Форма входа

Блок сочинений (8-9,15-17) для ЕГЭ по литературе.(По поэме М. Ю. Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ".)

Родительская категория: Для учеников Категория: ЕГЭ по литературе

                                                                                                              Сочинения от Вики Ж.

 8.Почему так суров Степан Парамонович к своей жене Алене Дмитревне?

 Известный летописец Сильвестр в поучение своему сыну собрал в одну книгу, под названием  «Домострой», правила и наставления, которым предлагалось следовать всякому человеку, желающему жить праведной жизнью .

 В  «Домострое» большое внимание уделено порядку в семье: «все должно было подчиняться главе дома, хозяину». Жена, дети и слуги должны были " все творить по его наказанию " . Поэма Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова " -  яркое тому подтверждение . Купец Калашников разгневался на Алену Дмитревну за ее позднее появление дома, за непристойный внешний вид. Муж подозревает жену в том, что она гуляла, пировала « с сынками боярскими». Степан Парамонович  суров к своей жене не потому, что он жестокий человек, а потому, что так вести себя ему предписано в  "Домострое ".

 Чувство страха считалось главным средством сохранить " семейное благочиние». Знает об этом Алена Дмитревна, не случайно, услыхав грозный слова мужа, она " задрожала вся... затряслась как листочек осиновый... в ноги мужу повалилася ". Но муж для нее не только хозяин, судья, но и защитник. Об этом говорят слова несчастной женщины: 

                                   Государь ты мой, красно солнышко, 

                                   Иль убей меня, или выслушай!

                                   Твои речи - будто острый нож; 

                                    От них сердце разрывается. 

                                    Не боюсь я смерти лютыя, 

                                    Не боюсь я людской молвы, 

                                    А боюсь твоей немилости…

Таким образом, могу сделать вывод, что, осознавая свое положение в семье, молодой купец Калашников так суров к своей жене Алене Дмитревне. 

 9. Как законы «Домостроя» действуют в поэме М. Ю. Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ". В каких еще произведениях русских классиков мы можем наблюдать соблюдение этих законов?

В одну книгу, под названием « Домострой», известный летописец Сильвестр в поучение своему сыну собрал  правила и наставления, которым предлагалось следовать « всякому желающему жить праведной жизнью». В  «Домострое» большое внимание уделено порядку в семье, где «все должно было подчиняться главе дома, хозяину». Жена, дети и слуги должны были " все творить по его наказанию ".

Поэма Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова " -  яркое тому подтверждение. Мы видим, что молодой купец суров, скор на расправу. Не разобравшись в случившемся, он  разгневался на Алену Дмитревну за ее позднее появление дома, за непристойный внешний вид. Муж подозревает жену в том, что она гуляла, пировала « с сынками боярскими». Степан Парамонович  суров к своей жене Алене Дмитревне не потому, что он жестокий человек, а потому, что так вести себя ему предписано в  "Домострое ". Там главным средством в сохранении «семейного благочиния» считалось чувство страха и подчинения во всем главе семьи.

Пройдут века, но законы «Домостроя» будут по-прежнему сильны в жизни русской семьи. В драме А. Н. Островского «Гроза» перед читателями предстает семья Кабановых. Глава семейства в пьесе - женщина, Марфа Игнатьевна Кабанова, но все и во всем подчиняются этой властной купчихе. Кабанова считается в городе образцом добродетели и хранительницей традиций. Она постоянно учит детей своих, «как делали в старину». Касается ли вопрос дела сватовства, проводов мужа или посещения церкви - все, по мнению Кабанихи, должно происходить по старинке. Главное, в чем она уверена, это то, что в семье все должно держаться на страхе. «Как зачем бояться! Как зачем бояться!»-кричит она сыну, твердо веря, что «порядок-то в доме будет», только если младшие будут бояться старших. 

