Форма входа
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ стихотворений А. С. Пушкина «Туча» и М.Ю. Лермонтова «Тучи».
Пушкин и Лермонтов – поэты первой половины XIX века. Жили почти в одну эпоху, разница – всего несколько лет. Но каких! А. Пушкин формировался как поэт в эпоху победы 1812 года, славного времени 1825 года. Это наполняло произведения гордостью за свою страну, народ. М. Лермонтов же входил в литературу, когда свирепствовала реакция 30-х годов, последовавшая за восстанием декабристов. Время Лермонтова – время гибели свободы, время страха перед властью. И это нашло своё отражение в лирике этого поэта.
Два стихотворения, взятые для анализа , - это «Туча» А. С. Пушкина и «Тучи» М. Ю. Лермонтова. Одноимённые названия, на первый взгляд, связаны с темой природы. Но на самом деле в них – глубокий философский подтекст. Пушкинская туча закрыла «ясную лазурь», темно, но впереди – надежда:
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес. (главное - гонит)
А у Лермонтова – безнадёжность, какая – то потерянность в мире:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания. (главное - нет)
Отголоски эпох , отголоски своего времени у одного поэта и у другого.
Но о чём бы ни писал поэт, всегда над поверхностью стиха, как артерия в глубине тела, бьётся главная авторская мысль. Какова же она в данных для анализа произведениях? Основная мысль стихотворения А.С.Пушкина – вера. Невзгоды, встряски, беды – всё может быть в жизни. Но, несмотря на это, не надо терять силы, не надо отчаиваться, потому что впереди – свет: «И всё-таки, всё-таки впереди - огни» (В. Г. Короленко). Эта мысль звучит в последней третьей строфе:
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Ключевые слова произведения идут через весь текст: «печалишь ликующий день» (антитеза : печаль - ликование); «издавала … гром», но «землю поила дождём» (опять антитеза: гремит и тут же поит). Ведущие слова идеи , построенные на антитезе, закономерно ведут к торжеству света.
А вот в стихотворении М. Лермонтова мысль другая. Веры нет, надежды нет, только – тучи. В жизни, в судьбе, в природе. Идея опять же , как и у Пушкина, в третьей строфе:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Ключевые слова подтверждают её: «изгнанники», «странники», «мчитесь», «наскучили». Разочарованием, безнадёжностью веет от лермонтовского произведения. Психологическое движение мысли в нём напряжено, но ясно.
Теперь остановимся на теме двух текстов. Тема – туча, тучи. Но это не описания, а скорее рассуждения о тучах как о явлениях не столько природных, сколько философских. Оба автора обращаются к тучам как к своим собеседникам: «Последняя туча рассеянной бури!» (А. Пушкин), «Тучки небесные, вечные странники!» (М. Лермонтов). Эти риторические обращения – лирические монологи с объектом, которому можно открыться, с которым можно поделиться сокровенным. А. Пушкин обращается к туче на «ты»: «ты несёшься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты…облегала», «ты издавала … и …поила». У Лермонтова уже не одна туча, а тучи , поэтому «вы»: «мчитесь вы», «вам наскучили», «нет у вас», «кто…вас гонит». Тема торжества жизни – у Пушкина. Тема поиска этого торжества и бессилия в этом поиске у Лермонтова. Отсюда и ряд риторических вопросов – попытка найти причину сложившегося положения в эпоху реакции: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?», «Зависть ли тайная?», «Злоба ль открытая?» и т. д. И вдруг категорическое «нет», открывающее третью строфу. Тучи несутся по небу ветром, а люди? Их «гонит» зависть, злоба, клевета. Вот то, что уничтожает торжество свободы и веры.
Композиция (строение) произведений схожа. И в том, и в другом по три строфы. У Пушкина в его «Туче» - три микротемы. Первая – первая строфа, построенная на анафоре (единоначатие) – это воспроизведение действий виновника «унылой тени», печали – тучи. Вторая микротема ( вторая часть композиции ) – 2 строфа – воспоминания о том, что делала туча в прошлом : «облегала», «обвивала», «издавала», «поила». И третья - третья строфа – итог работы тучи: «земля освежилась», «буря промчалась». Всё строение текста направлено на положительный результат.
У Лермонтова тоже три строфы – катрена. Но в основе композиции его стихотворения другая цель. Первая строфа – первая часть – тучи и я – изгнанники. Вторая строфа – 2 часть композиции- перечень вопросов, почему тучи изгнанники, попытка найти ответ на ведущую мысль произведения. И 3 часть – третья строфа – резкое разграничение туч и его, лирического героя : они разные. У туч нет страстей, страданий, «нет родины». Если композиция у Пушкина ведёт к утверждению веры, то у Лермонтова наоборот. Горечь разочарования и одиночества человека в мире людей.
Мотивы стихотворений тоже разные. А что такое мотив? Это смысловой элемент произведения, необходимый для понимания авторской концепции. У Пушкина мотив доверительный, располагающий к откровению, взаимопроникновенный («Довольно, сокройся!») . Туча и лирический герой близки по духу, они понимают друг друга, отсюда и близкое «ты». А у Лермонтова , наоборот, мотив непонимания, какого – то отталкивания, раъединения, разобщённости туч и лирического героя. Тучи свободны, а герой нет.
Образы произведений А. Пушкина и М. Лермонтова одинаковые – тучи и лирический герой. У Пушкина тучу сопровождают лазурь, день, молния, гром, земля, буря, ветер. Всё природное, натуральное. У Лермонтова же тучи в окружении предметов природы в 1 и 3 строфах, а во 2 строфе тучи вдруг попадают в мир человека: степи, север, юг, нивы - судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. У пушкинских туч всё в прошлом, об этом говорят и глаголы прошедшего времени (облегала, издавала, поила ) . И действия окружающих тучу предметов тоже в прошлом : миновалась, освежилась, промчалась. Но появившийся в 3 строфе глагол настоящего времени – гонит – подтверждает авторскую надежду на победу веры и свободы, на высокую роль человека в мире. У Лермонтова же , напротив, глаголы настоящего времени (мчитесь, гонит, тяготит ). Они создают яркую картину эпохи поэта, эпохи 30-х годов XIX века. Больной эпохи и больного поколения Лермонтова. Вспомним его Печорина. И один глагол в 3 строфе имеет форму прошедшего времени (наскучили) . Он подводит итог всем начинаниям и стремлениям. На память приходит опять тот же скучающий от разочарований Печорин. Действий больше в произведении Лермонтова нет .Безличное НЕТ – итог . Больше ничего, ничего нет. На смену глаголам в произведении идёт краткое прилагательное чужды. Оно включает в себя и признак – чуждый (чужой), и действие – чуждаться (быть в стороне, вне чего - либо). А мы знаем, что краткие прилагательные – это прекрасное средство усиления экспрессии текста, его эмоционального звучания. На помощь ему идет безличное слово НЕТ. Его троекратный повтор – черта , перейти через которую ни тучам, ни лирическому герою уже нельзя. Что же теперь? Например, ожидание смерти. Как у Печорина.
Интересна и поэтическая форма произведений А. Пушкина и
М. Лермонтова. У каждого из них свои особенности. Прежде всего, рифма. Она разная. У Пушкина рифмовка парная, смежная:
… бури!
… лазури,
… тень,
… день.
Эта рифма ритмически самая сильная. В ней мало подвижности. Но именно она употребляется в тех текстах, которые подчинены одной мысли, как и стихотворение А. Пушкина. В тексте соединение мужской (облегала, обвевала) и женской (гром, дождём ) рифм. А если эти рифмы чередуются, то в стихе сочетаются сила, твёрдость и лёгкость, подвижность. Ещё видим использование открытой (бури, лазури) и закрытой рифмы (древес, небес) . Причём это чередование в 1 и 2 строфах. Открытая ведёт к размышлению, а закрытая останавливает его. В 3 строфе рифма только закрытая: мысль решена, нашла своё завершение, все действия закончены (миновалась, промчалась).
У Лермонтова рифмовка перекрёстная:
… странники!
… жемчужною
… изгнанники
… южную.
Это самая работоспособная рифма. Она гибкая, пригодная для выражения любого содержания. Она поддерживает ещё и сильный ритм, и разнообразный одновременно. Поэтому в стихотворении и риторическое обращение («Тучки небесные, вечные странники!») , и риторические вопросы (их пять на 12 строчек!). Цель использования этих вопросов – привлечь внимание читателя к основной мысли, которую ведёт по тексту поэт Лермонтов : почему всё тяготит и гонит? Рифмы в произведении все открытые (оканчиваются на гласный звук) : «решение», «открытая», «преступление», «ядовитая». И все дактилические (ударение на 3 слоге от последнего): «открытая», «свободные». «изгнания», «странники». Никакого смешения. Эта рифма создаёт естественно – разговорный фон. При этой рифме видится длинная клаузула. А придаёт плавность, даже какую – то мягкость речи (она чувствуется в тексте поэта), т. к. нет закрывающей границы. И это не случайно. Рифма подчинена одной мысли текста стихотворения : одиночеству человека в мире людей. Борений чувств нет.
Метрическая система произведений тоже разная. У Пушкина схема строки такова:
ПослЕдняя тУча рассЕянной бУри!
ОднА ты несЁшься по Ясной лазУри,
ОднА ты навОдишь унЫлую тЕнь,
ОднА ты печАлишь ликУющий дЕнь.
В стихотворении трехсложный размер, четырёхстопный амфибрахий. Он создаёт в тексте замедленно - повествовательную ритмику. Строки длинные. Такое чувство, что автор словно бы чуть сдержал себя, но всё – таки попытался объяснить свою мысль и довести её до логического завершения, что мы и видим у Пушкина.
А у стихотворения Лермонтова схема другая. Она имеет такое строение:
Тучки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто, как Я же, изгнАнники
С мИлого сЕвера в стОрону Южную.
Размер здесь тоже трехсложный, но четырёхстопный дактиль. Вообще, трёхсложные размеры создают размеренность тона, размеренность в рассуждениях. Есть время подумать, остановиться и вернуться снова к ведущей мысли произведения. Строки у Лермонтова тоже длинные. Авторский вскрик(его создаёт короткая строка) находит своё завершение, свой выход.
Очень интересна и звуковая организация двух текстов. Мы знаем, что звукопись – одно из важнейших средств выразительности речи. Звуками можно писать, рисовать, создавать образы, картины. Фонетические ресурсы – это ассонанс, аллитерация, анафора (то, что ярко использовано в предложенных для анализа текстах).
Единоначатие (анафора) есть и в стихотворении А. Пушкина, и в стихотворении М. Лермонтова. У Пушкина в первой строфе три строчки начинаются со слова одна – это символ потерянности, одиночества, это упор на ведущую мысль. Троекратный повтор слова каждый раз звучит и понимается на каком – то новом эмоциональном сдвиге. Вторая строфа. Здесь три строчки начинает сочинительный соединительный союз И. Он связывает простые предложения в сложном («Ты небо недавно кругом облегала,// И молния грозно тебя обвивала») и однородные простые глагольные сказуемые (издавала и поила). Использование этого союза способствует логическому выделению каждой части сложного предложения и каждого члена предложения , между которыми именно эта связь, придавая экспрессивную окраску всему тексту в целом.
У Лермонтова во второй строфе – повтор разделительного союза ИЛИ. Это растерянность перед неясностью, перед выбором правильного ответа. Сам союз выражает взаимоисключение одного явления другим:
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
И повтор слова НЕТ, кстати тоже троекратный, в третьей строфе не случаен. Он создаёт синтаксический параллелизм (в построении предложений): «нет у вас родины », «нет вам изгнания». Удушьем, жизненным тупиком веет от этих безличных конструкций. Но тем не менее , их лаконизм удивительно точен, он помогает обнажить биение стихотворной мысли . Анафора придаёт тексту художественную глубину и конкретность.
Теперь остановимся на ассонансе (повтор гласных звуков) и аллитерации (повтор согласных звуков). Давайте составим звуковые схемы текстов. У Пушкина она такова:
1. а а а а а а а с с сь
2. а а о а а а а а сь сь с з
3. а а а о
4. а а а
5. о а о о а а а кр б
6. о а о о а о а а гр бь бь
7. а а а а о зд гр
8. а а а жд
9. а о о а о а о а о а а кр р с сь сь
10. а а а а а а а рь пр
11. а а а о дрь
12. а о о о бь бь
У М. Лермонтова схема выглядит так:
1. и э э э э
2. э э э
3.о а а а чь дт зг
4. о о о о
5. о а о э э э э бь рь
6. а а а а о а а а а з с з б
7. а а а о прь
8. э э э а а о а а др д
9. а а о э э э
10. а а а а а чь жд пр чь жд ст д
11. э э э э а а о а а о чь д чь д
12. э э а о а а а р г
Благодаря яркому ассонансу и аллитерации создаётся «рисунок» , вбирающий в себя и тему, и идею произведений поэтов. И в том , и в другом текстах обильное использование звуков О и А . Звук О – это что – то огромное, высокое, глубокое. Он сильный звук, но гладкий, без изъянов и помех. Он рисует звукообраз гигантского масштаба : воля, свобода. Это философские понятия, разгадка которых не лежит на поверхности. И звук А тоже позволяет выразить великое пространство, глубину, вышину, великолепие широты, простора мысли. Это активный звук. Эти два звука взаимно дополняют друг друга в произведении А. Пушкина, где всё приходит в гармонию.
А в стихотворении М. Лермонтова частотным становится ещё и звук Э. Он создаёт звукообраз печали, боли, разочарования, что соответствует всему настроению лермонтовского стиха. Теперь остановимся на аллитерации. Она видна в тексте А. Пушкина. Повтор звука С в первой и третьей строфах – это звукообраз печали, т. к. этот звук считается «злым». Но в третьей строфе появляется сглаживающий звук Л . Он вносит лёгкость, плавность, а чередование Л и ЛЬ вызывает ощущение лёгкого движения волны, успокаивающей и расслабляющей. Это смещение звуков в сторону звука Л говорит о вере в торжество света во мраке жизни , о силе добра и взаимопонимания , основной мысли стихотворения А. С. Пушкина. У Лермонтова согласные звуки, их повтор другие: д , т , бь, б , р , др , д , бьрь , жд . Звук Д – что- то душное, тяжкое. Ж – шероховатое, неровное, угрожающее тем, что можно споткнуться. Яркий звукообраз лермонтовского времени, эпохи 30 – х годов. И этот образ не уходит из произведения до самого конца, не теряется, а наоборот, крупным планом выходит именно в третьей строфе, последней в тексте.
Таким образом, весь арсенал изобразительных средств двух стихотворений придаёт им художественную глубину и историческую конкретность.
Пыстина Лидия Митрофановна, учитель русского языка и литературы
средней общеобразовательной школы – гимназии № 9 города Павлодара