Форма входа
Готовимся к Итоговому сочинению! (Сочинение "Спешите делать добро...")
Способность делать добро – одно из самых ценных человеческих качеств. Если мы посмотрим в словарь, то прочтем следующее определение слова «добро» – все положительное, хорошее, а «добрый» – делающий добро другим, отзывчивый, нравственный. Быть добрыми, чуткими нас учат с детства. Взрослея, мы понимаем, что понятие «добра» гораздо шире и многограннее, оно вмещает в себя всепоглощающую любовь, сострадание, самопожертвование. Доказательством тому служат страницы Библии, где на протяжении всего текста Священного писания раскрывается сущность добра. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», - одна из заповедей, составляющих нравственную основу человеческого Бытия.
Сонечка Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание» является примером христианской добродетели. По мнению автора, она воплощает народное начало, терпение и смирение, безмерную любовь к людям. Соня переступает через себя ради близких ей людей, жертвует собой, чтобы достать деньги для семьи. Положение Сони крайне тяжело, но она не кончает жизнь самоубийством. «А что с ними-то будет»,- отвечает она Раскольникову, который считает, что легче было бы утопиться. Соня помогает Родиону. У нее он находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу и вместе нести крест. Именно Соне Раскольников рассказывает о том, что он убил Елизавету и старуху. Но даже в убийце Сонечка видит человека, она готова простить и понять его: «Что же вы это с собой сделали!»- говорит она Раскольникову. Когда Родиона ссылают в Сибирь на каторгу, она следует за ним, поддерживает его и способствует его духовному воскрешению.
Многие писатели наделяли своих героев самыми лучшими человеческими качествами. Л.Н. Толстой считал Пьера Безухова по-настоящему добрым человеком. Пьер мягок и добросердечен, сострадателен к другим, доверчив, и нередко эти качества являются причиной его неудач. Под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. Он разочаровывается в жизни. Пьер увлекается идеями равенства и любви, вступая в братство масонов. Он пытается улучшить благоустройство крепостных, собирается учредить больницы, школы, не замечая, как масоны тянут из него деньги. Безухов полон сострадания к Наташе, он – единственный, кто был добр с ней, когда ей было плохо, когда князь Андрей отказался от нее. Желая разделить судьбу России и своего народа в войне, охваченный патриотическими чувствами, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и прекратить несчастья всей Европы. Он готов пожертвовать собой ради любви к Родине. Встреча с Платоном Каратаевым возрождает Пьера к жизни после суровых испытаний. В Каратаеве героя поразило отношение к миру. Платон обладает особым даром («Любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были у него перед глазами»). Пройдя через тяжелые испытания, познав правду жизни, обретя покой и счастье, Пьер Безухов не растерял своей душевной доброты, остался поистине добрым человеком.
Во имя добра совершает свой подвиг герой Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль». Его образ – образ человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит в жертву самого себя. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут!» И тогда он сердцем своим осветил путь людям и смело повел их вперед. Данко растворяется в любви к людям без остатка, став вечным символом мужества и подвига во имя человечества.
Многие литературные герои служат для нас примером добрых дел. Они учат нас бескорыстному служению делу добра, любви к ближнему, состраданию, помогают понять, что значит быть добрым. В заключение мне хочется привести слова А.П.Чехова: «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и важном. Делайте добро!»