Форма входа
Материалы в помощь учителю от автора сайта по подготовке учащихся к выполнению задания 20 ЕГЭ.
Речевая избыточность (плеоназм и тавтология).
Плеоназм (от греч. «излишество») - один из видов многословия, тот случай, когда уточняющие слова не несут никакой смысловой нагрузки. Вот примеры из школьных сочинений: «Катерина заранее предчувствует свою гибель... Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души». А вот цитата из детективного романа: «Их предводитель умер, и они выбрали нового из числа живущих». А эту фразу мы услышали в одной радиопередаче: «У Светланы десять братьев, и все как один парни».
В следующих словосочетаниях русское слово и иностранное дублируют друг друга (подобные ошибки встречаются особенно часто): «страсть к графомании», «памятные сувениры» (сувенир - французское слово, означающее «подарок на память»), «необычный феномен», «биография жизни», «в конечном итоге», «ведущий лидер» и т.д. Мы, не задумываясь, употребляем такие словосочетания, как «ценные сокровища», «топтать ногами». А ведь это тоже плеоназм.
Но необходимо помнить, что в современном языке существуют словосочетания, которые перестали быть плеоназмами, например «монументальный памятник». Прилагательное «монументальный» (от «монумент» - «памятник») обрело новое значение: «внушительных размеров».
Тавтология возникает тогда, когда рядом оказываются однокоренные слова. Тавтология - это «масло масляное». «Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из далекой Монголии». «На этой неделе в Московской области ожидаются сильные снегопады, и выпадет много снега». Впрочем, в художественной и публицистической речи тавтология может быть выразительным средством. «Живой как жизнь», «Крайности Крайнего Севера», «Случаен ли несчастный случай?» «Позвольте вам этого не позволить!»
В некоторых случаях проблему тавтологии разрешить не удается: русский язык не знает подходящих синонимов, например, «словарь иностранных слов», «загадать загадку», «постелить постель».
Речевая недостаточность.
Нередко у пишущего человека мысль опережает слово. И автор пропускает некоторые слова, а то и целые фрагменты текста, необходимые для выражения мысли. Читатель же с трудом понимает написанное, или понимает неправильно, или не понимает вовсе.
«В старом клубе открылся дом быта, в ремонт принимаются все виды услуг». «Граждане! Берегите мусоропровод, это ваш дом, в котором вы живете!» «В этом травмпункте делают только срочные переломы». «Детей надо приводить чистыми, опрятными, подстриженными, с запасным бельем и инициалами». «Никто не гарантирован от недуга. И пусть станет больше людей, которые могут сказать: «Спасибо, доноры!» «Легко и изящно проводят свои выступления Екатерина Символокова (жонглер на лошади) и Яна Кудрявцева (дрессированная собачка)». «Была организова¬на выставка работ из природного материала воспитателей, родителей и детей». «Уважаемые туристы! У кого остались талоны от обеда, вы можете их съесть на ужин!»
Друзья, не забывайте, что «поспешишь - людей насмешишь», причем «насмешишь» в лучшем случае. Поэтому всегда проверяйте написанное помногу раз, будьте внимательны и побольше читайте.
Тренировочное задание 1. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.
1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе, приняло ложное направление.
2. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.
3. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан.
4. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел.
5. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем.
6. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
7. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.
8. Дело в том, что раньше в добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело.
9. Минувшей осенью в прошлом году никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, опередив сильнейших асов водной дорожки.
10. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит.
11. Толпа людей ворвалась в здание.
Тренировочное задание 2. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если это необходимо.
1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями.
3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод.Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.
4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки.
5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.
6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть внимательными, предупредительными, чуткими.
7. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки.
8. Какой же судья захочет быть подсудимым? (заголовок газетной статьи)
9. Быстрое экономическое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важнейших торговых путей.
10. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство. 1
1. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину.
12. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью... Катерина заранее предчувствует свою гибель... Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.
Тренировочное задание 3. Устраните тавтологию, используя синонимы.
1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.
2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.
3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.
4. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности.
5. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.
6. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.
7. В процессе тиснения резина сохраняет высокую твердость и при этом обеспечивает высокое удельное давление, что дает возможность получить высокое качество декоративного слоя на пластиках.
8. Проходят мимо станции товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.
9. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре весь был охвачен огнем.
10. Следует отметить в данной работе следующий недостаток: раскрываемая тема не до конца раскрыта в работе.
Тренировочное задание 4. Где, при каких обстоятельствах могли быть произнесены эти фразы и что они означают?
1. Загибайте хвост к выходу!
2. Выбейте мне мозги!
3. Вам разрешено жить еще только одни сутки. После этого ничем помочь не смогу.
4. Гаврилов был в красивой комбинации.
P.S.В данном материале были использованы разработки открытого лицея "ВЗМШ" при МГУ им. М.В.Ломоносова/