Форма входа
Символические детали в рассказе «Гранатовый браслет».
Какие предметы в рассказе наделены помимо бытового еще и символическим значением? Раскройте смысл каждого символа.
Центральным символом в рассказе становится, естественно, гранатовый браслет. В контексте творчества Куприна драгоценные камни играют очень важную роль. Увлечение писателя мистическим значением камней получило наилучшее воплощение в рассказе «Суламифь». Но если в «Суламифи» эта символика была скорее средством создания антуража, то в данном произведении самоцветному камню уготована совсем иная роль.
Впервые браслет возникает в пятой главе рассказа, и по сути его описание представляет собой завязку действия. Браслет предстаёт перед читателем в мельчайших подробностях
(цитата с 323-324). В этом описании прочитывается предчувствие дальнейших событий
Зеленый гранат в середине и сама его редкость, необычность соотносятся с темой всего текста: темой подлинной, бескорыстной любви, «о которой грезят женщины и на которую более не способны мужчины». С кровавыми огнями в глубине камней приходит мотив жертвенности и предвидение трагического финала этой истории.
Далее в письме Желткова, этот мотив углубляется. Зеленый гранат защищает от смерти, значит, отдавая его, Желтков обрекает себя на гибель. Этот мотив – неотделимости жертвенности от настоящей любви – разворачивается затем в рассказе генерала Аносова и завершается кульминационной сценой созерцания Верой мертвого Желткова.(цитата с.352)
С образом гранатового браслета сопряжен другой – образ записной книжечки, подаренной Вере сестрой Анной. Это тоже драгоценность, но иного рода: молитвенник, переделанный в дамский carnet(цитата с.314). В предыстории (экспозиции рассказа) этот символ играет центральную роль, будучи соотнесенным с образом самой Веры. Кощунственный подарок Анны намекает на то, чего недостает самой Вере – безрассудства, умения пренебречь условностями. Упоминание маркизы Помпадур и королевы Антуанетты, воспоминание о средневековой Венеции делает это сопоставление более прозрачным.
Третьим важнейшим символом становится Largo Appassionato Бетховена, взятая Куприным в качестве эпиграфа к рассказу. Возникая в финале, эта соната знаменует собой развязку трагедии, прошедшей перед глазами читателя (цитата с.353). Этот глубочайший, необычайный по силе эмоционального воздействия символ словно собирает воедино все мотивы рассказа: жертвенности, подлинной любви, ее неизбежной сопряженности со смертью, одиночества человеческой души, покоя и счастья, которые дарит даже неразделенная любовь.
Представляется неслучайным обращение Куприна к миру искусства, воплощенному в основных символах рассказа. Вечные, вневременные произведения, лежащие в основе сюжета, говорят о бессмертии хрупкой человеческой любви, о её великой власти над ушами. Эти образы расширяют социальную проблематику рассказа, выводят её на более высокий уровень обобщения.
А.Н.Харитонов