Следуют заветам «Домостроя» и герои романа И. А. Гончарова Обломовы. Все в этой семье идет так, как было преподано «им родителями» и прадедами. Главное в жизни Обломовых – норму жизни « с заветом блюсти», сохранять «ее цельность и неприкосновенность, как огонь Весты. Как это делалось при дедах и отцах, так делалось и при отце Ильи Ильича…».

Таким образом, могу сделать вывод, что в ряде произведений русской классики при описании образа жизни людей нашли отражение законы «Домостроя». 

15. Как в отрывке из поэмы М. Ю. Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова " ставится проблема памяти?

  В отрывке из поэмы  M. Ю. Лермонтова  " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова " ставится проблема памяти, которая не умерла вместе со Степаном Парамоновичем, потому что  жизни не пожалел русский купец во имя сохранения чести своей семьи. Несмотря на то что казнили его по царскому велению «смертью лютою, позорною... схоронили его за Москвой-рекой, на чистом поле промеж трех дорог», люди помнили купца Калашникова, пошедшего на смерть «за святую  правду-матушку ". Когда «люди добрые» проходили мимо могилы Калашникова, они поклонялись ей:

              Пройдет стар человек - перекрестится,

              Пройдет девица - пригорюнится,                                                                               

              Пройдет молодец – приосанится,        

              А пройдут гусляры - споют песенку. 

Разве это не говорит о том, что  «люди добрые» помнили  о подвиге смелого купца?                              

16. В фольклоре, творчестве каких русских писателей звучит тема памяти?  Что позволяет сопоставить эти произведения с поэмой М. Ю. Лермонтова?

Тема памяти звучит и в исторических песнях, посвященных Емельяну Пугачеву. Так, в песне " Пугачев казнен " говорится о том, что "... нет больше народного защитника ... " Обращаясь к казненному предводителю восстания, люди спрашивают у него, на кого он их покинул, а потом сетуют:

                                               Некому за нас заступиться,

                                               Крепку думушку за нас раздумать. 

 Эта же тема звучит и в стихотворении M. Ю. Лермонтова " Бородино ", которая очень актуальна в год празднования  200-летия со дня Бородинской битвы:

                                                 Недаром помнит вся Россия 

                                                 Про день Бородина!

Сопоставить эти произведения с поэмой М. Ю. Лермонтова позволяет то, что в русском народе всегда помнили и смелого борца-одиночку, и предводителя крестьянского восстания, и славных защитников Отечества.

17. Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ".

    Критик Белинский относил героя поэмы, купца Калашникова, к числу тех  " железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут..." Оскорбленный поступком царского опричника, заступаясь за честь своей семьи, Калашников принимает решение " на смерть биться до последних сил... за святую правду-матушку. " Для него нет полумеры в минуту решающего сражения: " Вышел я на страшный бой, на последний бой! " Вот это-человек чести!

 Бесчестен, по мнению автора, " удалой Кирибеевич ". С самого начала опричник, зная суровые законы " Домостроя " ,готов нарушить их, совратив с праведного пути благочастивую купчиху-красавицу. Но Алена Дмитревна не становится легкой добычей для Кирибеевича. Вырвавшись из рук бесчестного слуги царя, не соблазнившись на его обещания засыпать её золотом и жемчугом, она бежит домой, уже осознавая, что " опозорил он, осрамил" её.  В кульминационную минуту, перед боем, царский опричник, который не боится никого, услыхав из уст своего соперника, почему тот вышел на этот бой, испугался, « побледнел в лице, как осенний снег, бойки очи его затуманились... на раскрытых устах слово замерло." Нечего сказать Кирибеевичу ни молодому купцу, ни царю, так как опозорил он чужую жену, " разбойничал ночью тёмною" .

Таким образом, могу сделать вывод, что герои поэмы, молодой купец и царский опричник, выйдя на кулачный бой, вступают в поединок чести и бесчестия, в котором победит тот, кто прав, кто защищает свою честь и честь семьи. 

                                                                                                                                        Вика Ж.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Sunday the 17th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru