Форма входа
Как характеризуют человека его нравственные ценности? (По тексту А.Г.Алексина.)
Отвечая на этот вопрос, писатель А. Г. Алексин рассказывает о мальчиках Сеньке и Ване, которые имеют противоположные нравственные ценности. Сеня – завистливый, не ценящий помощи других людей, а Ваня – добрый, умеющий откликаться на чужую беду. Именно Белов поступил как настоящий друг, когда пришёл в учительскую и сказал, что это он вытащил тетради с диктантами. Этот поступок и характеризует его как нравственного человека, понимающего, что такое добро и зло. Чего не скажешь о Сене Голубкине, который вместо слов благодарности ещё больше возненавидел Ваню.
В произведении А. Г. Алексина «Поздний ребенок» повествуется об очень сильной любви и заботе родителей к ребёнку: они не ругают его ни за тройки, ни за драку, а, наоборот, хвалят. Благодаря этим самым лучшим человеческим качествам, мальчик вырос очень хорошим человеком, думающим не только о себе, но и о других. Это ли не нравственно-сильная личность?
Таким образом, моральные ценности – это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. На мой взгляд, они характеризуют человека как благородную личность, добрую, искреннюю, любящую окружающих людей, бережно относящуюся к природе.
Вика
Текст
(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: «Ясно... (5)Решил отдохнуть!» (6)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(7)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям сами по себе. (8)Только за его счёт. (9)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...
(10)Трудно было отыскать людей, более непохожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (11) В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (12)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (13)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню. (14) Тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.
(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:
– Как пишется «в течение»? (17)Слитно или раздельно?
(18)Ему отвечали.
– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?
(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:
– Ну, коне-е-чно! (23) Сам написа-ал!
(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире...
(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:
– Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь делать? (27)На второй год оставаться?
– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, случилось непредвиденное. (34)Появился Ваня Белов и сказал:
– Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:
– Ну что... (42)Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным?
– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?
(По А.Г. Алексину*)
* Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.