Форма входа
Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тексту 12.3 Открытого банка заданий.)
Что такое сила духа?
Я думаю, сила духа – это умение не жаловаться; это внутренняя энергия человека, направленная на преодоление жизненных преград; это упорство и несгибаемость. Только сила духа помогает людям переживать все проблемы, которые подбрасывает им судьба.
В качестве первого аргумента, подтверждающего тезис, возьму пример из произведения Л.Е.Улицкой. Главный герой рассказа смог преодолеть такую страшную трудность, как потеря руки (предложение 4): он заново научился всем легким действиям для двух рук, но таких непростым для одной (предложение 5). Собрав всю волю, мужество в кулак, он не просто не смирился с отсутствием руки, он продолжил жизнь обычного человека: получил образование и устроился на достойную работу учителя.
В качестве второго аргумента, доказывающего мою мысль, приведу пример из жизненного опыта. Для меня всегда казалась непостижимой способность людей после утраты руки или ноги начинать жить заново и не просто начинать, а стараться достичь таких результатов, о которых не мечтает и полноценный человек. Вспомним Бетани Гамильтон. Эта девушка выросла на Гавайских островах, поэтому занималась серфингом с детства. Однако в 13 лет она потеряла левую руку в результате нападения акулы. Уже через месяц Бетани вновь покоряла волны, а через два года выиграла престижные соревнования среди серфингистов. Сегодня она является профессиональной серфингисткой и источником вдохновения для миллионов людей.
Таким образом, я доказала, что никогда нельзя сдаваться, нужно бороться до конца, а в этом поможет сила духа, которая, как стержень, не дает человеку сломаться под тяжестью навалившихся проблем.
Листишенкова Екатерина,ученица И.А.Суязовой
ТЕКСТ 12.3
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель — и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других — юность, у третьих — жизнь.
(По Л. Улицкой) *
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.