Форма входа
Тест по литературе
Нам любезно предоставила тест для ЕГЭ по литературе Татьяна Алексеевна Александрова, учитель русского языка и литературы МОУ"СОШ села Рыбушка Саратовского района Саратовской области", разработанный к 200-летию со дня Бородинской битвы.
Тест по литературе на ЕГЭ. (Составлен на основе произведений о войне 1812 года.)
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 - В7; С1 - С2.
Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны - назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять. Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?" Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: "Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!" Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить все и побежать куда попало. Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
В1. К какому роду литературы относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»? Ответ:___________________________________________________________
В2. К какому жанру можно отнести произведение Л. Н. Толстого, изображающее многогранную картину мира, исторические события и повседневность, судьбы отдельных личностей и страны? Ответ:__________________________________________________________
В3. Определите тему, которая нашла отражение в данном фрагменте? Ответ:___________________________________________________________
В4. Назовите сражение, которое так эмоционально описывает Л. Н. Толстой. Ответ:___________________________________________________________
В5. Какую фигуру речи использует автор во втором абзаце, оформленную в виде прямой речи? Ответ:___________________________________________________________
В6. В описании завершающего этапа знаменитой битвы встречаются оценочные определения («таинственная сила», «страшное дело»). Как называется это средство художественной выразительности?
Ответ: _______________________________________________________
В7.Чья позиция осуждения антигуманной сущности войны выражена во фрагменте? Ответ____________________________________________________________
Для выполнения заданий С1 – С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С1.Как воплотилась в этом описании мысль Л. Н. Толстого об антигуманном характере войны?
С2. Что сближает изображение войны у Л.Н.Толстого и у русских писателей двадцатого века?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3 – С4.
БОРОДИНО (отрывок)
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять... Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
М. Лермонтов
(Стихотворение написано в 1837 году и посвящено 25-летию Бородинской битвы.)
В8. Какова идея этого стихотворения?
Ответ:
В9.В последнем отрывке стихотворения вторая и третья строки контрастны по содержанию. Какой прием использован поэтом?
Ответ:
В10. В строке «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» использован художественный прием. Назовите этот прием.
Ответ:
В11. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строках «…носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала…»?
Ответ:
В12. Определите размер, которым написано стихотворение.
Ответ:
Для выполнения заданий С3 – С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С3. Каким пафосом пронизано стихотворение и почему?
С4.Кто из русских поэтов и писателей обращался к теме изображения Бородинской битвы. Чем стихотворение М. Ю.Лермонтова близко другим произведениям?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только одно из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.
С5.1 Как в «Слове о полку Игореве» звучит тема единения русских земель?
С5.2 Почему пребывание Пьера в плену – самое мучительное и трудное, и одновременно самое счастливое время его жизни?
С5.3 Почему так трагически звучит тема осуждения войны в рассказе М. А. Шолохова?
Ответы к тесту
1.Эпос
2.Роман-эпопея
3.Осуждение войны
4.Бородинская битва
5.Лексический повтор
6.Эпитеты
7.Автора
8.Прославление подвига русского воинства
9.Противопоставление
10.Метафора
11Олицетворение
12. Ямб