Форма входа

Итоговое сочинение 2020 года.

Уважаемые коллеги и 11-классники! Новые направления Итогового опубликованы... Но не стоит забывать и о тех направлениях, которые были предложены в течение пяти прошедших лет, так как они могут помочь в подготовке к написанию сочинения.

 Направления 2014-2015

1.«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 

102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 

103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 

104. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 

105. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

107. Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 

108. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 

109. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 

110. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) 

111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

 

2.Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

201. Какой опыт даёт человеку война?

202. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) 

     203. Почему тема войны не уходит из литературы?

204. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX-XXI вв.) 

205. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.

206. Произведение о войне, которое Вас взволновало.

207. Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа... (М.В. Кульчицкий) 

208. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? 

       209. Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»? 

210. Война: преступление и подвиг. 

211. Как влияет на сущность человека война? 

 

3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?

302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. 

303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой? 

 304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека? 

305. Может ли природа помочь человеку понять себя? 

306. Способна ли природа воспитывать человека?

307.Способна ли природа давать подсказки человеку? 

308. Чему человек может научиться у природы?

309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? 

310. Почему картины зимы так интересны писателям?

311. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком? 

 

4.Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? 

402. Роль родительского наставления в жизни человека. 

403. Почему так важно сохранять связь между поколениями? 

404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? 

405. Что может мешать отцам и детям понять друг друга? 

406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?   

408. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? 

410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? 

 

5. Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

501. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? 

502. Что важнее: любить или быть любимым?

503. Чем опасна свобода без ограничений? 

504. Кого можно считать счастливым человеком?

505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование? 

506. Чем опасно равнодушие?

507. Что такое взаимопонимание?

508. «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)

509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? 

510. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»? 

511. Как Вы понимаете слово «долг»

 

Направления итогового сочинения в 2015-2016 учебном году

1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

101. Какого человека можно назвать героем своего времени? 

102. Зачем человеку заглядывать в будущее? 

103. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? 

105. Как судьба человека связана с историей народа? 

106. Когда хочется остановить мгновение? 

107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей? 

108. Может ли человек влиять на ход истории? 

109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? 

110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?

 111. Какие вопросы называют «вечными»? 

2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

201. Что значит в жизни человека родительский дом? 

202. Что дом может рассказать о своём хозяине? 

203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»? 

204. Война и дом. 

205. Дом – это место или люди? 

206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»? 

209. Может ли человек прожить без Дома? 

210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? 

211. В какой дом хочется приходить снова и снова? 

212. Какие нравственные ценности укрепляют семью? 

213. Что в доме самое главное?

 

3. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

301. Какие качества раскрывает в человеке любовь? 

303. Что такое «любовь к жизни»? 

304. Почему в любви важно понимать и прощать? 

305. Почему любовь не всегда приносит счастье? 

306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»? 308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»? 

309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?

 310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»? 

311. Светлые и трагические стороны любви.

 312. Можно ли быть счастливым без любви? 

313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

 

4. «Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

401. Что значит идти дорогой чести? 

402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? 

403. К чему может привести человека болезненное самолюбие? 

405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?

 406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? 

407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? 

408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя? 

409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? 

411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

 412. Каким может быть путь к познанию самого себя? 

413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

 

5. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? 

502. Почему литературу часто называют «человековедением»? 

503. Чтение литературного произведения – труд или отдых? 

504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок? 

506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? 

508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

 509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя? 

510. Какие произведения становятся классическими? 

511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать? 

512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? 

513. Почему некоторые книги люди перечитывают?

 

 

Открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

1.«Разум и чувство»

101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? 

104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?

105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами? 

 108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

109. Когда разум и чувство борются в человеке? 

110. Над какими чувствами разум может быть не властен?

111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?

112. Как разум и чувства влияют на поступки человека? 

113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

2. «Честь и бесчестие»

201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

204. «Досадно мне, коль слово "честь" забыто…» (В.С. Высоцкий). 

205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»? 

206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»? 

207. Какой поступок можно назвать бесчестным? 

 208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести? 

209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?

 210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?

211. Что может привести человека к бесчестному поступку? 

212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»? 

 213. Какими качествами должен обладать человек чести?

3.«Победа и поражение»,

302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

304. Что значит достойно пережить поражение? 

305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека? 

306. Всегда ли победа возвышает победителя? 

307. Можно ли добиваться победы любыми средствами? 

308. Какие уроки можно извлечь из поражения? 

309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»? 

310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»? 

311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения? 

312. Только ли горечь несут человеку поражения?

313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

4.«Опыт и ошибки»

401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок? 

403. Что значит «учиться на горьком опыте»?

404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?

    406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту

    407. В чём ценность исторического опыта?

408. Нужно ли анализировать свои ошибки? 

   409. В чём различие между ошибкой и преступлением? 

   410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»? 

  411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших? 

5.«Дружба и вражда».

501. Может ли дружба принести человеку разочарование?

503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды? 

504. Какими качествами должен обладать настоящий друг? 

506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

508. В чём причины вражды между людьми? 

509. Что разрушает дружбу? 

510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? 

513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

•«Верность и измена»,

•111. Когда измену можно простить?

•113. Могут ли быть оправдания у измены? 

•106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

•108. Что значит быть верным долгу?

•109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»? 

•101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?

•110. Можно ли изменить мечте? 

•102. Как и почему становятся изменниками? 

•107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе? 

•112. Какие причины могут привести человека к измене?

•104. Кого можно назвать верным другом? 

•«Равнодушие и отзывчивость»,

•201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? 

•209. Когда равнодушие бывает показным?

• 211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека? 

• 204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким? 

•202. Какого человека называют отзывчивым? 

• 205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?

•206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие? 

•208. Равнодушие – вина человека или его беда? 

•203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»? 

•210. Чем опасно равнодушие? 

•213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»? 

•«Цели и средства»,

•305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? 

• 311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»? 

•308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели? 

•310. Какого человека называют целеустремленным? 

•313. В чём разница между целью и мечтой? 

• 304. Какие цели в жизни можно считать главными?

•309. Что помогает людям достигать намеченных целей?

•303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели? 

•312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?

•306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу? 

•307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей? 

 

•«Смелость и трусость»,

•403. Чем смелость отличается от безрассудства?

•405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок? 

•411. Что помогает человеку преодолеть страх? 

•402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх? 

•412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам? 

• 409. Как связаны трусость и слабость? 

• 407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?

•413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?

•406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»? 

•404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке? 

•401. Что помогает человеку стать смелым?

•«Человек и общество».

• 508. Бывает ли общественное мнение ошибочным? 

•511. Конфликт поколений как общественная проблема. 

•513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью? 

•507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом? 

•503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе? 

•504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу? 

• 510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»? 

• 512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе? 

•502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества? 

•506. Может ли человек ставить себя выше общества? 

• 505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?

 

 

                           Направления  2018-2019

1. «Отцы и дети». 

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

•110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример? 

•106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»? 

•109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?

•113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»? 

•104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?

•102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?

•111. Что такое мудрая родительская любовь? 

•107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?

•101. Когда родители могут гордиться детьми? 

•105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?

2. «Мечта и реальность»

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

208. Всякая ли мечта достойна человека? 

202. Какую мечту можно назвать благородной? 

204. Как характеризует человека его мечта? 

213. Что помогает мечтам сбываться?

205. Может ли мечта изменить реальность?

203. Всегда ли мечта возвышает человека?

209. Стоит ли мечтать о несбыточном? 

210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность? 

211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?

212. Что мешает человеку реализовать свою мечту? 

 

3. «Месть и великодушие» 

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? 

312. Опасна ли месть для самого мстителя? 

313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

308. Почему месть не помогает искоренить зло? 

303. Как связаны великодушие и сострадание? 

310. Почему желание мстить опустошает душу? 

301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека? 

306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других? 

304. Какого человека называют великодушным? 

309. Месть – это уничтожение или умножение зла?

 302. Важно ли уметь прощать? 

 

4. «Искусство и ремесло» 

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

 409. Как искусство помогает понять действительность?

403. Почему нужно учиться понимать искусство? 

411. Что такое вечная тема в искусстве?

410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?

412. Какова роль искусства в жизни общества?

407. Нужно ли классическое искусство современному человеку? 

406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?

413. Какое искусство называют настоящим?

405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?

  408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?

404. Какое произведение искусства можно назвать великим? 

 

5. «Доброта и жестокость» 

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?

510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?

506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро? 

505. В каких поступках человека проявляется доброта? 

507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?

513. Какие времена можно назвать жестокими?

503. В чём заключается сила доброты? 

 504. Как связаны между собой любовь и доброта? 

508. Что значит быть добрым?

509. Почему жестокость разрушительна?

501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?

 

Friday the 29th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru