Форма входа
В.В.Маяковский. Поэма "Облако в штанах". Все материалы из ОБЗ ФИПИ.
Темы сочинений
11. Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
11. Против чего протестует герой ранней лирики В.В. Маяковского?
11. В чём необычность звучания темы любви в поэме Маяковского?
5. В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема неразделённой любви и в чём эти произведения близки поэме В.В. Маяковского?
5. Какие произведения русских писателей о любви близки по эмоциональному накалу «Облаку в штанах» Маяковского?
9. Каково эмоциональное состояние лирического героя, ожидающего прихода возлюбленной, и как оно его характеризует?
Текст 4
ОБЛАКО В ШТАНАХ (фрагмент)
Славьте меня!
Я великим не чета.
Я над всем, что сделано,
ставлю «nihil»1.
Никогда
ничего не хочу читать.
Книги?
Что книги!
Я раньше думал –
книги делаются так:
пришёл поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак –
пожалуйста!
А оказывается –
прежде чем начнёт петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьёв какое-то варево,
улица корчится безъязыкая –
ей нечем кричать и разговаривать.
Городов вавилонские башни,
возгордясь, возносим снова,
а Бог
города на пашни
рушит,
мешая слово.
Улица мýку молча пёрла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застрявшие поперёк горла,
пухлые taxi2 и костлявые пролётки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе.
Город дорогу мраком запер.
И когда –
всё-таки! –
выхаркнула давку на площадь,
спихнув наступившую на горло паперть,
думалось:
в хóрах архангелова хорала
Бог, ограбленный, идёт карать!
А улица присела и заорала:
«Идёмте жрать!»
(В.В. Маяковский, 1914–1915)
____________________
1 Ничто (лат.). 2 Такси (фр.).
- Укажите жанр, к которому относится «Облако в штанах» В.В. Маяковского.
- В этом фрагменте неоднократно использовано средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, например «тихо барахтается в тине сердца // глупая вобла воображения». Как оно называется?
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в восьми первых строчках данного фрагмента.
1) анафора
2) риторические вопросы и восклицания
3) гипербола
4) инверсия
5) сравнение
-Какой вид звукописи является средством создания художественного образа в этой строке: «в хóрах архангелова хорала»?
- Как называется созвучие концов стихотворных строк (пиликая – безъязыкая; варево – разговаривать и т. п.)?
4.2 Что лежит в основе противостояния героя и толпы в «Облаке в штанах»?
Текст 5
«ОБЛАКО В ШТАНАХ» (отрывок)
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», – сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушёл от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце – холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая –
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
Ещё и ещё,
уткнувшись дождю
лицом в его лицо рябое,
жду,
обрызганный громом городского прибоя.
(В.В. Маяковский, 1914–1915)
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в заключительной части фрагмента – от слов «И вот, громадный…» до слов «…громом городского прибоя».
1) сравнение
2) антитеза
3) инверсия
4) анафора
5) эпитет
- В своем произведении В.В. Маяковский использует созданные им новые слова: «декабрый», «любёночек». Назовите термин, которым обозначают такие слова.
- Как называется приём одушевления предмета, использованный поэтом в строках «хохочут и ржут канделябры»?
Как называется авангардистское течение в поэзии, ярким представителем которого явился В.В. Маяковский?
- Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор: «плавлю лбом стекло», «обрызганный громом городского прибоя»?
5. В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема неразделённой любви и в чём эти произведения близки поэме В.В. Маяковского?
9. Каково эмоциональное состояние лирического героя, ожидающего прихода возлюбленной, и как оно его характеризует?
- К какому жанру относится «Облако в штанах» Маяковского?
Ответ: ______________________________________________
- К какому литературному роду относится «Облако в штанах»?
Ответ: ________________________________________________
- Рассказывая о силе переживаний своего лирического героя, В.В. Маяковский неоднократно прибегает к использованию этого средства художественной выразительности, которое основано на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («Ночью хочется звон свой // спрятать в мягкое // в женское»). Назовите его.
Ответ: ______________________________________________
- Как называется фонетическое средство, основанное на повторении согласных звуков: «грядёт генерал Галифе», «громом городского прибоя», «главой голодных орд»?
Ответ: _______________________________________________
- Определите тип рифмовки:
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
Ответ: ___________________________________________
- Как называется фонетическое средство, основанное на повторении гласных: «возгордясь, возносим снова»?
Ответ: ____________________________________________
- Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности («отчаянной чечёткой», «раздобревшие глаза», «испуганной тряске»)?
Ответ: _________________________________________
- Своими высказываниями лирический герой бросает вызов окружающим. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, стимулирующее развитие сюжета?
Ответ: _____________________________________________
- В монологе лирического героя встречаются одни и те же слова: «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!», «Мария! Мария! Мария!». Как называется этот приём, способствующий усилению смысла высказывания?
Ответ: ______________________________________________
- Как называется риторическая фигура, основанная на повторении последних слов:
Имя твоё я боюсь забыть,
Как поэт боится забыть…?
Ответ: ___________________________________________________
- Какое синтаксическое средство использовано автором: «Послушайте, господин бог!», «Мотаешь головою, кудластый?», «Всемогущий, ты выдумал пару рук…»?
Ответ: ______________________________________________
- Переведите слово "nihil":
Я над всем, что сделано,
ставлю "nihil".
Ответ: ________________________________________________
- Как называется выразительная подробность, способствующая раскрытию авторского замысла («гвоздь у меня в сапоге»)?
Ответ: ________________________________________