Форма входа
Дифференцированные задания на уроках литературы в старших классах. (По роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
I группа. Блок заданий исследовательского характера по «Ершалаимскому тексту романа» (гл. 2, 16, 25, 26, эпилог)
Ответить на вопросы своего «блока»; обобщая сказанное, отметить, какое место занимает в «ткани» романа тот или иной образ, фрагмент, как обсуждаемая проблема связана с общей проблематикой и идеей романа.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» отличает трехмерная структура. Перед читателем предстают три мира: древний, современный и потусторонний, причем даны они параллельно. По определению критика Б. Гаспарова, «прошлое, настоящее, бытовая реальность и сверхреальность – это просто одно и то же, единая субстанция, переливающаяся из одного состояния в другое по тысячам каналов». «Ершалаимский» текст – это идейный центр романа, ключ к пониманию авторской позиции. Здесь поднимаются философско-этические проблемы, вечные проблемы, которые существуют в настоящем так же, как и много веков назад. Евангельская тема у Булгакова решается своеобразно. Он сознательно отошел от церковной традиции.
Создавая образ Иешуа, Булгаков, кроме Евангелия, более, чем других авторов, использовал работы Феррара («Жизнь Иисуса Христа») и Ренана («Жизнь Иисуса»). Ренан привлекал его своей критикой Евангелий, Феррар – конкретностью и красочностью описаний. Булгаков искал истину образов, а не истину событий; он брал у предшественников то, что помогало в решении этой задачи. В итоге различие художественного произведения с богословским очевидно.
1. Попытайтесь определить, в чем отличие булгаковской версии древних событий от канонических Евангелий.
Евангелие
Иисус Христос, 33 года.
Сын Божий
У него есть родители:
Мать–Мария, отец–плотник Иосиф.
12 учеников-апостолов.
Популярность в народе.
Нагорная проповедь.
Погребение Христа и его воскресение на третий день.
Иуда повесился.
Дар чудесного исцеления людей.
Чудеса божественного происхождения, творимые Христом.«Мастер и Маргарита»
Иешуа Га-Ноцри, 27 лет.
Сын человеческий.
Продолжите
сопоставление!
2. Раскройте смысл основных постулатов нравственной философии Иешуа.
1). «Все люди добрые», «Злых людей нет на свете». Этот основной постулат может быть соотнесен с евангельским утверждением «Бог есть любовь», а также с учением Фомы Аквинского, что «нет единого первичного зла. Человек вышел из рук Создателя добрым, но случайные обстоятельства… и свободная воля самого человека в том числе… могут исказить его доброе существо». Как вы понимаете парадоксальную фразу Иешуа о Крысобое:«С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств»? Почему он готов поговорить с Крысобоем?
2). «Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создается новый храм истины». Речь идет о новой вере – вера слепа. От веры к истине, от зла к добру – это и есть история человечества. Что такое истина? Какой неожиданный ответ на этот вопрос дает Иешуа Пилату? (Истина оказалась человеческим понятием).
3). «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
3. Воланд спрашивает Мастера: «О чем роман?». Что слышит в ответ? Сделайте анализ сцены допроса Иешуа Понтием Пилатом, используя предлагаемые вопросы и задания. Как проявляется авторская позиция в этой сцене?
1). Сравните портретные характеристики Иешуа и Пилата. Проследите, как меняется выражение глаз у прокуратора.
2). В какой момент изменилось настроение Пилата? Почему он отказался от своего первоначального решения спасти жизнь бродячего философа? Что мешает ему быть добрым?
3). Как показаны нравственные страдания Понтия Пилата, предавшего Иешуа? Почему возможность бессмертия рождает ужас в его душе? Как воспринял он слова Иешуа, которые тот просил передать прокуратору перед своей смертью?
4). Почему Пилат не может принять «истину» Иешуа и совершает предательство?
5). Какое приказание и как отдает Пилат начальнику тайной полиции? За что отомстил он Иуде?
