великим то, что не правдиво». Вот почему спустя десятилетия мы узнаем страшные факты о той великой войне, негуманные, жестокие, леденящие кровь…
Горькой правдой о Великой Отечественной войне пронизана каждая строка романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты», описывающего события, которые сохранила память самого писателя. Астафьев вспоминает, как вместе с другими, такими же молодыми и неопытными однополчанами, прошел суровую школу подготовки в лагере, как переправлялся через реку Великую, отбивал высоту у немцев, хоронил убитых товарищей…
В романе, на мой взгляд, нет главного героя. Автор рассказывает нам о судьбах многих людей. И я с уверенностью могу назвать главным действующим лицом и Лешку Шестакова, и Алексея Щуся, и Колю Рындина, и Бескапустина, и многих других персонажей произведения. История каждого из них — это часть правды, той правды о страшной войне.
Писатель разделяет мысль Л. Н. Толстого. Война для него — событие, противное «человеческому разуму и всей человеческой природе». В.П. Астафьев говорит: «Как же надо было затуманиться человеческому разуму, как оржаветь … сердцу, чтобы настроилось оно только на черные, мстительные дела, ведь их же, страшные, темные дела, великие грехи, надо будет отмаливать … В прежние, стародавние времена после всех битв, пусть и победных, генералы и солдаты... молились, просили Господа простить им тяжкий грех кровопролития... Забыт он, Бог».
Не до молитв участникам битвы. Они, совершив преступление против себя и разума, добра и братства, доведя до исступления и смертельной усталости собственные тела, спали, набираясь новых сил у этой ими не раз оскорбленной и поруганной земли, чтобы завтра вновь заняться избиением друг друга.
Осуждая войну, автор рисует страшные, но правдивые ее картины. Вспомним переправу. Тысячи солдат должны были попасть на другой берег реки Великой... Попали. Но какой ценой?! На берегу, где кучно, где вразброс валялись сотни трупов. Одни разорваны в клочья, иные будто прикорнули меж камешков. Ужасают цифры, которые писатель приводит в доказательство жестокости этой страшной бойни. От роты Яшкина осталось 18 человек, от роты Шершнева - всего десять. Из трех тысяч солдат боевой группы Щуся в живых осталось только 460! Но самое страшное выяснится потом: высота, которую так ожесточенно отбивали, никому не была нужна, потому что не являлась направлением главного удара... Стольких людей положили, погнали на убой лишь для того, чтобы совершить отвлекающий маневр!
Страшный роман, страшный потому, что слышим в нем «голос памяти правдивой». Нужна ли эта книга и подобные ей нам, россиянам нового тысячелетия? Может, лучше не вспоминать всего этого, говоря словами
А. Твардовского, «память под печать, чтоб ненароком той оглаской непосвященных не смущать»? Нет, мы должны знать истину, потому что война как событие истории себя не изжила; правдивый рассказ о ней будет полезен каждому... (448слов)
Вика