Форма входа

Из опыта обучения написанию сочинения уже в 10 классе: в формате ЕГЭ по русскому языку. (Л.Н.Дудка)

Сначала читаем текст, устно работаем по нему, а потом пишем диктант в формате сочинения. Кстати, текст сочинения абсолютно небольшой: в интервале 200-210 слов. Если написать 3-4 таких диктанта , то сокращается время обучения написанию сочинения. На первом уроке очень подробная работа с текстом, где обучающиеся будут предлагать свои аргументы, а на втором уроке - написание диктанта.

 Текст 1

(1)Тысячи лет живет секвойя; говорят, еще никто не видел, чтобы она умирала; можно думать, что в мире деревьев она бессмертна.

(2)Секвойя человеческого мира — книга. (3)А может быть, лучше назвать ее фениксом? (4)Она тоже воскресает — из пепла. (5)Ее бессмертие надежнее.

(6)Но если книга бессмертнее самых долголетних и могучих деревьев, то, видно, потому, что ее питает источник, живительной силе которого могут позавидовать Солнце и Земля, хотя он ими и создан. (7)Имя этого источника — человеческий дух. (8)Или — человеческое самосознание...

(9)Благодаря этому высшему божеству книга и стала живой, бессмертной реальностью человеческого мира: может разрушиться камень с первоначальными письменами, истлеть пергамент и кожа — мысли и чувства, выраженные в них, переходят навечно в человеческую память, с ними рождаются новые поколения...

(10)О человеке можно часто судить по тому, как он берет в руки новую или редкую книгу: детски бережно, как бы боясь осыпать пыльцу с ее нежно-радужных крыльев, или небрежно-уверенно, как берут не живое существо, а вещь.

(11)Когда ты раскрываешь книгу, рождается чудо общения, которое безмерно расширяет твою жизнь, делает ее безбрежно-большой — морем, куда, как корабли, выплывают века и судьбы. (12)Книга, подобно искре, соединяет два мира: «было» и «будет». (13)И ты сам — эта искра, когда читаешь...

(14)...Подумаем о том, в чем смысл нашего общения с искусством, литературой. (15)А он, во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которое нам вдруг открывается. (16)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя; это — постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено», ощущение, что ты на самом деле лучше и чище, чем сам о себе думаешь. (17)Нам будто бы дарят, возвращают наше собственное «я», но углубленным и обогащенным.

(18)Но это не все: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче еще на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал.

(19)Я написал сейчас «еще на одну жизнь». (20)Но нет! (21)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, — что волновало миллионы его современников. (22)В его симфонии, картине, романе: надежды, тоска, боль, радость миллионов людей. (23)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней —

ДИКТАНТ В ФОРМАТЕ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ.

Известный писатель Ю. Олеша рассуждает о проблеме роли книги в жизни человека.

Говоря о том, что книга бессмертна, автор называет ее фениксом и секвойей человеческого мира, подчеркивая, что написанное в ней может пережить сам материальный объект, поскольку остается в народной памяти. Ю.Олеша заостряет внимание читателей на том, что когда человек раскрывает книгу, то рождается чудо общения, которое безмерно расширяет жизнь, делает ее безбрежно-большой — морем, куда, как корабли, выплывают века и судьбы.

Позиция автора для меня очевидна: наша жизнь обогащается опытом поколений, а книга как раз и передает этот опыт, источник которого – человеческий дух.

Мне близка и понятна точка зрения писателя, потому что в книгах мы черпаем жизненную силу, по ним учимся жить нравственно.

Вот, например, Татьяна Ларина в романе А.С.Пушкина много читала и в надежности, верности чувствам подражала героям романов. Пустой же мечтатель Манилов из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» полностью деградировал как личность, потому что совершенно ничего не читал, и речь этого героя бессвязная, непонятная окружающим людям.

А вот рассказ В.Астафьева «Людочка» глубоко потряс меня откровением о трагической судьбе девушки. Здесь поднимаются проблемы воспитания, взаимоотношений между дочерью и матерью, проблемы пьянства, экологии, равнодушия, покаяния.

Думаю, у каждого из нас должны быть такие книги, которые заставляют думать о жизни, наполняют наше сердце и ум духовным опытом веков и поколений. (209 слов.)

 

Текст 2

(1)Смеется, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо- сваляв-шейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. (4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

(б)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8) Л ишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. (10)Нынче сооружен здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли еще будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с выс-шим существом не может — ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэти-лене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

— (22)Что же ты смеешься, мальчик?!

— (23)Хво... хво... хвостик!

(24)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

(27)Смеется, заливается, хохочет мальчик... (По В. Астафьеву )

Диктант в формате сочинения ЕГЭ

Известный российский писатель В.Астафьев в прочитанном мною тексте поднимает актуальную для нашего времени проблему жестокого, безответственного отношения человека к природе.

Он с болью пишет о том, что «оглохла земля, коростой покрылась»: кругом грязь, нечистоты. А еще автор говорит о другой «коросте» - глухоте души, эгоизме человека, необъяснимой жестокости по отношению к живой природе.

В.Астафьев считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, — это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство людей. Человек не имеет права варварски относиться к природе!

Конечно, писатель прав! Ведь если даже дети смеются над смертью маленького, беззащитного зверька, то близка экологическая и нравственная катастрофа.

У В.Астафьева есть потрясающий рассказ «Людочка». Он с возмущением и болью описывает состояние городского парка, где находится грязная сточная канава, а деревья обглоданы, поломаны, вся территория заросла бурьяном. И молодежь здесь бесчинствует, пьянствует, совершает преступления. Ведь в природе все взаимосвязано!

Зато я с гордостью могу сказать, что люди нашего города давно занялись проблемой озеленения окружающей среды, и дважды в год у нас проходят дни деревонасаждений. А какие цветники появились на улицах города! Человек и природа должны дружить, потому что они зависят друг от друга. Следова-тельно, бережное отношение к матушке-природе – это сохранение физического и нравственного здоровья человечества. Нужно беречь красоту окружающего мира. (209 слов)

Текст №3

1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда. (5)И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох. (14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда...

(24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25)Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности. (34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю: делают люди. (По В. Тендрякову)

Диктант в формате сочинения ЕГЭ.

Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Мне кажется, именно этот проблемный вопрос поднимает в прочитанном мною тексте В.Тендряков.

Чтобы привлечь читателей к, безусловно, важной проблеме, автор описывает пожар в немецком госпитале. Несмотря на военные действия, в людях остаётся сострадание и сопереживание. Он рассказывает нам о подвиге солдата, который бросился в огонь, чтобы спасти немца-инвалида.

Автор убежден, что люди были, есть и будут человечными, что это нравственное качество можно подавить, но не уничтожить.

Соглашаясь с такой точкой зрения, вспоминаю из курса истории, как даже в самых жесточайших условиях войны люди проявляли милосердие по отношению к врагу.Так, фельдмаршал Кутузов призывал своих солдат пожалеть пленных французов.

В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» мы видим, как Андрей Соколов, израненный, потерявший жену и детей на войне, усыновил сироту Ванюшу. Вот проявление высшего нравственного начала – человечности!

А сколько вынужденных беженцев, покидающих родные города и села, приняла современная Россия со стороны воюющей против своего народа Украины! Это и есть пример гуманности и человечности.

В завершение хочу сказать, что предложенный для анализа текст В.Тендрякова натолкнул меня на размышление о том, что в каждом из нас есть человеческое, только у кого-то его больше, у кого-то меньше, но в трудных ситуациях это нравственное качество всегда проявит себя. 198 слов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Saturday the 21st. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru