Форма входа
Сочинение на ГИА 2013 года по тексту И.Г.Милославского
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Игоря
Григорьевича Милославского: «Грамматика занимается не только тем, что
связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде
всего для выражения смысла».
«Грамматика занимается не только тем, что связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде всего для выражения смысла»,- так считает лингвист И.Г.Милославский. Попробую раскрыть смысл высказывания на примере текста Ю.М.Нагибина.
Так, в предложении 19 автор вводит устойчивое сочетание слов «что было мочи заорал» для того, чтобы придать речи особую выразительность и подчеркнуть огромное желание героя показать ребятам «чудеса в решете» - эхо. А в назывном восклицательном предложении 22 Ю. Нагибин использует не стилистически нейтральное слово, а просторечное «трепач», которое пренебрежительно было брошено в адрес героя. Умело подобранное слово в восклицательном предложении придаёт речи особую экспрессию, усиливает напряжённость.
Таким образом, я могу сделать вывод, что грамматика связывает между собой слова и предложения, которые в тексте выражают определённую мысль.
Татьяна А.
Текст
(1)Мою новую знакомую звали мальчишеским именем Витька, и она
коллекционировала эхо.
– (2)Слушай, а чего ты с ней водишься? – спросили как-то ребята. (3)Они не
первый год отдыхали в приморском санатории, считали себя старожилами и не
допускали чужаков в свою ватагу.
– (4)С ней интересно, она эхо собирает. (5)Хотите, покажу? – я тут же выложил все
Витькины секреты.
– (6)Вот это да! – с восхищением сказал Игорь. – (7)Третье лето тут живу, а ничего
подобного не слыхал! (8)Решено, завтра поведёшь нас туда!..
(9)И вот снова вьётся под ногой теперь уже знакомая тропа, а посреди неё,
перекатывая гальку, бежит мутный жёлтый ручеек. (10)Орешник пахнет уже не
медово-сладким духом, а сыростью палой листвы и размытой земли, в которой
перетлевает что-то, источая уксусно-винный запах.
(11)Из облачной мути вновь выдвинулась скала Чёртов палец и преградила нам
дорогу.
– (12)Ну, подавай свои чудеса в решете, – без улыбки сказал Игорь.
– (13)Слушайте! – произнёс я торжественно, чувствуя, как знакомо холодеет
спина, сложил ладони рупором и закричал:
– (14)Ого-го!..
(15)В ответ – тишина, ни зловеще-вкрадчивого шёпота, ни хохочущего всплеска
с моря, ни жалобы в выси.
– (16)Ого-го! – крикнул я ещё раз, подступив справа, ближе к скале, и все ребята
вразнобой подхватили мой возглас.
(17)Скала молчала. (18)Мы кричали ещё и ещё – и хоть бы малейший отзвук!
(19) Тогда я кинулся к пропасти – ребята за мной – и что есть мочи заорал
в клубящуюся глубь. (20)Но скала-великан не отозвалась.
(21)Ребята стояли передо мной, молчаливые и суровые; потом Игорь разжал губы,
чтобы сказать одно только слово:
– (22)Трепач!
(23)И, круто повернувшись, он пошёл прочь, увлекая за собой всю ватагу.
(24) Я плёлся позади, тщетно пытаясь понять, что же произошло. (25)Неужто горы
отзываются только на Витькин голос? (26)Но когда мы были с ней вместе, горы
послушно откликались и мне. (27)Может, она впрямь владеет ключом, позволяющим
ей запирать в каменных пещерах голоса?..
(28)Наступили печальные дни. (29)Витьку я потерял, и даже мама осудила меня.
(30)Когда я рассказал ей загадочную историю с эхом, мама смерила меня долгим,
чуждым, изучающим взглядом и сказала невесело, что горы отзываются только
чистым и честным.
(31)Однажды я бродил по саду, подбирая палые, с мягкой гнильцой абрикосы,
когда кто-то окликнул меня. (32)Это была Витька.
– (33)Слушай, мы уезжаем, – сказала она. – (34)Я хочу оставить тебе свою
коллекцию эха. (35)Мне она всё равно ни к чему, а ты покажешь ребятам
и помиришься с ними.
– (36)Никому я не покажу! —горячо воскликнул я.
– (37)Как хочешь, но пусть она останется у тебя. (38)Ты догадался, почему у вас
с мальчишками ничего не вышло, почему ничего не услышали?
– (39)Нет…
– (40)Понимаешь, самое главное, это с какого места кричать.
(41)Витька доверительно понизила голос.
– (42)Надо кричать у Чёртова пальца, только со стороны моря, а ты, наверное,
кричал с другой стороны, там никакого эха нет. (43)В пропасти надо свеситься вниз
и кричать прямо в стенку. (44)Помнишь, я тогда тебе голову нагнула?..
(45)У калитки стояла моя мама.
– (46)Ах, какая чудесная девчонка! (47)Этот вздёрнутый нос, пепельные волосы,
удивительные глаза, точёная фигурка…
(48)Я несколько секунд смотрел на неё, потом сорвался и кинулся к автобусной
станции.
– (49)Слушай, Витька, – быстро заговорил я, – мама сказала, что ты красивая! –
(50)Автобус прибавил скорость, я побежал. – (51)Правда же, Витька!..
(52)Витька только улыбнулась своим большим ртом, радостно, доверчиво,
преданно, открыв в этой большой улыбке всю свою хорошую душу, и тут я своими
глазами увидел, что Витька, и верно, самая красивая девчонка на свете.
(По Ю.М. Нагибину)*
*Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель.