Форма входа
Сочинение 4 из демоверсии 2023 года.
4.Как в данной сцене представлен тип героя, получивший у А.Н.Островского определение «самодур»?
Самодуром в русском языке называют человека, который действует по своей прихоти, по своему произволу, унижая достоинство других. Ярким примером тому является купец Дикой . В данной сцене он представлен как человек жестокий и скупой.
Бессердечность героя проявляется в его поведении по отношению к окружающим. Он безнравственно ведет себя даже по отношению к собственному племяннику. «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал!», – вот грубые слова, которые Дикой бросает Борису.
Следует обратить внимание и на авторские ремарки, характеризующие действия купца. Герой не просто уходит, после того как накричал на племянника в публичном месте, а он «плюет и уходит». Вот оно, воспитание самодура!
Почему же Дикой так несправедлив к Борису? Причина – в его нежелании отдавать наследство племяннику. Несмотря на то что тот выполняет условие бабушки, почтительно относясь к дяде, Дикой никогда не отдаст ему часть наследства, да еще и, по словам Бориса, «наломается» над ним, «наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего». Да и отговорка, чтобы ничего племяннику не давать, у купца уже есть: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Чрез это я своих обидеть должен!»
Таким образом, в приведённой сцене читатель видит яркий портрет купца-самодура, действующего по своей прихоти.
Маша З.
Текст. Явление второе
Те же, Дико́й и Борис.
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?
Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!
Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)
Явление третье
Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин.
Кулигин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.
Борис. Уж какая охота, Кулигин! Неволя.
Кулигин. Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить. Коли можно, сударь, так скажите нам.
Борис. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?
Кулигин. Ну, как не знать!
Кудряш. Как не знать!
Борис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.
Кулигин. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь.
Борис. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.
Кулигин. С каким же, сударь?
Борис. Если мы будем к нему почтительны.
Кулигин. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.
Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
Кудряш. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, не́што кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?
Борис. Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Чрез это я своих обидеть должен!»
Кулигин. Значит, сударь, плохо ваше дело.