Форма входа

Символические детали в рассказе «Гранатовый браслет».

Родительская категория: Для учеников Категория: ЕГЭ по литературе

Какие предметы в рассказе наделены помимо бытового еще и символическим значением? Раскройте смысл каждого символа.

Центральным символом в рассказе становится, естественно, гранатовый браслет. В контексте творчества Куприна драгоценные камни играют очень важную роль. Увлечение писателя мистическим значением камней получило наилучшее воплощение в рассказе «Суламифь». Но если в «Суламифи» эта символика была скорее средством создания антуража, то в данном произведении самоцветному камню уготована совсем иная роль.

 

Впервые браслет возникает в пятой главе рассказа, и по сути его описание представляет собой завязку действия. Браслет предстаёт перед читателем в мельчайших подробностях

(цитата с 323-324). В этом описании прочитывается предчувствие дальнейших событий

Зеленый гранат в середине и сама его редкость, необычность соотносятся с темой всего текста: темой подлинной, бескорыстной любви, «о которой грезят женщины и на которую более не способны мужчины». С кровавыми огнями в глубине камней приходит мотив жертвенности и предвидение трагического финала этой истории. 

    Далее в письме Желткова, этот мотив углубляется. Зеленый гранат защищает от смерти, значит, отдавая его, Желтков обрекает  себя на гибель. Этот мотив – неотделимости жертвенности от настоящей любви – разворачивается затем в рассказе генерала Аносова и завершается кульминационной сценой созерцания Верой мертвого Желткова.(цитата с.352)

С образом гранатового браслета сопряжен другой – образ записной книжечки, подаренной Вере сестрой Анной. Это тоже драгоценность, но иного рода: молитвенник, переделанный в дамский carnet(цитата с.314). В предыстории (экспозиции рассказа) этот символ играет центральную роль, будучи соотнесенным с образом самой Веры. Кощунственный подарок Анны намекает на то, чего недостает самой Вере – безрассудства, умения пренебречь условностями. Упоминание маркизы Помпадур и королевы Антуанетты, воспоминание о средневековой Венеции делает это сопоставление более прозрачным.

Третьим важнейшим символом становится Largo Appassionato Бетховена, взятая Куприным в качестве эпиграфа к рассказу. Возникая в финале, эта соната знаменует собой развязку трагедии, прошедшей перед глазами читателя (цитата с.353). Этот глубочайший, необычайный по силе эмоционального воздействия символ словно собирает воедино все мотивы рассказа: жертвенности, подлинной любви, ее неизбежной сопряженности со смертью, одиночества человеческой души, покоя и счастья, которые дарит даже неразделенная любовь.

            Представляется неслучайным обращение Куприна к миру искусства, воплощенному в основных символах рассказа. Вечные, вневременные произведения, лежащие в основе сюжета, говорят о бессмертии хрупкой человеческой любви, о её великой власти над ушами. Эти образы расширяют социальную проблематику рассказа, выводят её на более высокий уровень обобщения.

А.Н.Харитонов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Monday the 18th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru