Форма входа

Н.А.Островского драма "Гроза". Все материалы с ОБЗ ФИПИ.

Родительская категория: Для учеников Категория: ЕГЭ по литературе

Сочинения

1.В чём заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

2.В чем своеобразие конфликта драмы А.Н.Островского «Гроза»?

3.Как авторская позиция проявляется в финале драмы А.Н. Островского «Гроза»?

4.Кто из героев драмы А.Н.Островского «Гроза» кажется вам выразителем авторской позиции и почему?

 

5.Какие черты личности Катерины позволили Н.А. Добролюбову назвать её «сильным характером»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

6.Что дало основание критику Н.А. Добролюбову назвать купечество города Калинова «тёмным царством»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

7.Какие детали, характеризующие «темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза», кажутся вам наиболее выразительными и почему?

8.Самодурство Дикого и Кабанихи – признак силы или слабости патриархального мира? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

9.Какова роль образа города в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

10.Какую роль в образной системе пьесы А.Н. Островского «Гроза» играет антитеза?

11.Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

12.Что заставило Катерину Кабанову пойти против «тёмного царства»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

13.Почему Кулигин не вступает в открытый конфликт с «тёмным царством» города Калинова? (По драме А.Н. Островского «Гроза»)

14.Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» вам наиболее антипатичен и почему?

15.Что мешает самодурам в драме «Гроза» чувствовать себя полноправными хозяевами жизни?

16.Можно ли утверждать, что в драме А.Н.Островского «Гроза» царству «самодуров» противостоит молодое поколение, и почему?

17.Тема «горячего сердца» в драматургии А.Н.Островского.

18.Можно ли драму А.Н.Островского «Гроза» назвать трагедией и почему?

19.Характер какого персонажа драмы А.Н.Островского «Гроза» кажется вам наиболее ярким, реалистичным и почему?

 

20.Каковы Ваши рекомендации актрисе, играющей роль Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? (С опорой на текст произведения)

 

 

      21.Какие советы Вы бы дали режиссеру, взявшемуся за экранизацию пьесы А.Н. Островского «Гроза»? (С опорой на текст произведения)

      22.Что бы Вы посоветовали актёру, играющему роль Бориса в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? (С опорой на текст произведения)

     23.Какие решения Вы бы предложили для театральной или кинопостановки одной из ключевых сцен пьесы А.Н. Островского «Гроза»? (С опорой на текст произведения).

    24.Какие ключевые сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза» требуют, с Вашей точки зрения, особого внимания при театральной постановке или экранизации? (С опорой на текст произведения)

ВАРИАНТ 1

Действие первое.

Явление пятое.

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

 Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у неё сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын, ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать…

Кабанова. Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождётесь, поживёте и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете.

Кабанов. Да мы об вас, маменька, денно и нощно Бога молим, чтобы вам, маменька, Бог дал здоровья, и всякого благополучия, и в делах успеху.

Кабанова. Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая.

Кабанов. Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею.

Кабанова. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.

Кабанов. Да для чего же мне менять-с? Я обеих люблю.

Кабанова. Ну да, да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха.

Кабанов. Думайте как хотите, на всё есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рождён, что не могу вам угодить ничем.

Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живёшь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой ещё ум-то у тебя, а ты ещё хочешь своей волей жить.

Кабанов. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

 

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого воплощены в пьесе «Гроза».

Каково авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

Укажите имя Кабанова, покорно выслушивающего упрёки матери.

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их действиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИДЕЙСТВИЯ

А)Варвара1)уезжает по приказу дяди

Б)Кабанова2)кается перед всем миром

В)Катерина3)бежит из родного дома

4)навязывает свою волю близким

Как жена должна относиться к мужу, по мнению Кабановой, высказанному в её последней реплике? Выпишите соответствующий глагол.

Кабанова и Катерина в произведении резко противопоставлены. Как называется этот художественный приём?

Как называются авторские пояснения в тексте пьесы (например, «про себя»)?

РО: В каком смысле употребляют слово «воля» Кабанова и её сын?

РО: В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с «Грозой» А.Н. Островского?

ВАРИАНТ 2

ДЕЙСТВИЕ 3

Явление 2

Кабанова. Что это ты, кум, бродишь так поздно?

Дикой. А кто ж мне запретит!

Кабанова. Кто запретит! Кому нужно!

Дикой. Ну, и, значит, нечего разговаривать. Что я, под началом, что ль, у кого? Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!..

Кабанова. Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел. Пойдем, Феклуша, домой. (Встает.)

Дикой. Постой, кума, постой! Не сердись. Еще успеешь дома-то быть: дом-то твой не за горами. Вот он!

Кабанова. Коли ты за делом, так не ори, а говори толком.

Дикой. Никакого дела нет, а я хмелен, вот что.

Кабанова. Что ж, ты мне теперь хвалить тебя прикажешь за это?

Дикой. Ни хвалить, ни бранить. А, значит, я хмелен. Ну, и кончено дело. Пока не просплюсь, уж этого дела поправить нельзя.

Кабанова. Так ступай, спи!

Дикой. Куда ж это я пойду?

Кабанова. Домой. А то куда же!

Дикой. А коли я не хочу домой-то?

Кабанова. Отчего же это, позволь тебя спросить?

Дикой. А потому, что у меня там война идет.

Кабанова. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть.

Дикой. Ну так что ж, что я воин? Ну что ж из этого?

Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут.

Дикой. Вот поди ж ты!

Кабанова. Ну, что ж тебе нужно от меня?

Дикой. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить.

Кабанова. Поди, Феклушка, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдем в покои!

Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Еще с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то о великом я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка: за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи, ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой. Как так нарочно?

Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Глаша. Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова. Что ж, кум, зайди. Закуси, чем бог послал.

Дикой. Пожалуй.

Кабанова. Милости просим! (Пропускает вперед Дикого и уходит за ним.)

С каким литературным направлением второй половины XIX века связано творчество А.Н.Островского?

К какому жанру драматургии относится пьеса «Гроза»?

К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят Кабаниху и Дикого?

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в пьесе «Гроза», и деталями их характеристик: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИДЕЙСТВИЯ

А)Кабаниха1)Суеверная, льстивая

Б)Варвара2)Властная, лицемерная

В)Катерина3)Искренняя, глубоко религиозная

4)Лживая, эгоистичная

Как называется в литературоведении уточняющее или дополняющее действие авторское замечание («Феклуша уходит», «Пропускает вперед Дикого и уходит за ним» и др.)?

Как называют слова и выражения, характеризующие Кабаниху и Дикого как людей малообразованных («коли видишь», «я видала», «изругал», «прибил»)?

Каким термином называют развернутое высказывание одного из героев пьесы?

РО: Как характеризует взаимоотношения героев диалог, приведенный в данном фрагменте?

РО: В каком произведении русской литературы изображают деспотические характеры и в чем, по-вашему, их сходство (или различие) с характерами героев пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

ВАРИАНТ 3

Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.

Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.

Борис. Отчего же?

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, – говорит, – Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

Борис. А вы умеете стихами?

Кулигин. По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания.

Борис. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.

Входят Феклуша и другая женщина.

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Уходят.

Определите жанр пьесы «Гроза».

С каким литературным направлением связаны имена русских поэтов М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, упомянутых в речи Кулигина?

Как называются специальные авторские пояснения, предваряющие или сопровождающие ход действия пьесы?

Входят Феклуша и другая женщина.

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Уходят.

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИДЕЙСТВИЯ

А)Борис1)Рассуждает о грядущем конце времен

Б)Кулигин2)Со всеми ссорится и всех проклинает

В)Феклуша3)Уезжает из Калинова в Сибирь

4)Пытается спасти Катерину из реки

Как называется средство художественной изобразительности, с помощью которого Кулигин характеризует город Калинов: «нравы жестокие», «бедность нагольная», «злостные кляузы»?

Каким термином называют развернутое высказывание одного из героев пьесы?

Проанализировав высказывание Кулигина, определите тип основного конфликта пьесы.

РО: С какой целью А.Н.Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе и его жителях?

РО: В произведении какого русского писателя (поэта, драматурга) возникает образ города и в чем это произведение созвучно с пьесой А.Н.Островского «Гроза»?

 

ВАРИАНТ 4

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

 

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

 (А.Н. Островский, «Гроза».)

 

Как в драматургическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, поведения, интонации, жестов действующих лиц (вздыхая, в сторону; про себя)?

Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.

Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза». 

В пьесе А.Н. Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется приём противопоставления различных явлений в художественном произведении?

Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?

Каким термином обозначается нарушение закреплённого нормой порядка слов в фразе («Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»)?

Жизненные позиции и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

РО. Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

РО. Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе  А.Н. Островского и чем?

 

ВАРИАНТ 5

Борис. Ах ты, господи! Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно.

Молчание.

Уж совсем бы мне ее не видать: легче бы было! А то видишь урывками, да еще при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается. Да и с собой-то не сладишь никак. Пойдешь гулять, а очутишься всегда здесь у ворот. И зачем я хожу сюда? Видеть ее никогда нельзя, а еще, пожалуй, разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок!

Идет ему навстречу Кулигин.

Кулигин. Что, сударь? Гулять изволите?

Борис. Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче.

Кулигин. Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое...

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна.

Пойдемте, сударь, на бульвар, ни души там нет.

Борис. Пойдемте!

Кулигин. Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.

(А.Н. Островский «Гроза»)

Как называется фамилия персонажа, несущая в себе авторскую «подсказку» в оценке его характера, внутренней сущности (например, Кулигин – от известного мастера-самоучки Кулибина)?

К какому малому жанру устного народного творчества близки реплики участников диалога («здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно»; «и все шито да крыто»)?

В разговоре с Борисом Кулигин цитирует стихи известного поэта XVIII века (в ходе действия Кулигин не раз ссылается на него). Напишите фамилию этого поэта.

Первая реплика Бориса и последняя реплика Кулигина представляют собой развернутые законченные высказывания. Назовите тип подобного высказывания в драматургии.

Как называется авторское замечание, пояснение по ходу действия пьесы («Идет ему навстречу Кулигин»)?

С какой формой изображения, имеющего обличительную направленность и выявляющего социальные пороки, сближается высказывание Кулигина о нравах жителей города?

8. Что лежит в основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе»?

9. В каких произведениях русской классики изображены подобные конфликты?

ВАРИАНТ 6

Текст 3

Действие третье

Явление второе

Т е же и Д и к о й.<…>

К а б а н о в а. Так ступай, спи!

Д и к о й. Куда же это я пойду?

К а б а н о в а. Домой. А то куда же!

Д и к о й. А коли я не хочу домой-то?

К а б а н о в. Отчего же это, позволь тебя спросить?

Д и к о й. А потому, что у меня там война идёт.

К а б а н о в а. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть.

Д и к о й. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?

К а б а н о в а. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Д и к о й. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

К а б а н о в а. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут.

Д и к о й. Вот поди ж ты!

К а б а н о в а. Ну, что ж тебе нужно от меня?

Д и к о й. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить.

К а б а н о в а. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Ф е к л у ш а уходит.

Пойдем в покои!

Д и к о й. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

К а б а н о в а. Чем же тебя рассердили-то?

Д и к о й. Ещё с утра с самого.

К а б а н о в а. Должно быть, денег просили.

Д и к о й. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

К а б а н о в а. Должно быть, надо, коли пристают.

Д и к о й. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому- только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

К а б а н о в а. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Д и к о й. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

К а б а н о в а. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Д и к о й. Как так нарочно?

К а б а н о в а. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Д и к о й. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

(А.Н. Островский, «Гроза»)

- Установите соответствие между персонажами пьесы и их высказываниями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

А) Кабаниха

Б) Варвара

В) Феклуша

   1) «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»

2) «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»

3) «Отчего люди не летают так, как птицы?

4) «Бла-алепие, милая, бал-алепие».

 

- Данный фрагмент содержит обмен репликами между героями пьесы. Укажите термин, обозначающий в литературоведении речевое общение персонажей, разговор между двумя и более лицами.

- Как называются фамилии, характеризующие персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Дикой, Кабанова)?

- Как называются герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют, (например, Дикой и Феклуша)?

- Выпишите из текста первую ремарку, с помощью которой автор поясняет действия Марфы Игратьевны Кабановой.

- Укажите название провинциального приволжского города, в котором происходит действие пьесы А.Н. Островского «Гроза».

- Каково авторское определение жанра «Грозы»?

8. В чём заключается самодурство, носителями которого в пьесе являются Дикой и Кабаниха?

9. В каких произведениях русских писателей представлены деспотичные, «самодурные» характеры и в чём их можно сопоставить с характерами Дикого и Кабанихи?

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Wednesday the 9th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru