Форма входа

Рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ 2015 года

Родительская категория: Для учеников Категория: ЕГЭ по литературе

1.Формулировка проблемы
Многие учителя требуют от учеников в начале работы писать вступление. Уверяю вас, что этого делать не нужно. Во-первых, вы порождаете логические ошибки. Во-вторых, появляются речевые повторы, грамматические несогласования. Берите быка за рога: формулируйте сразу проблему! Одну! Помните, что если вы поставите в начале сочинения две-три проблемы, то обязаны их и раскрывать! Иначе – логика нарушена. Желательно проблему формулировать в форме вопроса. Например: « Что такое память? Вот проблема, над которой размышляет Д.Д. Иванов в данном тексте». Или «Красота природы. Способна ли она повлиять на человека, его чувства? Именно этот вопрос волнует К.Г.Паустовского».

2. Комментарий текста
Это самый трудный этап в написании сочинения. (Комментирование –это обращение к различным аспектам проблемы ... Не пересказывайте текст, а анализируйте его содержание, используя оценочные слова.)
а) Если текст основан на ситуации, случае из жизни, нужно обязательно указать на это в сочинении. (Данную проблему... автор раскрывает на примере случая из жизни ... Раскрывая данную проблему..., автор обращается... / Ф. И. рассуждает о... / Автора волнует... / с болью (с особой теплотой) автор говорит о... / убедительно доказывает мысль о ... / Интересна мысль автор о том, что.../ Публицист говорит о том, что « цитата». / Логика рассуждений автора проста и убедительна. / Автор приводит нас к мысли о том, что...)
б) Комментируя проблему, отталкиваемся от текста, отвечаем на вопрос, что делает автор, чтобы раскрыть проблему (призывает, восхищается, осуждает, рекомендует, приводит пример из жизни, обращается к мнению ученого и так далее), то есть должны быть глаголы действия автора.

в) Пример комментария: «В предложенном мне тексте автор, вспоминая, как впервые увидел Среднюю Россию, говорит о том, что был поражен красотой пейзажей до глубины души. Он "задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе". К.Г.Паустовский не перестает повторять, что наслаждался теми бесценными минутами единения с природой».
3. Позиция автора
Это микровывод по комментарию текста и одновременно ответ на вопрос, который был поставлен во вступлении (они должны соотноситься) Помните, что позиция автора должна быть лаконичной: 1-3 предложения. Необходимы фразы типа «Авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что…».
Пример написания позиции автора.
« Писатель убежден, в том, что картины природы вызывают в человеке глубокий эмоциональный отклик, а впечатления от них остаются в памяти на всю жизнь…"
4. Личное мнение
Начинаете этот раздел связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора». Но этой фразы недостаточно! Нужно обязательно 2-3 предложения-рассуждения, раскрывающие вашу позицию. Этот абзац должен завершаться связкой: «Об этом не раз писали классики, знаменитые историки и публицисты».
    Далее с красной строки представляете 2 аргумента за или против авторской позиции. Один аргумент должен быть из художественной или научной литературы, публицистики. Второй аргумент – из ваших жизненных наблюдений. Но я нацеливаю своих учеников оба аргумента брать из литературы или публицистики, так как жизненный аргумент часто бывает сырым, надуманным, и его эксперты не засчитывают.
Как «найти» нужный пример?
Каждому из вас известно, что в процессе написания сочинения очень сложно подобрать необходимые аргументы. Один еще как-то из художественной литературы вспомните и приведете… А вот второй? Оказывается, найти его не так и сложно, надо только помнить, что вы пишете сочинение и можете слегка пофантазировать, что-то придумать и слегка приврать. Результат стоит того! Посмотрите на два первых примера, придуманных учеником.
Пример 1
В Интернете познакомилась с итогами социологического опроса по проблеме наркомании. 83% респондентов, молодых людей в возрасте до 28 лет, на вопрос, привлекают ли их наркотики, ответили отрицательно. И это уже радует.
PS. Респонденты – это участники опроса, то есть опрошенные. А итоги соцопроса могут быть по проблемам пьянства, взяточничества, хамства и т.д.
Пример 2
В Интернете, на одном из сайтов социальных сетей, участвовала в дискуссии по проблеме пьянства. Отрадно отметить, что большинство участников спора писали о том, что спиртное их не привлекает, они умеют организовать свое свободное время и без алкоголя.
В качестве аргумента можно использовать и примеры из газет, которые вы будто бы прочитали, или телепрограмм, которые будто бы посмотрели.
Пример 1
В районной газете прочитала рассказ о поступке юной мамаши, которая оставила своего ребенка в роддоме. Каждая строка статьи была проникнута негодованием. И я вслед за автором высказываю свое возмущение поступком моей сверстницы – «кукушки».
Пример 2
По телевидению недавно рассказывали о поступке молодого парня, который, рискуя собственной жизнью, вынес из огня трех маленьких детей. Передав малышей соседям, молодой человек ушел, потому что считал, что ничего героического он не совершил. Такова его гражданская позиция.
Конечно, на экзамене вы будете волноваться и, возможно, забудете даже то, что знали. Можете запамятовать и фамилию автора книги, и имя главного героя. Но при написании сочинения возможно обойтись и без них: проверяющие точно все помнят и поймут, о ком вы хотели сказать. Написать об этом можно так.
Пример 1
Все помнят книгу советского писателя, герой которой, потеряв на войне ноги, научился на протезах не только ходить, танцевать, но и летать. И все это потому, что у него была большая сила воли.
PS. Речь идет о книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Пример 2
Все знают великого ленивца, героя знаменитого романа русского классика, который целый день лежал на диване и мечтал… В наши дни такой « мечтатель» обречен на нищету и голод, так как у него нет крепостных. Он должен работать.
PS. Речь идет о романе И. А. Гончарова «Обломов».

Вот так можно обойтись с проблемой поиска второго, а может, и первого аргумента. Творите, пробуйте, сочиняйте!
5. Вывод
Помните, что вывод пишется по всему тексту сочинения, а не только по тексту автора или вашему личному мнению. При этом вывод не содержит новые мысли, а лишь повторяет уже сказанное более общими словами. Всего 1-3 предложения. Например: «Таким образом, память является важной составляющей жизни человека, в чём мы убедились на различных примерах».
Где вы можете потерять баллы? (Подробности из опыта эксперта.)
   А) Очень легко теряются баллы по критериям 4 (аргументы), 5 (композиция), 9 (грамматические ошибки). Особо выделяется критерий 6 (точность, богатство, выразительность речи), который считается поощрительным. Если вы допускаете неточности в речи, нарушаете логику, используете однотипные конструкции в тексте, значит, вашу речь уже нельзя назвать точной и богатой…
  Б) Как ни странно, проблема почерка на ЕГЭ становится очень актуальной… Если ваш текст не читается, эксперт имеет право отказаться от проверки, поставив вам 0 баллов (такие случаи уже имели место)… Если вы неясно пишете а-о, е-и, то эксперт может увидеть и неверный вариант, а значит, вынести ошибку…Важна и психология: если эксперт получает в руки чистую, написанную пусть не красивым почерком, но разборчивую работу, у него, уставшего от работы, и настроение поднимается. И вашу работу он проверит без особых придирок. Таким образом, не спешите переписывать текст сочинения, выводите каждую букву.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Friday the 29th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru