Форма входа
ЕГЭ по русскому не будет?
19 ноября президент России В.В.Путин дал поручение правительству разработать систему перехода школ на сдачу выпускниками экзамена в форме сочинения. Конечно, всех интересует, как и когда осуществится этот переход. Вот что мы смогли найти в Интернете по данному вопросу.
29 ноября в программе "Вести" появилось примерно такое сообщение: "Обязательное сочинение будет проводиться перед началом ЕГЭ. Возможно, оно будет в виде проекта с последующей его защитой".
Единый государственный экзамен планируют разделить по двум степеням сложности: базовый и профильный ,сообщают в Министерстве образования и науки РФ. Первый эксперимент по внедрению двухуровневого экзамена планируется провести в 2014 году. В Рособрнадзоре подтвердили, что сейчас идет обсуждение данного вопроса,как разработать систему перехода на сдачу выпускного экзамена в форме сочинения.
Выпускники школ смогут выбирать уровень сложности экзамена в зависимости от профиля избранного института. Например, если ученик поступает в МГТУ имени Баумана, то он берет профильный ЕГЭ по математике и базовый русский язык. Уже сейчас в некоторых технических вузах требуется предоставить сертификат о сдаче ЕГЭ по русскому без жестких нормативов, так как предмет не является профильным.
Еще одна статья на эту тему.
Президент Путин вернул сочинение в список обязательных выпускных экзаменов. Теперь его нужно не только написать, но публично защитить.
Помимо ЕГЭ по русскому языку школьники страны будут писать сочинение.
Школы всей страны взбудоражены новостью о том, что в список выпускных экзаменов возвращается сочинение. После дискуссии в обществе такое решение принял президент. Причем, сочинение нужно будет не только писать, но и публично защищать. А это значит, что нужно вновь: одним — учить, а другим — учиться излагать мысли письменно и отстаивать их устно, сообщает Вести.ру
Учителя достают с дальних полок старые учебные планы, школьники пытаются понять, что это такое — сочинение на заданную тему. Подзабытый формат вернется в программу выпускных экзаменов, да еще и в усложненном виде. Теперь сочинение нужно будет не только написать, но и защитить. Похоже, голоса многочисленных противников ЕГЭ в его нынешнем виде были услышаны.
"ЕГЭ воспитывает не думающего человека. Сочинение воспитывает человека духовно богатого", — считает писатель Александр Проханов.
Согласно распоряжению президента, новые образовательные стандарты, изменяющие подход ко всей системе обучения русскому языку и литературе, должны разработать до 1 марта 2014 года. Как будет выглядеть процесс защиты сочинений, пока непонятно. Но цель очевидна — логично и аргументированно изложить свою точку зрения можно только если сочинение ты сам и написал. А не скачал, как это часто бывает, в интернете, где попадаются откровенно безграмотные заготовки.
"Мы развиваем речь, логику мышления, умение строить предложения, отвечать на вопрос, и, конечно же, им это пригодится и в повседневной жизни", — говорит учитель русского языка и литературы Татьяна Антипова.
Навык самостоятельного написания связного текста сегодняшним школьникам, похоже, придется нарабатывать с нуля. Сами они не против. Правда, уточняют — если уж писать, то творчески.
"То, что интересно, а не просто качать из интернета, как делают многие ученики. Хочется новизны мысли, чего-то необычного, нового, но все сочинения шаблонны", — считает ученица Лилия Кадыкова.
Но вот тут-то и кроются подводные камни, которые пытались обойти, когда сочинения заменили на тесты. Как избежать субъективизма в оценках, особенно если тема свободная вроде: "Мое представление о счастье"?
Большинство педагогов сходится во мнении: сочинение куда более показательно в плане оценки знаний и умения ученика мыслить, чем сухие тесты. "У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература. Скажите, пожалуйста, на каком основании какая-то группа чиновников лишает законных наследников этого наследства?", — спрашивает президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.
Если верить результатам ЕГЭ, средний уровень знаний выпускников по русскому языку и литературе с каждым годом растет. В этом году число 100-балльников превысило две с половиной тысячи. С возвращением сочинений баллы наверняка станут скромнее. Но куда более приближенными к реальности.
http://tvernews.ru/news/162523/
Ирина Лукьянова
Выпускные сочинения должны разрабатывать грамотные специалисты
Президент России Владимир Путин поручил правительству вернуть сочинение в состав выпускного школьного экзамена по русскому языку и литературе. Поручение президента должно быть выполнено не позднее 1 марта 2014 года, так что школьное сочинение по русскому и литературе на выпускных экзаменах может появиться уже в этом учебном году.
- С одной стороны, сочинение — прекрасный способ проверить, как выпускник владеет русским языком, как усвоил школьную программу, как он мыслит. Другой вопрос — что это будет за сочинение. Все мы помним выпускные сочинения, которые списывали с предисловий и книжек «Сто золотых сочинений». Выпускное сочинение как я его помню — совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований — больше, чем к какой-нибудь классицистской эпиталаме или эклоге. Собственно, даже маленькое сочинение в части С Единого госэкзамена по русскому языку тоже быстро обросло таким количеством формальных требований, что школьников приходится очень долго учить, как их выполнять.
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Ну хорошо, введем сочинение. Кто будет выбирать темы и определять критерии оценки? Боюсь, как только мы начнем административными мерами внедрять сочинение, получатся опять все те же благоглупости, от которых однажды уже отказались. Если вводить сочинение — то к разработке этого экзамена надо привлекать умных и грамотных специалистов, а не передоверять все методистам, которые все формализуют до невозможности.
Сейчас, например, выпускнику могут на ЕГЭ по русскому языку снизить баллы в части С за то, что он написал просто «Фонвизин», а не «Д. И. Фонвизин», поскольку кто-то придумал, что литературоведение требует обязательно указывать инициалы, а если они не указаны, это фактическая ошибка. При таком подходе с сочинением справится только специалист, который точно знает критерии оценки; нанять такого специалиста и продумать, как скопировать его работу на выпускном экзамене — дело техники.
Кроме того, сейчас в школах есть базовые группы и группы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин; сочинение не может быть одинаковым и для тех, и для других. Что мы проверяем? Владение русским языком? Умение размышлять и рассуждать? Знание текста? Литературоведческие познания?
Сейчас в некоторых школах есть очень интересный опыт «свободных экзаменов», в том числе сочинений, но все это требует обсуждения прежде всего в профессиональном сообществе.
Вообще мне очень не нравится, что вопросы, которые должно решать именно профессиональное сообщество, за него то Госдума решает, то президент — будь то хоть переход на зимнее время, хоть возвращение выпускного сочинения. Но это же не политические решения, а профессиональные. У нас как-то давно все забыли, что в стране есть профессионалы, которых надо спрашивать прежде, чем махать шашкой.
Коней на переправе не меняют. Дети в последние два года много готовятся к экзамену по русскому языку, и полностью изменить его форму или вбросить принципиально новый экзамен за два месяца перед выпуском — нечестно и некрасиво по отношению к детям. Перестроиться на ходу — очень трудно. Нельзя так подставлять выпускников. Если уж вводить какие-то новшества, то со следующего года, заранее объявив правила игры, а нынешним выпускникам дать возможность сдать те экзамены, к которым они готовились.
Ирина Лукьянова- писатель, журналист, учитель литературы