Форма входа

Тест по литературе

Родительская категория: Для учеников Категория: ЕГЭ по литературе

Нам любезно предоставила тест для ЕГЭ по литературе Татьяна Алексеевна Александрова, учитель русского языка и литературы МОУ"СОШ села Рыбушка Саратовского района Саратовской области", разработанный к 200-летию со дня Бородинской битвы.

 

Тест по литературе на ЕГЭ. (Составлен на основе произведений о войне 1812 года.)

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 - В7; С1 - С2.

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны - назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять. Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?" Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: "Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!" Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить все и побежать куда попало. Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.

В1. К какому роду литературы относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»? Ответ:___________________________________________________________

В2. К какому жанру можно отнести произведение Л. Н. Толстого, изображающее многогранную картину мира, исторические события и повседневность, судьбы отдельных личностей и страны? Ответ:__________________________________________________________

В3. Определите тему, которая нашла отражение в данном фрагменте? Ответ:___________________________________________________________

В4. Назовите сражение, которое так эмоционально описывает Л. Н. Толстой. Ответ:___________________________________________________________

В5. Какую фигуру речи использует автор во втором абзаце, оформленную в виде прямой речи? Ответ:___________________________________________________________  

В6. В описании завершающего этапа знаменитой битвы встречаются оценочные определения («таинственная сила», «страшное дело»). Как называется это средство художественной выразительности?

Ответ: _______________________________________________________

В7.Чья позиция осуждения антигуманной сущности войны выражена во фрагменте? Ответ____________________________________________________________

Для выполнения заданий С1 – С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

С1.Как воплотилась в этом описании мысль Л. Н. Толстого об антигуманном характере войны?

С2. Что сближает изображение войны у Л.Н.Толстого и у русских писателей двадцатого века?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3 – С4.

БОРОДИНО (отрывок)

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять... Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

                                                            М. Лермонтов

(Стихотворение написано в 1837 году и посвящено 25-летию Бородинской битвы.)

В8. Какова идея этого стихотворения?

Ответ:


В9.В последнем отрывке стихотворения вторая и третья строки контрастны по содержанию. Какой прием использован поэтом?

Ответ:


 

В10. В строке «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» использован художественный прием. Назовите этот прием.

Ответ:


 

В11. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строках «…носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала…»?

Ответ:


 

В12. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:

 


Для выполнения заданий С3 – С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

С3. Каким пафосом пронизано стихотворение и почему?

С4.Кто из русских поэтов и писателей обращался к теме изображения Бородинской битвы. Чем стихотворение М. Ю.Лермонтова близко другим произведениям?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только одно из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

С5.1 Как в «Слове о полку Игореве» звучит тема единения русских земель?

С5.2 Почему пребывание Пьера в плену – самое мучительное и трудное, и одновременно самое счастливое время его жизни?

С5.3 Почему так трагически звучит тема осуждения войны в рассказе М. А. Шолохова?  

 

Ответы к тесту
1.Эпос
2.Роман-эпопея
3.Осуждение войны
4.Бородинская битва
5.Лексический повтор
6.Эпитеты
7.Автора
8.Прославление подвига русского воинства
9.Противопоставление
10.Метафора
11Олицетворение
12. Ямб

Поделись с другом в социальной сети

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Friday the 21st. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: [email protected]