Форма входа
Комментарии к цитатам ГИА ОБЗ ФИПИ (41-60)
АВТОР: Учитель русского языка и литературы Наталья Георгиевна Харланова. Село Архиповское Будённовского райна Ставропольского края
Цитаты |
Материалы к сочинению |
Как подобрать аргументы |
||||||||||
1. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». М. Н. Кожина |
Читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Роль языка в создании и выражении художественного образа трудно переоценить. Речевая ткань - это специфическое свойство именно художественной речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани художественного произведения, благодаря которой слово-понятие "переводится" в слово-образ (художественный) , становится выражением индивидуально-неповторимых, как бы видимых внутренним зрением, целостных художественных образов, пропущенных через эстетическую оценку писателя.
|
Особую роль играют в создании образов изобразительно-выразительные средства языка, поэтому, подбирая аргументы к данной цитате, постарайтесь найти самые яркие выразительные средства языка. Здесь вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1( лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.) |
||||||||||
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Л. В. Успенский |
Приступая к написанию сочинения, вспомните значение понятий! Лексика и грамматика – важнейшие разделы науки о языке, определяющие его структуру, ведь лексика называет предметы, явления, признаки, действия и т.д., помогает образному мышлению с помощью тропов, а грамматика изучает словообразование, морфологию и синтаксис. Без грамматики невозможна речь, именно с помощью грамматических правил мы связываем слова в словосочетания, предложения, тексты. Давайте представим, если бы вместо словосочетаний и предложений люди просто использовали набор слов, не склоняя, не спрягая слова, не используя предлогов и союзов. Никто бы не понимал друг друга, языка бы не существовало. Без грамматики из слов нельзя было бы составить предложение. А чувства, мысли, любую информацию мы можем передать только предложениями - они как маленькие кирпичики, из которых строится здание нашей речи. Применив для построения предложения неверные правила, мы можем исказить смысл. Вот почему знание грамматики так важно
|
Подбирая аргументы к данной цитате, найдите предложения, интересные с точки зрения лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса (возможно, не все указанные разделы будут отражены в вашем аргументе, но попытайтесь найти хотя два из них) |
||||||||||
3. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» М. Е. Салтыков - Щедрин |
Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Правила построения предложений и словосочетаний изучаются в синтаксисе, который, наряду со словообразованием и морфологией, является составной частью грамматики. По законам грамматики мы строим предложения. Именно они являются средством выражения мысли. Нам порой необходимо выразить мысль в форме вопроса, утверждения или побуждения. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. В письменной речи такие мыслительные процессы обозначают знаками завершения предложений, вопросительным, восклицательным знаками или точкой. А выделить внутри суждения-предложения какую-то часть помогают знаки выделения и разделения. Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь. Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные. К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящий в его состав. Выбор выделительных разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
|
При выборе аргументов к этой цитате, я бы посоветовала найти интересно оформленные с точки зрения пунктуации предложения, например, побудительные или вопросительные предложения, предложения с двойными знаками завершения (?!) или многоточием. Можно найти предложения с вводными словами и обращениями, определить их синтаксическую роль, способ оформления выделительными знаками. Интересно понаблюдать за смысловыми отношениями в сложноподчинённых или бессоюзных предложениях и тем, как эти отношения оформлены пунктуационно. |
||||||||||
4. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Из Литературной энциклопедии |
Для создания образа литературного героя наряду с другими приёмами используется речевая характеристика. Характеристика речевая — раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором. Речь действующего лица эпического произведения» драмы или лирического героя в поэзии не представляет собой непосредственного и буквального воспроизведения автором языка тех или иных лиц в самой жизни. Писатель стремится к тому, чтобы подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров, позволили бы читателю составить представление об их культуре, социальной среде, психологии и т. д. Это достигается при помощи тщательного выбора автором лексических и интонационно-синтаксических форм речи, придающих ей индивидуальное своеобразие, а также путём описания автором самой манеры речи действующих лиц и т. п. Всё это создаёт речевую характеристику, анализ которой весьма важен для понимания индивидуальных и типических особенностей речи действующих лиц. |
В начале сочинения можно вспомнить понятие речевая характеристика героев. Если в тексте есть диалог, понаблюдайте за репликами отдельных персонажей, над тем, о чём они говорят, какие слова используют, как строят свою речь. Бывает, что диалогов нет, тогда анализируйте речь автора (рассказчика). |
||||||||||
5. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Б. В. Шергин |
В устной речи мысли, чувства мы формулируем фразами, на письме оформляем их в предложения. Устная фраза в диалоге всегда несколько иная, чем в письменной речи. Когда автор использует диалог, то, передавая реплики его участников, старается выбрать наиболее подходящие в передаче устной речи синтаксические конструкции, использует неполные предложения , короткие фразы, предложения с многоточиями как знаками незавершённости речи (умолчание). Синтаксические и пунктуационные особенности текста при преобразовании устной речи в письменную
|
Мне кажется, что в сочинении по этой цитате лучше всего понаблюдать за тем, как автор предаёт на письме устную речь участников диалогов, обратить внимание на использование коротких и неполных предложений, на то, как в репликах передаются высказывания других людей (предложения с косвенной речью). |
||||||||||
6. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Г. Я. Солганик |
Писатель отражает мир не прямо, а через творимую им образную систему произведения, которую не без основания называют художественной моделью мира. По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств язык художественной литературы стоит значительно выше всех других стилевых разновидностей литературного языка, являясь наиболее полным и совершенным его выражением. Особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Материал для наблюдения: • Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи); • прямое и переносное значения слова в художественном тексте, тропы и фигуры речи; • гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись; • богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно- ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др. |
Попробуйте вначале вспомнить, что такое образность, какими средствами она создаётся. Подбирая аргументы к данной цитате, постарайтесь найти самые яркие выразительные средства языка. Здесь вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1 лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.) |
||||||||||
7. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Б. Н. Головин |
Вспомните основные единицы языка. Основные единицы языка. Язык – это система, а всякая система состоит из отдельных элементов связанных между собой. Язык состоит из «единиц языка». Фонема – это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут. Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более сов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений. Мельчайшие единицы языка складываются в более крупные, но единицы языка отличаются друг от друга не только размерами. Главное их отличие не количественное, а качественное (различие в их функции, назначении). Каждая единица языка занимает свое место в системе и выполняет определенную функцию. |
Для выражения мыслей и чувств используют наиболее крупные единицы языка: слова, предложение и текст, поэтому, я полагаю, здесь в качестве аргументов следует рассмотреть, как проводится главная тема во всем тексте и в самых интересных с точки зрения лексики(если возможно, то и фразеологии) и синтаксиса предложениях. |
||||||||||
8. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер” » С. И. Львова |
Большую роль в письменной речи имеют знаки препинания. У каждого из них своя роль. Нам нужно показать завершённость предложения, но при этом возникает необходимость задать вопрос, выразить какое-то чувство, изобразить, что не всё ещё сказано. На помощь приходят знаки завершения: точка, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие. Удивление, произнесённое с вопросительной интонацией, мы обозначим ?! А выделить внутри суждения-предложения какую-то часть помогают знаки выделения и разделения. Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь. Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные. К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящий в его состав. |
В качестве аргументов найдите, если это возможно, необычно использованные знаки препинания (например, завершающие ?!, многоточие в конце или в середине предложения как знак незавершённости мысли или приглашения подумать вместе, тире вместо запятых при обособлении). Если таких предложений нет, можно найти предложения с вводными словами и обращениями, определить их синтаксическую роль, способ оформления выделительными знаками. Интересно понаблюдать за смысловыми отношениями в сложноподчинённых или бессоюзных предложениях и тем, как эти отношения оформлены пунктуационно. |
||||||||||
9. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» Поль Рикёр |
Человеку дано такое мощное средство общения , как язык. С его помощью мы делимся друг с другом мыслями, впечатлениями, эмоциями. Не случайно французский философ Поль Рикёр сказал: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Для человека важен не только факт общения как таковой, а то, в какую форму облачены чувства и эмоции. В этом случае ценно как богатство слов конкретного языка, разнообразие его синонимов, эпитетов, которые зачастую позволяют передать все мельчайшие оттенки чувства, так и лексикон конкретного человека, умение его пользоваться синтаксисом и пунктуацией.
|
Если текст монологичен, наблюдайте речь одного человека, автора или повествователя. Если есть диалоги, постарайтесь увидеть через речевую характеристику образ героя. Здесь лучше всего найти примеры использования изобразительно-выразительных средств речи. И снова вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1 лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.) |
||||||||||
10«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». И. Н. Горелов |
Удивителен русский язык! У одного и того же слова может быть несколько значений, это явление в языкознании называется полисемией, или многозначностью. Многозначность слова обычно реализуется в речи: контекст (т. е. законченный в смысловом отношении отрезок речи) проясняет одно из конкретных значений многозначного слова. Слова могут употребляться в прямом и переносном значении, употребление слов в переносном значении лежит в основе употребления тропов ( метафор, эпитетов и пр.) . При анализе слов И. Н. Горелова желательно найти в тексте многозначные слова, посмотреть в каком значении они употреблены, в создании какого тропа участвуют. |
Постарайтесь найти в анализируемом тексте многозначные слова и пронаблюдать, в каком значении они употреблены, какой троп образован на основе переносного значения слова, ибо, как известно, тропы строятся на переносном значении слов ( найдите эпитеты, метафора, олицетворения). |
||||||||||
11. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова |
В художественном тексте писатель стремится показать мир своими глазами, мы многое можем узнать о нём: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. |
Подбирая аргументы к этой цитате, постарайтесь найти самые яркие избразительно-выразительные средства: тропы (эпитеты, метафоры, сравнения) и фигуры речи, синтаксические и лексические средства и пр. |
||||||||||
12. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А.Зеленецкий |
Эпитет – образное определение, которое выражается обычно именем прилагательным в переносном значении, может быть выражено причастием, наречием, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон, жарко целовать. Роль эпитетов разнообразна: они усиливают выразительность, образность, яркость языка, выделяют характерную черту или качество предмета, явления, создают живое представление о предмете, вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское отношение к изображаемому, раскрывают внутреннее состояние героя. Зеленецкий обращает внимание на основную функцию эпитетов: усиление образности. |
В качестве аргументов найдите эпитеты, которые помогают «увидеть» особенности героя или предмета, к которому относится образное определение, например, «с плачущей интонацией», «добропорядочные, примерные дети», «непримиримая злость». |
||||||||||
13. «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». И. А. Гончаров |
Гончаров отмечает особенности языка: он размышляет о говоре, речи, подчеркивая функцию языка как средства общения (говор в одном из словарей трактуется так: «звучание устной речи, разговора», речь – «способность пользоваться языком слов».) Но эта функция, по его мнению, не единственная: язык отражает внутренний мир человека, его ум, отношение к окружающей действительности. Можно вспомнить знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
|
При выборе аргументов уместнее всего найти в диалогах те фразы, которые показывают характер говорящего, его ум, возможно, это будут предложения, в которых есть слова с экспрессивной окраской, книжные или разговорные, просторечные слова, уместно использованные фразеологизмы. Можно обратить внимание на синтаксис предложений, правильность речи участников диалога. |
||||||||||
14. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». А. И. Горшков |
Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.Выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы и риторические фигуры. Цель этих языковых средств – сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся. |
Подбирая аргументы к данной цитате, постарайтесь найти самые яркие выразительные средства языка. Здесь вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1 лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.) |
||||||||||
15«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». К. А. Федин |
Понятие «точность слова» связано с понятием «точность речи». Точность речи (достоверность) -это строгое соответствие выбора слов в речи тем предметам и явлениям действительности, которые они обозначают. За каждым словом история языка закрепила особое значение или несколько значений. Точной можно назвать такую речь, в которой употребление слов вполне соответствует их языковым значениям. Неточность речи может возникнуть вследствие плохого знания языка или плохого знания предмета. Неточность словоупотребления в одних случаях связана с непониманием значения слова, в других – с неудачным выбором синонима (близкого по значению слова), в третьих – со смешением близких по звучанию слов и т.п. В данном высказывании К. Федин обращает внимание на то, что выбор слова зависит и от требований стиля, вкуса, и, в большей степени, от смысла, то есть слова должны не только соответствовать своим значениям, но они должны быть отобраны в зависимости от той задачи, которую ставит перед собой автор. Если ему нужно рассказать о каком-то незначительном явлении, выбор слов один, лексика может включать и разговорные слова, и просторечие, и жаргон. Если задача писателя поведать о важных нравственных явлениях, то автор чаще применяет слова книжные, высокого стиля. Иногда происходит смешение слов разной стилистической окраски, это оправдано, если соответствует задачам писателя. Смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. |
При подборе аргументов к сочинению по этой цитате попробуйте найти синонимы и докажите, что употребление именно этого слова из ряда синонимов оправдано. Если есть омонимы или паронимы, отметьте их и их роль в тексте. Найдите слова разных стилей , посмотри, какой авторской задаче они подчинены. |
||||||||||
16. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис» А. А. Реформатский |
Главная функция языка – функция общения. У нас возникает необходимость в устной или письменной форме поделиться друг с другом мыслями, чувствами, переживаниями. Их мы облекаем в предложения, а предложения оформляем в текст. Синтаксис изучает эти языковые единицы. Значит, синтаксис позволяет языку «выполнять его главную роль – функцию общения».
|
Для аргументации суждения Реформатского можно провести анализ текста как единицы синтаксиса, рассмотреть, какова его тематика и как передаётся информация читателю. Затем найти предложения, которые могут служить иллюстрацией общения: вопросительные, побудительные, повествовательные. Можно обратиться к восклицательным или неполным предложениям, они помогают передать чувства. Интересен будет анализ смысловых отношений в сложноподчинённых и бессоюзных предложениях, смысловое выделение обособленных членов или вводных слов и предложений, обращений. |
||||||||||
17. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Л. В. Успенский |
Грамматика- раздел науки о языке, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис. Любая мысль оформляется в предложение, но если не знать законов, по которым слова соединяются в предложении, не уметь склонять существительные, прилагательные, причастия, местоимения, числительные, не знать, как спрягать глаголы, не пользоваться служебными частями речи, то получится не предложение,а набор слов. Знание синтаксиса помогает нам выразить просьбы, побуждения, задать вопросы, выразить чувства.
|
Подбирая аргументы из текста, проанализируйте по-особому построенные предложения с точки зрения морфемики, морфологии и синтаксиса. |
||||||||||
18.«Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». В. Г. Короленко |
С помощью языка мы не просто общаемся, мы передаём друг другу мысли, наблюдения, он позволяет нам передать наши чувства, переживания. Чтобы сделать это как можно убедительнее, передать «самые тонкие ощущения и оттенки мыслей», мы прибегаем средствам выразительности речи. В художественном произведении писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Материал для наблюдения: • Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи); • прямое и переносное значения слова в художественном тексте, тропы и фигуры речи; • гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись; • богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно- ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др. |
Подбирая аргументы к данной цитате, постарайтесь найти самые яркие выразительные средства языка. Здесь вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1 лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.) |
||||||||||
19. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Н. С. Валгина |
Основное назначение абзаца – расчленение текста с целью выделения его компонентов, это облегчает восприятие сообщения, так как дает некоторую «передышку» при чтении, а также расставляет акценты. Текст, не расчлененный на абзацы, воспринимается с трудом; сила его воздействия на читающего падает. Затрудненность чтения приводит к потере интереса и притуплению внимания. Абзацное членение преследует одну общую цель – выделение значимых частей текста. Однако выделяться части текста могут с разными конкретными целевыми установками в зависимости от стиля речи. Например, в научной речи деление на абзацы подчинено логическому следованию за развёртыванием мысли, оно строго выявляет микротомы. В художественных текстах автор порой делит текст на абзацы в зависимости от своих задач. Иногда такое деление кажется нелогичным, но если автору важна какая-то мысль, какое-то описание, он вправе использовать красную строку. Функция абзаца приобретает эмоционально-экспрессивный характер.
|
Подбирая аргументы, постарайся найти необычно выделенный абзац, проанализируй деление текста на абзацы с точки зрения развития основной мысли автора, особого эмоционального воздействия именно этой части текста на читателя. |
||||||||||
20. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» Л. В. Успенский |
Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.
|
Выбор аргументов широк: можно проанализировать предложения, в которых есть слова, несущие особый эмоциональный заряд, изобразительные средства, можно одновременно проследить за тем, как средствами синтаксиса решаются задачи более эмоционального воздействия на читателя. |
АВТОР: Учитель русского языка и литературы Наталья Георгиевна Харланова. Село Архиповское Будённовского райна Ставропольского края