Форма входа

Методические рекомендации для решения демонстрационного варианта КИМ ОГЭ-2020 по русскому языку.

 Часть 2

За верное выполнение каждого задания части 2 экзаменационной работы экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение тестовой части, – 7 баллов.

 

 

Задание 2. Синтаксический  анализ

 Формулировка задания

 Прочитайте текст.

 

 

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете   уже существовала,  имелись  атмосфера  и гидросфера.  (5)А вот близкиенаши «родственники», другие планеты земной    группы, Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они  безжизненны.

 

 

 

 

 

       Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей  сложного  предложения текста. Запишите номера  ответов.

      1)      появление стало (предложение1)

2)      проблема возникновения жизни (предложение  2)

3)      следы жизни обнаружены (предложение  3)

4)      имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение  4)

5)      они безжизненны (предложение5)

 Описание содержания задания

 Необходимо найти грамматические основы в указанных предложениях или в одной из частей  сложного  предложения и выявить их соответствие / несоответствие вариантам ответов.

Для успешного решения этой задачи нужно знать

основные типы предложений,

что такое подлежащее и сказуемое и основные типы подлежащих и сказуемых,

какими частями речи главные члены предложения могут выражаться.

Правильных ответов может быть от 2 до 4.

 Образец рассуждения

Читаем предложение 1. Выделяем во второй придаточной части грамматическую основу с составным именным сказуемым «появление стало вершиной», что не соответствует  варианту 1.

Читаем предложение 2. Выделяем в нём грамматическую основу «проблема не решена», что не  соответствует  варианту 2.

Читаем предложение 3. Выделяем в главной части грамматическую основу «следы обнаружены», что не соответствует варианту 3.

Читаем предложение 4. Выделяем в нём грамматическую основу «имелись атмосфера (и) гидросфера», что соответствует варианту 4. Его номер записываем в ответную строку.

Читаем предложение 5. Выделяем во второй главной части грамматическую основу «они безжизненны», что соответствует варианту 5. Его номер записываем в ответную строку.

 Ответ: 45

 

 Задание 3. Пунктуационный анализ 

 Формулировка задания

 Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять  запятые.

 

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли  с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)  написавший 13 томов «Начал» геометрии  (6)  астроном  Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг  Солнца.

 

Описание содержания задания

 

В задании предлагается предложение, в котором цифрами обозначены места возможной постановки знаков препинания. Для решения необходимо опираться прежде всего на знание пунктуационных правил. Чтобы выбрать правильный ответ, нужно

уметь проводить синтаксический анализ предложения,

распознавать осложняющие синтаксические элементы,

знать опознавательные признаки пунктограмм,

знать условия выбора знаков препинания.

 

ВАЖНО!

В вариантах этого задания могут встретиться следующие знаки препинания:

запятые,

двоеточия,

тире,

кавычки.

 

ВАЖНО!

В вариантах этого задания могут встретиться предложения со следующими проверяемыми элементами:

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не   связанными с  членами предложения

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Тире в простом и сложном предложениях

Двоеточие в простом и сложном предложениях

 

Образец рассуждения

 

Читаем предложение. Начинаем последовательно анализировать строение предложения, выделяя грамматические основы и выявляя наличие или отсутствие различных синтаксических характеристик.

Цифра 1 обозначает запятую, которая разделяет главную и придаточную часть СПП, присоединяемую союзным словом «которых».

Цифра 2 стоит на месте, не требующем запятой. Эту цифру мы выписывать не будем.

Цифра 3 обозначает запятую, которая открывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Цифра 4 обозначает запятую, которая закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и одновременно разделяет однородные подлежащие, не связанные союзами.

Цифра 5 обозначает запятую, которая открывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Цифра 6 обозначает запятую, которая закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и одновременно разделяет однородные подлежащие, не связанные союзами.

Цифра 7 обозначает запятую, которая открывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Цифра 8 обозначает запятую, которая разделяет главную и придаточную часть СПП, присоединяемую союзом «что».

Цифра 9 обозначает запятую, которая открывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

 

Ответ: 13456789

 

 

Задание 4. Синтаксический   анализ

 

Формулировка задания

 

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

Описание содержания задания

 

Необходимо заменить указанное в задании словосочетание синонимичным, то есть имеющим такое же значение, но только с другим типом синтаксической связи.

Для успешного решения этой задачи нужно

уметь определять главное и зависимое слово в словосочетании,

уметь определять, какими частями речи они выражены,

знать основные типы словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

 

ВАЖНО!

В вариантах этого задания могут встретиться следующие виды замены:

согласование → управление   

управление → согласование

управление → примыкание   

примыкание → управление

согласование → примыкание

примыкание → согласование

Образец рассуждения

 

В предложенном словосочетании находим главное слово «цель» (от которого задаётся вопрос чего?) и зависимое «жизни» (к которому задаётся вопрос от главного). Главное слово оставляем без изменения, а зависимое меняем на однокоренное прилагательное (какая?) в соответствии с требованием речевой задачи. Место зависимого слова по отношению к главному необходимо изменить.

 

Ответ: жизненнаяцель

 

Задание 5. Орфографический анализ

 

Формулировка задания

 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих  ответов.

 

1)      РАСЦЕНИВАТЬ на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква  С.

2)      ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой  форме  имени  прилагательного пишется столько же Н, сколько и в  полной  форме этогоприлагательного.

3)      РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся  гласной в корне слова зависит от его лексического  значения.

4)      (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5)      (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса-И.

 

Описание содержания задания

 

Задание сформулировано так, что для его решения необходимо опираться прежде всего на знание орфографических правил. Чтобы выбрать правильный ответ, нужно

уметь точно определять часть речи,

анализировать морфемное строение слова,

знать опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора.

Правильных ответов может быть от 2 до 4.

 

ВАЖНО!

В вариантах этого задания могут встретиться слова со следующими проверяемыми элементами:

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

Употребление Ь и Ъ

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание падежных и родовых окончаний

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание НЕ и НИ

Правописание служебных слов

Правописание словарных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Образец рассуждения

 

В 1 варианте дано верное объяснение написания выделенного слова: на конце приставки РАС- перед буквой Ц, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. Его номер записываем в ответную строку.

Во 2 варианте дано неверное объяснение написания выделенного слова, т.к. перед нами краткое страдательное причастие прошедшего времени.

В 3 варианте дано неверное объяснение написания выделенного слова, т.к. написание безударной чередующейся  гласной в корне -СТЕЛ-/-СТИЛ- зависит от наличия последующего суффикса -А-.

В 4 варианте дано неверное объяснение написания выделенного слова, т.к. слово ЗАДАЧА является именем существительным 1-го склонения.

В 5 варианте дано верное объяснение написания выделенного слова: наречие ПО-АНГЛИЙСКИ образовано от основы имени прилагательного АНГЛИЙСКИЙ при помощи приставки ПО- и суффикса-И. Его номер записываем в ответную строку.

 

Ответ: 15

 

Прочтите текст и выполните задания  6–9.

 

(1)На маленькой пристани уже набился  народ.

- (2)Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные  волосы.

      (7)Матвей Капитоныч,здравствуй!

      (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.

- (11)Эй!    покрикивал  он.    (12)Садись  с  левого  борта.  (13)А  ты,   с котелком, – туда… (14)Тихо… (15)Без  паники.

(16)Не успел наш  ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось  то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по  реке.

  (21)Мотенька, чтоэто?

  (22)Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23)Ничего особенного.(24)Зенитки.

(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу – было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? – подумал я. – (32)Неужто  не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться,  спрятаться  под  скамейку?..  (33)А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34)Не понимает, что такоесмерть».

(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров,  отняли  у  меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины  я  беседовал  с  командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный  дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.

  (38)Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколкомубило.

  (43)Как перевозчика? – сказал я. – (44)Где? (45)Какого?

  (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на  перевозе.

  (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказаля.

             -(50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика,которыйпогиб.

            (52)Я отчётливо представил во всех подробностях, какэтослучилось.(53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодкеиработаеттеми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Какже онможет? – подумал я. – (55)Как может этот маленький человек  держать  врукахэтистрашныевёсла?(56)Какможетонспокойносидетьнаскамейке,на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалосьбы,онна всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом икэтойзаклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрнойневской  воде.(58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать егоихолодитьжестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь онулыбался.(60)Выподумайте  только    он  улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».

                                                                                                                                           (По Л. Пантелееву*)

 

* Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев, 1908–1987) – русский советский писатель, журналист.

 

 

Задание 6. Анализ содержания текста

 

Формулировка задания

 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)      События, описанные в тексте, происходили на  Неве.

2)      Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.

3)      Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.

4)      Матвей Капитоныч – это сын погибшего  перевозчика.

5)      Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить весла и спрятаться,  и это все хорошо понимали.

 

Описание содержания задания

 

Задание направлено на проверку умения проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста. Предлагается 5 вариантов ответов, из которых правильными могут быть от 2 до 4.

Выполняя это задание, надо знать, что неправильные варианты ответа таят в себе ошибки трёх видов:

 - противоречие фактам (имена, даты, названия, количество, участники событий, место и время),

 - подмена главного второстепенным,

 - искажение концептуальной информации, т.е. скрытого в глубине текста смысла (главная мысль, позиция автора, его отношение к персонажам).

 

Образец рассуждения

 

Внимательно читаем вариант высказывания, находим в тексте необходимый фрагмент, соотносим утверждение с содержанием текста и определяем соответствие / несоответствие.

 

1) Утверждение соответствует содержанию текста, что подтверждается предложением 46.

2) Утверждение соответствует содержанию текста, что подтверждается предложениями 39-41.

3) Утверждение не соответствует содержанию текста, оно опровергается предложениями 24 и 60.

4) Утверждение соответствует содержанию текста, что подтверждается предложением 51.

5) Утверждение не соответствует содержанию текста, оно опровергается предложениями 29-30.

 

Ответ: 124

Задание 7. Анализ средств выразительности

 

Формулировка задания

 

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

 

1)   Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?

2)   И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его  отца.

3)   К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и  вниз.

4)   Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам,  и к чёрной невскойводе.

5)   Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитныхорудий.

 

Описание содержания задания

 

Необходимо найти указанное средство выразительности в примерах из текста.

Для того чтобы правильно выполнить это задание, рекомендуется выучить языковые средства выразительности (их определения и примеры).

Правильных вариантов  может быть от 2 до 4.

 

ВАЖНО!

В вариантах этого задания могут встретиться следующие средства выразительности:

Звукопись (новое на ОГЭ!)

Эпитет

Метафора, развёрнутая и скрытая метафоры

Гипербола

Олицетворение

Сравнение и сравнительный оборот

Фразеологизм

 

Образец рассуждения

 

Эпитет – это троп, яркое образное определение, которое служит для усиления художественной выразительности. В роли эпитета чаще всего выступает прилагательное в переносном значении.

 

Читаем примеры из текста.

В 1 варианте есть эпитет (прилагательное в переносном значении) «страшные (вёсла)».

Во 2 варианте нет эпитетов.

В 3 варианте нет эпитетов.

В 4 варианте есть эпитеты (прилагательные в переносном значении) «смертельным (ужасом)» и «заклятой (работе)».

В 5 варианте нет эпитетов.

 

Ответ: 14

 

 

Задание 8. Лексический анализ

 

Формулировка задания

 

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Напишите один из этих синонимов.

 

Описание содержания задания

В задании востребовано умение проводить лексический анализ слова в контексте:

       определять

лексическое значение слова и фразеологизма,

значения многозначного слова,

стилистическую окраску слова (нейтральное, книжное, разговорное,  просторечное),

сферу употребления слова (общеупотребительное, профессиональное, диалектное);

       подбирать синонимы, антонимы.

 

Образец рассуждения

 

Синонимами называются слова, выражающие одно и то же понятие, тождественное или близкое по значению, которые отличаются оттенками значения, или стилистической окраской, или сферой употребления.

 

В тексте наряду со словом «ялик» встречаются его синонимы «лодка» (предложения 4 и 8), «шлюпка» (предложение 27)  и «судно» (предложение 30).

Любой из них вписываем в ответную строку.

 

Ответ: судно <или> лодка <или> шлюпка

 

Материалы подготовлены Беспаловой Т.В.

 

Поделись с другом в социальной сети

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Tuesday the 22nd. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: [email protected]