Форма входа

Тест по литературе

Родительская категория: Для учеников Категория: ЕГЭ по литературе

Нам любезно предоставила тест для ЕГЭ по литературе Татьяна Алексеевна Александрова, учитель русского языка и литературы МОУ"СОШ села Рыбушка Саратовского района Саратовской области", разработанный к 200-летию со дня Бородинской битвы.

 

Тест по литературе на ЕГЭ. (Составлен на основе произведений о войне 1812 года.)

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 - В7; С1 - С2.

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны - назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять. Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?" Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: "Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!" Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить все и побежать куда попало. Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.

В1. К какому роду литературы относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»? Ответ:___________________________________________________________

В2. К какому жанру можно отнести произведение Л. Н. Толстого, изображающее многогранную картину мира, исторические события и повседневность, судьбы отдельных личностей и страны? Ответ:__________________________________________________________

В3. Определите тему, которая нашла отражение в данном фрагменте? Ответ:___________________________________________________________

В4. Назовите сражение, которое так эмоционально описывает Л. Н. Толстой. Ответ:___________________________________________________________

В5. Какую фигуру речи использует автор во втором абзаце, оформленную в виде прямой речи? Ответ:___________________________________________________________  

В6. В описании завершающего этапа знаменитой битвы встречаются оценочные определения («таинственная сила», «страшное дело»). Как называется это средство художественной выразительности?

Ответ: _______________________________________________________

В7.Чья позиция осуждения антигуманной сущности войны выражена во фрагменте? Ответ____________________________________________________________

Для выполнения заданий С1 – С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

С1.Как воплотилась в этом описании мысль Л. Н. Толстого об антигуманном характере войны?

С2. Что сближает изображение войны у Л.Н.Толстого и у русских писателей двадцатого века?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12; С3 – С4.

БОРОДИНО (отрывок)

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять... Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

                                                            М. Лермонтов

(Стихотворение написано в 1837 году и посвящено 25-летию Бородинской битвы.)

В8. Какова идея этого стихотворения?

Ответ:


В9.В последнем отрывке стихотворения вторая и третья строки контрастны по содержанию. Какой прием использован поэтом?

Ответ:


 

В10. В строке «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» использован художественный прием. Назовите этот прием.

Ответ:


 

В11. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строках «…носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала…»?

Ответ:


 

В12. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:

 


Для выполнения заданий С3 – С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

С3. Каким пафосом пронизано стихотворение и почему?

С4.Кто из русских поэтов и писателей обращался к теме изображения Бородинской битвы. Чем стихотворение М. Ю.Лермонтова близко другим произведениям?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только одно из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

С5.1 Как в «Слове о полку Игореве» звучит тема единения русских земель?

С5.2 Почему пребывание Пьера в плену – самое мучительное и трудное, и одновременно самое счастливое время его жизни?

С5.3 Почему так трагически звучит тема осуждения войны в рассказе М. А. Шолохова?  

 

Ответы к тесту
1.Эпос
2.Роман-эпопея
3.Осуждение войны
4.Бородинская битва
5.Лексический повтор
6.Эпитеты
7.Автора
8.Прославление подвига русского воинства
9.Противопоставление
10.Метафора
11Олицетворение
12. Ямб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Sunday the 17th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru