Форма входа
11.5 Какие иллюстрации к комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" я бы рекомендовала создать художнику?
У ученика, сдающего ЕГЭ по литературе, особое затруднение вызывает сочинение 11.5, при написании которого необходимо проявить не только знание текста, теории литературы, умение анализировать, но и продемонстрировать связь литературы с другими видами искусства (иллюстрации, советы актерам, режиссеру и т.п). Абитуриентка Ангелина М., учитывая, что из кодификатора убрали произведение Д.И.Фонвизина, поделилась с нами своей заготовкой работы по этому направлению.
Комедия «Недоросль», созданная Д.И.Фонвизиным в 1782 году, не потеряла своей актуальности до сих пор. И все потому, что некоторых ее героев я бы назвала моими современниками.
Так, Митрофан, мальчик- подросток, которому родители многое позволяли и которого чрезмерно опекали, вырос ленивым и грубым, невежественным и невоспитанным. Я бы посоветовала художнику нарисовать парня, довольно крупного для своих лет, стоящего на крыше голубятни и размахивающего махалом (шестом для гона голубей). И все потому, что гонять птиц – любимое занятие недоросля («Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…»). Фраза героем не досказана, но матушка понимает сына: «Поди, порезвись, Митрофанушка».
Второй иллюстрацией могла бы стать картина, изображающая нагловатого барчука, когда он оскорбляет учителя, задавшего ему слишком трудную задачу: "Слышь, Пафнутьич, задавай другую". Вот она, манера речевого общения Митрофанушки с Цыфиркиным, манера грубая и бесцеремонная, потому что подростку было все позволено. Так с помощью речевой характеристики Фонвизин раскрывает такие черты главного героя, как невоспитанность, неуважение старших и хамство. Доказательством того, что герою все позволено, является реплика матери Митрофана, госпожи Простаковой, дамы крупной и упитанной: "Не трудись по-пустому, друг мой…Наука не такая. Лишь тебе мученье…». Митрофан с большим желанием исполняет совет матушки. На иллюстрации можно изобразить недоросля во время урока, когда он, развалившись, смотрит презрительно на преподавателя, а утомившись от его наставлений, швыряет в Цыфиркина книгой. Яркой деталью этого рисунка должны быть книги, разбросанные по всей комнате, чернильница, перевороченная набок и огромное пятно в тетради…Вот оно, отношение Митрофана к учебе!
На другой иллюстрации, на мой взгляд, необходимо изобразить саму хозяйку имения, даму дородную. Я бы нарисовала ее в бесформенном платье, которое никак бы не сглаживало все изъяны фигуры помещицы. А нелепость этой крупной женщине могла бы придать маленькая изящная шляпка, никак не соответствующая облику Простаковой. Изобразила бы я ее в момент ярости, возмущения, когда героиня, услышав упреки Правдина насчет ее тиранства, громко воскликнула: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства». Всего одна реплика! Всего одно высказывание! А как ярко характеризует крепостническую сущность помещицы! Кстати, если внимательно проанализировать речь Простаковой, то можно заметить, что она насыщена грубыми, невежественными словами: "харя", "урод", "скот", "болван", "собачья дочь", «каналья». А это уже говорит о нравственном уровне героини! Нравственном уровне, который характеризует не женщину, а скорее, животное! Не случайно же Простакова так сравнивает свою заботу о сыне: «…чтоб сука щенят своих выдавала?»
Задумываюсь, неужели эта властная женщина всегда была такой?! Думаю, да! Она с молоком матери впитала и грубость, и жадность. Не случайно ее кумиром является отец, который умер от голода на сундуке с деньгами. Уверена, что получится яркая иллюстрация! Предлагаю художнику изобразить мужчину, худого, истощенного, бледного, лежащего на сундуке в его рост, до верху наполненном деньгами. Об этом эпизоде с гордостью говорит его дочь: "Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду". Вот он, воевода, образец для подражания для дочери!
Не думаю, что сын Простаковой Митрофан будет так же дорожить памятью о матери, потому что этот «шантажист» (“Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”) не ценит даже в отрочестве ни любви, ни заботы матушки. Одна его фраза в трудную для Простаковой минуты ("Да отвяжись, матушка, как навязалась...") доказывает это. Думаю, на этой иллюстрации следует изобразить Простакову в тот момент, когда она падает в обморок, а равнодушный Митрофан стоит спиной к матери и, посвистывая, любуется летящей стаей голубей.
Таким образом, комедия Д.И.Фонвизина полна ярких жизненных эпизодов. Художнику, который возьмется иллюстрировать это произведение, придется провести трудоемкую, но интересную работу.