6). Как судьба наказала Пилата? Кем помилован он и почему?
7). Когда бывший прокуратор Иудеи обретет истинный покой? (Анализ сна Ивана Понырева в эпилоге).
8). Почему можно сказать, что Левий Матвий действительно достойный ученик Иешуа? (гл. 26).
4. Какие общечеловеческие проблемы поднимаются автором в евангельских главах?
5. В повествовании о реальной Москве 30-х годов ХХ века автор проводит параллель между Иешуа и Мастером. Определите основные направления в сопоставлении героев.
6. Докажите, что Иешуа – образ трагический. Согласны ли вы с такой трактовкой: «Трагизм его выражается в том, что он гибнет невинной жертвой тех людей, которых он называет и считает добрыми»? Иешуа сам говорит о своей трагедии: «Эти добрые люди все перепутали», - трагедии непонятого мессии, учение которого могло бы спасти все человечество.
Таким образом, истина Иешуа раскрыта как трагический принцип – такой, который не может быть исторически реализован, а вместе с тем является абсолютно прекрасным.
Справочный материал «Пафос трагизма – это осознание утраты каких-то важных жизненных ценностей» (А.Б. Есин. Принципы анализа литературного произведения, стр. 66).
II группа. Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе
Используя план ответа, раскройте приемы создания автором комических ситуаций и сатирических портретов московского мещанства, способы типизации персонажей данной группы. Какие сатирические традиции Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина наследует и развивает в романе Булгаков? С какой целью обращается писатель к средствам сатиры? Какую параллель можно провести между Ершалаимом 30-х г.н.э. и Москвой 30-х г.г. ХХ века?
Как сочетаются в романе сатирические главы, философские обобщения и глубина психологического анализа?
Справка для повторения:
При изучении поэмы Гоголя «Мертвые души» вы встречались с описанием губернских чиновников и обывателей. Человеческая суть этих образов-масок в основном сводилась к какой-нибудь одной «страстишке».
Такая «страстишка» есть и у сатирических героев Булгакова. Герои настолько похожи, что достаточно одного – двух штрихов, чтобы отметить их «индивидуальное». Иногда авторская ирония перерастает в шарж, гротеск. Герой не только лишается лица-маски, а полностью подменяется какой-нибудь вещью. Сатирическому изображению служит фантастика, с помощью которой автор низводит бытие мещанства до фарса, химерного, иррационального быта. Помните, что в смехе Гоголя заключены в первую очередь не отрицание жизни, не ненависть к людям, а надежда на будущее возрождение души русского человека и России в целом. Нередко смех, который выступает против зла, сам зол. Он не признает милосердия, а только карает. Гоголь же в своих творениях веселится, и веселье это поднимает и возвышает душу. Это «смех сквозь слезы грусти и умиления» (Пушкин).
Такова ли природа смеха у Булгакова? Смех Гоголя склоняется к жалости, в нем нет места окончательному суду. Предмет Гоголя – не низкие черты человека, а общая ничтожность или пошлость жизни, лишенной на какое-то время одухотворяющего ее смысла. Особенность поэтики «Мертвых душ» заключается в сочетании высокого лирического настроя с гротесковым изображением действительности.
Салтыков-Щедрин – мастер социально-политической сатиры. Основной пафос его творчества – в бескомпромиссном отрицании всех форм угнетения человека во имя победы идеалов демократии и гуманизма. Если Гоголь показал пошлость пошлого человека, то Щедрин – подлость пошлого человека. Есть разница в идейных мотивах и формах проявления юмора у этих двух крупнейших сатириков. Если о гоголевском юморе говорим «смех сквозь слезы», то о щедринском можно сказать «смех сквозь презрение и негодование». Гоголь видел в смехе средство нравственного исправления людей. Щедрин, не отказываясь от этой задачи, главным назначением смеха считал возбуждение негодования и активного протеста против разных форм рабства и политического деспотизма. По мысли Щедрина, смех призван быть не целителем... а могильщиком бесчеловечного социального организма. Есть в его смехе разные эмоциональные оттенки: это и презрительный сарказм, это и веселое издевательство, это и пренебрежительная насмешка над малодушной либеральной интеллигенцией, и смешанный с печалью смех над доверчивостью простаков. Он великий мастер иронии – тонкой скрытой насмешки в форме лести, похвалы, притворной солидарности с противником. Он выработал и целую систему иносказательных приемов. Щедрин – мастер гротеска.
I. Приемы сатирического изображения писателей и их деятельности.
МАССОЛИТ и его члены. МАССОЛИТ и РАПП.
1. За что так жестоко наказан председатель правления МАССОЛИТа М.А. Берлиоз? (1, 2, конец 23 гл). Почему он «уходит в небытие»? Как вы понимаете слова Воланда: «Каждому будет дано по его вере!»?
2. Анализ 5 главы «Было дело в Грибоедове». гл. 28. Прием «говорящих» фамилий. Сопоставление бала в «Грибоедове» с балом у сатаны (гл. 23) – две сцены в «аду». Что давали писателям принадлежность к организации, членский билет? гл. 27.
3. Какую роль в судьбе Мастера сыграли критик Латунский и литератор Лаврович? Почему не был принят и опубликован роман Мастера? (13 гл.).
4. Как служит власти поэт Рюхин? (гл. 6).
5. Как наступает нравственное прозрение Ивана бездомного? (гл. 1, 6, 8, 30, эпилог). Почему Мастер называет его своим учеником?
II. Бюрократическая верхушка учреждений, занимающихся искусством. Что определяет поведение Степы Лиходеева, Римского, Варенухи, Жоржа Бенгальского? За что наказаны они? (гл. 7, 10, 17, 27, эпилог).
III. Роль гротеска в изображении бюрократов. «Самопишущий костюм» (гл.17,27).«Поющие грузовики»(гл. 17).
IV. Разоблачение взяточничества и жадности. Председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой (гл. 9, 15). Дядя Берлиоза–Поплавский (гл. 18).
VI. Осуждение трусости, доносительства, предательства.
- Судьба барона Майгеля (гл. 23).
- Роль Алоизия Могарыча в судьбе Мастера, его дальнейшая судьба (гл. 24, эпилог).
VII. Изменились ли люди? Каков итог тысячелетнего развития человечества? Стали ли все люди добрыми? «Изменились ли горожане внутренне?». Анализ представления Воланда и его свиты в Варьете – гл. 12, 14. Мастерство Булгакова-сатирика.
VIII. Осуждение пошлости и приспособленчества людей, которых принято называть «простыми людьми». (Разговор Коровьева с Маргаритой о пятом измерении). Разоблачение Семплеярова. Иван Николаевич – «боров» (гл. 24). Буфетчик Соков (гл. 18).
Справочный материал. Объективная основа комического – противоречие идеала и действительности, нормы и реальности. Сатира направлена на те явления, которые активно препятствуют установлению идеала, а иногда и прямо опасны для его существования. (А.Б. Есин. Принципы анализа литературного произведения, стр. 68).
III группа. Тема художника и свободы творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Через судьбу главных героев романа решается ряд вопросов:
Человек и власть; Внутренняя свобода и несвобода человека; Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба; Верность и отступничество; Милосердие, всепрощение и справедливость. Подготовьте развернутый ответ по одному из этих вопросов, распределив их внутри группы.
1. В каком эпизоде впервые появляется Мастер? Портретное описание, его ведущая деталь. Почему он добровольно находится в «доме скорби»? Что означают его слова о том, что ему «удирать некуда»? (гл. 13). Почему у него нет имени? В чем его назначение? Что означает слово «мастер»?
2. Восстановите по тексту прошлое Мастера (гл. 13).
3. Как произошла встреча Мастера с Маргаритой? Что сблизило их? Какова роль Маргариты в жизни Мастера периода написания романа? (гл. 13).
4. Роман написан. «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Раскройте смысл этих слов Мастера. Что не устраивало литераторов в романе автора?
Как власть убивает талант и разрушает личность художника, его судьбу? (гл. 13, 24, 29, 30, 32).
5. Какова дальнейшая судьба Мастера и его романа? (гл. 24 29, 30, 31, 32). Почему Мастер обрел «покой», а не «свет»?
6. Сопоставьте историю Мастера с историей Иешуа, определите сходство и различие. Булгаков и его герой.
7. Как создается образ Маргариты в романе? (отсутствие портрета, предыстория, характеристика через поступки).
8. Что заставляет Маргариту заключить договор с дьяволом?
9. Как борется она за жизнь и судьбу Мастера и его романа? (гл.13,19,21– 26, 32).
10. Какие главные черты в ней ценят Воланд и Иешуа? Как связана с ее образом тема справедливого возмездия, милосердия и прощения? Разгром дома Драмлита и сцена с ребенком (гл. 21). Эпизод «Фрида» (гл. 23) (гл. 24). Отказ от уничтожения Латунского (гл. 24). Иешуа через Левия Матвея просит устроить ее судьбу (гл. 29). Маргарита просит за Понтия Пилата (гл. 32).
IV группа. Фантастический, потусторонний мир в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» («Московская дьяволиада»).
Что несут Воланд и его спутники миру: зло или добро?
В чем назначение его миссии в Москве?
1. Кто такой Воланд? Его лики и образы. Прокомментируйте портрет Воланда в 1 главе и «настоящее обличье» в эпилоге.
2. Какова связь между поступками Воланда и авторским выбором эпиграфа к роману? Кого и за что наказывает Воланд?
3. Чем булгаковский дьявол похож и не похож на своих литературных предшественников (Гете «Фауст», Лермонтов «Демон»)?
4. Прокомментируйте сцены с участием Воланда: знакомство с Берлиозом и Иваном Бездомным (1 гл.), сеанс черной магии (гл. 12), бал у сатаны (гл. 22-24), Воланд и Левий Матвий (гл. 29).
5. В чем смысл сопоставления Воланда и Иешуа?
6. Сопоставьте точки зрения различных критиков, прокомментируйте их.
1). В. Лакшин считает Воланда «палачом порока», «карающим мечом в руках правосудия».
2). А. Яновская видит в князе тьмы не столько карающую силу зла, сколько силу, вскрывающую, разоблачающую зло. Она наделяет героя Булгакова способностью давать этическую оценку явлениям действительности, различать «то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно» (подвиг Мастера, самоотверженная любовь Маргариты, раскаяние Понтия Пилата). Подумайте, кто подарил покой Мастеру и прощение Пилату?
3). Е. Яблоков вообще лишает фантастического героя Булгакова каких-либо этических критериев. По его мнению, он неэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. Его «ведомство» выполняет лишь функцию «катализатора», доводя явления до логического конца, до идеи, которая вытекает все же из сущности явления, а не навязывается извне».
4). В. Доманский считает, что Воланд «восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру». «Всего на три дня Воланд со свитой появляются в Москве, но рушится рутина жизни, спадает покров с серой повседневности, и мир предстает перед нами в своей наготе. С гордым презрением смотрит на этот мир Воланд, и сам автор, описывая сцену вакханалии в ресторане Дома литераторов, не удерживается от фразы, которую в отчаянии произносит Пилат: «О боги, боги мои, яду мне, яду!»
7. Что выше для Булгакова: милосердие или отмщение?
V группа. Фантастическое, легендарное и реальное в романе
Трехмерная структура романа, что обозначено в теме вашего задания, скрепляется единой проблематикой, общей хронологией, системой персонажей, целым рядом параллельных эпизодов и описаний, цветовыми ассоциациями, образами-символами. Убедимся в этом.
I. Единство проблематики: противостояние творческой личности и толпы, человек и власть, внутренняя свобода и несвобода человека; добро и зло, вечное их противостояние; верность и предательство, отступничество; справедливость, милосердие и всепрощение; проблема судьбы и личной ответственности и другие.
Проследите развитие одной из названных проблем, решаемых в главах об Иешуа и Пилате, Воланде и современной автору Москве.
II. Параллельные структуры основных персонажей. Три мира имеют и три ряда персонажей, своеобразные триады. Выберите 2 – 3 из названных триад, раскройте их идейно-художественный смысл.
Например:
1). Первая триада – прокуратор Иудеи Понтий Пилат – «князь тьмы» Воланд – директор психиатрической клиники профессор Стравинский.
События в романе развиваются благодаря их действиям.
Пилат решает судьбу Иешуа, Воланд руководит событиями в Москве, Стравинский повторяет их функции: он «определяет судьбу» всех, кто попадает в его клинику в результате контакта с сатаной и его слугами. Власть их оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход истории и вынужден отправить Иешуа на смерть. Воланд дарует Мастеру покой тоже после его земной смерти, Стравинский может дать лишь абсолютный покой психбольницы, он не в силах предотвратить и земную смерть Мастера, и его переход в потусторонний мир.
2). Вторая триада – Афраний (первый помощник Пилата) - Фагот – Коровьев (первый помощник Воланда) – Федор Васильевич (первый помощник Стравинского).
Между Афранием и Коровьевым много общего. Оба склонны к юмору. Коровьев зло шутит с теми, кто провинился перед «князем тьмы». Афраний же наказывает Иуду за предательство Иешуа. Сходны и отдельные эпизоды с их участием. В 25 главе Пилат вспоминает, как однажды Афраний одолжил ему денег, чтобы одарить толпу нищих в Ершалаиме. В 12 главе Коровьев по воле Воланда проливает дождь бумажных денег над зрителями московского театра Варьете, чтобы проверить, изменились ли за много веков люди внутренне. У помощника Стравинского есть много общего с обоими героями.
3). Третья триада – это кентурион Марк Крысобой – Азазелло (демон безводной пустыни) – Арчибальд Арчибальдович (директор ресторана дома Грибоедова). Марк Крысобой непосредственно распоряжается казнью Иешуа на месте, он «холодный и убежденный палач» - по определению Пилата. Азазелло, по поручению Воланда, отравляет Мастера и Маргариту, чтобы обеспечить их переход в потусторонний мир.
Он выполняет при сатане палаческие функции, убивая предателя Майгеля, наказывая дядю Берлиоза, перебрасывая в Ялту Степу Лиходеева. Арчибальд Арчибальдович тоже становится палачом и убийцей, превратившись в капитана пиратского брига и вздернув на рею швейцара. Но превращение это происходит лишь в его воображении. Трагическое в древнем мире обернулось в мире современном фарсовым, воображаемым эпизодом.
У всех них есть смягчающие обстоятельства, сводящие на нет их вину палачей. Марка сделали злым те, кто изуродовал его, и Иешуа не винит его в своей смерти. Азазелло убивает предателя в потустороннем мире. Арчибальд Арчибальдович совершает лишь воображаемую казнь.
4). Четвертая триада – женская: Низа (агент Афрания) – Гелла (служанка Фагота-Коровьева) – Наташа (прислуга Маргариты). Низа и Гелла выполняют сходные функции. Какие? В чем сходство между Геллой и Наташей?
Все названные триады объединяют Воланда, Пилата и их свиты. Все персонажи лишены каких-либо существенных отрицательных черт и вызывают у нас сочувствие или улыбку.
Но есть и другие герои романа, противостоящие Пилату и Воланду и стремящиеся погубить Иешуа и Мастера. Они тоже формируют триады.
1). Каифа (председатель Синедриона) – М.А. Берлиоз (председатель МАССОЛИТа) – неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца. Первые два по-своему уничтожают Христа. Объясните это.
На Берлиоза многими своими чертами похож появляющийся в 28 главе псевдоиностранец, покупающий рыбу в Торгсине. Берлиоз, подобно ему, тоже своего рода «мнимый иностранец», однофамилец французского композитора Гектора Берлиоза. Всем им угрожает злая судьба.
Каифу Пилат предрекает гибель вместе со всем народом и после убийства Иуды подбрасывает ему компрометирующую записку. Каиф у Булгакова – человек, фанатично убежденный в своей правоте. В результате его фанатизма и нетерпимости гибнет Иешуа.
Берлиоз погибает под колесами трамвая. Он умен, эрудирован, но лишен каких-либо нравственных убеждений. Он возглавляет организацию подобных себе литераторов-приспособленцев, борющихся за теплое местечко и в штыки встречающих настоящий талант. В его мире нет места гениальному Мастеру, чья земная гибель фактически предрешена Берлиозом.
Псевдоиностранец, как и Берлиоз, не привык к необыкновенным явлениям, поэтому на визит представителей потустороннего мира они реагируют одинаково – попыткой вызвать милицию. Третий из них гибнет, плюхнувшись в бочку с селедкой. Этим достигается снижение образа в современном мире по сравнению с древним и потусторонним.
2). Иуда из Кариафа – барон Майгель – Аллозий Могарич. Все трое – предатели. Какую ответственность несут они за свои доносы? Почему наказание последнего имеет чисто пародийный характер? Как соотносятся эти три героя с проблемой зла?
Еще одну триаду образуют те, которые выступают в качестве учеников Иешуа и Мастера и одновременно- Каифы и Берлиоза.
Это Левий Матвий (бывший сборник податей и ученик Иешуа) – поэт Иван Бездомный (единственный ученик Мастера, а раньше Берлиоза) – поэт Александр Рюхин (ученик Берлиоза).
Все они причастны к литературному труду. Но Матвив й, по мнению Иешуа, «неверно записывает»; Бездомный готов писать о Христе поэму, ничего не зная о нем. Рюхин сочиняет бодрые стихи к праздникам, оптимистические, не имеющие ничего общего с реальной жизнью.
Чем закончился порыв Рюхина отойти от идеологии Берлиоза? Совершилось ли нравственное возрождение Ивана Бездомного? Не является ли и он сторонником догм? Почему в конце романа автор пишет, что ему «все известно», он «все знает и понимает»? Почему он наказан беспокойством, потерей сна и аппетита в дни, предшествующие весеннему полнолунию?
Почему лишь в эту ночь ему дано познание истины? И в этой триаде персонажи современного мира оказываются наиболее сниженными по сравнению с древним. Почему?
Есть в романе и диада – Иешуа и Мастер. Мастер действует как в современном, так и потустороннем мире. Иешуа совершает подвиг нравственный. Докажите. Удел Мастера – подвиг творческий. Какими вышли они оба из перенесенных страданий? Почему Иешуа обретает свет, а Мастер – лишь покой?
Уникальное положение в структуре романа занимает Маргарита. Это объясняется, видимо, желанием писателя подчеркнуть неповторимость ее любви к Мастеру. Образ героини олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Именно любовь и милосердие призывает автор положить в основу человеческих отношений и общественного устройства. Она действует во всех трех мирах романа. Почему ей дано такое право? Индивидуальные задания.
I. Три мира романа имеют и целый ряд параллельных эпизодов и описаний. Сопоставьте их, попытайтесь определить замысел автора, смысл системы внутренних соответствий в романе.
1. Описание мраморной лестницы, по которой спускаются Пилат и римские офицеры после утверждения приговора. Мраморная лестница, по которой спускаются гости на балу у сатаны.
2. Толпа в Ершалаиме, шествующая к месту казни Иешуа – толпа у касс Варьете, толпа на представлении черной магии – толпа гостей на балу Воланда. Психология «толпы».
3. Ресторан «Грибоедов» - дворец Ирода Великого - бал у сатаны.
II. Образы-символы в романе Булгакова.
Образы Солнца и Луны занимают в романе большое место и получают символическое значение, причем роли их по-разному распределены в разных частях произведения: в романе Мастера (1/8 всего текста) доминирует Солнце: оно отмечено 26 раз, тогда как Луна – только 13. Под светом Луны или Солнца совершаются допрос, суд и казнь Иешуа? Почему?
В романе о Мастере Луна появляется 68 раз, а Солнце – только 11 (и еще 7 раз упомянуто). С Солнцем здесь так или иначе связаны ложь, клевета, жадность и трусость (Иуды, Каифа, Пилата, Берлиоза, Бездомного). Луна связана, с одной стороны, с мистическими силами и событиями, а с другой – с гармонизацией бытия, с попытками возмездия, установления справедливости и истины, с темой Пасхи, наказания Иуды, Берлиоза (подтвердите примерами из текста).
III. Связь между тремя пространственно-временными пластами романа поддерживается и текстовыми речевыми образами желтого цвета и грозы, цветовыми ассоциациями. Желтый цвет – предвестник переломных событий в судьбах героев, часто это события трагические, сверхъестественные. Пространство I главы романа окрашено в желтый цвет (проиллюстрируйте примерами). В 13 главе выражено отношение автора к желтому цвету через описание цветов, которые несла в руках Маргарита («отвратительные, тревожные желтые цветы»… «нехороший цвет»).
Где, в каких сценах присутствует желтый цвет Луны? Что символизирует он?
Параллельно развивается и текстовый речевой образ грозы. Сравните описание туч, грозы, накрывшей Ершалаим в момент казни Иешуа, и грозу, обрушившуюся на Москву в тот миг, когда кончается земной путь Мастера и Маргариты.
Обратите внимание на то, что гроза тоже связана с желтизной, на повторяющиеся фрагменты в ее описании. Вспомните, что в Ветхом Завете грандиозная гроза (потоп) является возмездием за неправедную жизнь первого поколения людей. Какую роль в разрешении конфликта булгаковского романа играет образ грозы?
Символичен и красный цвет в романе. У Пилата – белый плащ с кровавым подбоем, у Воланда – «траурный плащ, подбитый огненной материей». Красно-белый фон постоянно присутствует в ершалаимских сценах. Например, у Иешуа голова покрыта белой повязкой, а на щеке запеклась кровавая ссадина. На балу у Воланда белое тело Маргариты купают в крови. И во время казни Иешуа, и на балу у Воланда – стены белых и красных роз.
Воланду неизменно сопутствует красно-черный цвет. Красно-черные угли в его камине. И это сочетание напоминает нам о горящих углях преисподней, с которой непосредственно связаны Воланд и его свита. Красно-белое же говорит о крови и плоти невинных жертв – Иешуа и Мастера. Таким образом, в скрытой форме противопоставлены христианское и причастие, и черная месса сил ада – память о Христе и Антихристе. Найдите и прокомментируйте подобные примеры.
Литература
1. Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т., М. 1990.
2. Лесскис Г.А. Триптих М.Б. о рус. революции. Комментарии. О.Г.И., Москва, 1999.
3. Лотман Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите». / О рус. лит-ре. Статьи и исследования (1958 – 1993). Санкт-Петербург. «Искусство – СПБ», 1997.
4. Резниченко Н. «Будем глядеть правде в глаза». Об одном лейтмотиве романа «Мастер и Маргарита».«Литература»,1996-№ 25
5. Сарнов Б.М. Каждому – по его вере. О романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Из-во Моск. университета, 1997.
6. Соколов Б.В. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М. 1991.
7. Чуданова М. О. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988.
8. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983.
9. Рус. лит. ХХ в. 11 кл. Учебник под ред. Агеносова В.В. М., Дрофа, 1998.
10. Уроки литературы в 11 кл. Кн. для учителя / В.А. Галягаев и др. М., Просвещение. 2000.