Форма входа

11.5 Какие иллюстрации к комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" я бы рекомендовала создать художнику?

Родительская категория: Для учеников Категория: ЕГЭ по литературе

У ученика, сдающего ЕГЭ по литературе, особое затруднение вызывает сочинение 11.5, при написании которого необходимо проявить не только  знание текста, теории литературы, умение анализировать, но и продемонстрировать связь литературы с другими видами искусства (иллюстрации, советы актерам, режиссеру и т.п). Абитуриентка Ангелина М., учитывая, что из кодификатора убрали произведение Д.И.Фонвизина, поделилась с нами своей заготовкой работы по этому направлению.

  Комедия «Недоросль», созданная Д.И.Фонвизиным в 1782 году, не потеряла своей актуальности до сих пор. И все потому, что некоторых ее героев я бы назвала моими современниками.

Так, Митрофан, мальчик- подросток, которому родители многое позволяли и которого чрезмерно опекали, вырос ленивым и грубым, невежественным и невоспитанным. Я бы посоветовала художнику нарисовать парня, довольно крупного для своих лет, стоящего на крыше голубятни и размахивающего махалом (шестом для гона голубей). И все потому, что гонять птиц –  любимое занятие недоросля («Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…»). Фраза героем не досказана, но матушка понимает сына: «Поди, порезвись, Митрофанушка». 

Второй иллюстрацией могла бы стать картина, изображающая нагловатого барчука, когда он оскорбляет учителя, задавшего ему слишком трудную задачу: "Слышь, Пафнутьич, задавай другую". Вот она, манера речевого общения Митрофанушки с Цыфиркиным, манера грубая и бесцеремонная, потому что подростку было все позволено. Так с помощью речевой характеристики Фонвизин раскрывает такие черты главного героя, как невоспитанность, неуважение старших и хамство. Доказательством того, что герою все позволено, является реплика матери Митрофана, госпожи Простаковой, дамы крупной и упитанной: "Не трудись по-пустому, друг мой…Наука не такая. Лишь тебе мученье…». Митрофан с большим желанием исполняет совет матушки. На иллюстрации можно изобразить недоросля во время урока, когда он, развалившись, смотрит презрительно на преподавателя, а утомившись от его наставлений, швыряет в Цыфиркина книгой. Яркой деталью этого рисунка должны быть книги, разбросанные по всей комнате, чернильница, перевороченная набок и огромное пятно в тетради…Вот оно, отношение Митрофана к учебе!

На другой иллюстрации, на мой взгляд, необходимо изобразить саму хозяйку имения, даму дородную. Я бы нарисовала ее в бесформенном платье, которое никак бы не сглаживало все изъяны фигуры помещицы. А нелепость этой крупной женщине могла бы придать маленькая изящная шляпка, никак не соответствующая облику Простаковой. Изобразила бы я ее в момент ярости, возмущения, когда героиня, услышав упреки Правдина насчет ее тиранства, громко воскликнула: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства». Всего одна реплика! Всего одно высказывание! А как ярко характеризует крепостническую сущность помещицы! Кстати, если внимательно проанализировать речь Простаковой, то можно заметить, что она насыщена грубыми, невежественными словами: "харя", "урод", "скот", "болван", "собачья дочь", «каналья». А это уже говорит о нравственном уровне героини! Нравственном уровне, который характеризует не женщину, а скорее, животное! Не случайно же Простакова так сравнивает свою заботу о сыне: «…чтоб сука щенят своих выдавала?»

Задумываюсь, неужели эта властная женщина всегда была такой?! Думаю, да! Она с молоком матери впитала и грубость, и жадность. Не случайно ее кумиром является отец, который умер от голода на сундуке с деньгами. Уверена, что получится яркая иллюстрация! Предлагаю художнику изобразить мужчину, худого, истощенного, бледного, лежащего на сундуке в его рост, до верху наполненном деньгами. Об этом эпизоде с гордостью говорит его дочь: "Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду". Вот он, воевода, образец для подражания для дочери! 

Не думаю, что сын Простаковой Митрофан будет так же дорожить памятью о матери, потому что этот «шантажист» (“Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”) не ценит даже в отрочестве ни любви, ни заботы матушки. Одна его фраза в трудную для Простаковой минуты ("Да отвяжись, матушка, как навязалась...") доказывает это. Думаю, на этой иллюстрации следует изобразить Простакову в тот момент, когда она падает в обморок, а равнодушный Митрофан стоит спиной к матери и, посвистывая, любуется летящей стаей голубей.

Таким образом, комедия Д.И.Фонвизина полна ярких жизненных эпизодов. Художнику, который возьмется иллюстрировать это произведение, придется провести трудоемкую, но интересную работу.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Sunday the 22nd. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru