Форма входа
Сочинение по литературе "Кого поддерживает автор романа "Отцы и дети": "отцов" или "детей"?
В романе " Отцы и дети" Тургенев в художественной форме изобразил столкновение двух противостоящих друг другу исторических сил : либеральных дворян и нигилистов-разночинцев. Трагичность пафоса противодействия усугубляется тем фактом , что обе идеологические группы принадлежат к разным поколениям . Своими идейными разногласиями и полярными представлениями о незыблемых ценностях ( искусство, природа, красота) они рискуют разорвать многовековую связь в преемственности культуры и традиций. Безусловно, Тургенев видел огромную опасность в такой разобщенности. Так, кто же победит в идейной «схватке»? Какому поколению более симпатизирует автор? Ответ мы найдем при анализе жизненного пути главных героев романа.
Автор сам признается : "Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства ... Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною ,чтобы доказать их несостоятельность".
Николай Петрович и Павел Петрович являются носителями дворянской культуры в романе. Как в их образах воплотились лучшие черты и почему герои всё же «несостоятельны»?
Отец Аркадия - глубоко мягкая, чувствительная и поэтичная личность , но у него нет хозяйственной , практической цепкости , по словам Павла Петровича, «брат не довольно практичен, его обманывают". Эта неспособность к действию оттеняет превосходство Базарова с его потребностью к труду и "кипучей" страстью к научной деятельности. Но зато Николай Петрович испытывает настоящий восторг и умиление при встрече с сыном, рассуждает об их совместной деревенской жизни и всеми силами пытается достичь абсолютного взаимопонимания с Аркадием ( даже пытался в своё время контактировать с молодежью, перестроил хозяйство на фермерский лад). Вся его сентиментальность, мягкотелость, любовь к поэзии и прекрасному во всей красе раскрывается в эпизоде описания вечернего пейзажа, который несет психологическую функцию. Летний вечер в акварельных тонах рождает в нем печаль, тревогу ,он восклицает : "Как можно не сочувствовать художеству, природе?» Это свидетельствует о его глубоко рефлектирующей и возвышенной натуре.
Противопоставленный брату, Павел Петрович представлен автором с оттенком иронии, он ещё более далек от авторского идеала. Его образ создается, в первую очередь, с помощью детального описания портрета, наряда , необыкновенно точно продуманного (утренний , в английском вкусе, костюм, феска, пестрая рубашка). Даже Базаров не выдерживает такого блеска щегольства и комично высказывается :" Ногти - то, ногти, хоть на выставку посылай!" Если говорить о внутренних качествах этого персонажа, то можно выделить безукоризненную честность, порядочность, высокую культуру и благородство, но все эти достоинства являются скорее внешними эстетическими атрибутами дворянского величия, статуса. В отличие от брата и Базарова, в Павле Петровиче нет активного начала, это человек, который нашел смысл жизни в самолюбовании, в собственной утонченности. В спорах с Базаровым по поводу развития России он, конечно , выходит побежденным. Автором справедливо замечаются его тенденция "сидеть сложа руки " и дворянская изнеженность. Такие люди вряд ли являются представителями передового класса России.
Что же молодое поколение? Нигилизм Базарова пропитан разрушительной силой и дышит сухим материализмом. Он бросает вызов незыблемым ценностям духа и естественным основам жизни. Такой накал, максимализм оказывается невероятно шатким в реальном мире. Видимо, не все сводится к обыкновенной физиологии и "ощущению". Что же до Аркадия? По мере развития его отношений с Евгением становится ясен их трагический разлад в миропонимании. Аркадий не может быть назван нигилистом : от его фраз веет "романтизмом, философией". Он, как и отец, глубоко лиричен и любит восхищаться хрупкой красотой природы. Объяснение Аркадия с Катей завершает линию его духовных исканий и самоопределения, делает неизбежным его прощание с Базаровым.
Но что мы знаем наверняка, так это то, что Базаров трагически погиб, так и не познав личного счастья . Его философское течение сформировалось слишком рано, чтобы коренным образом изменить действительность, да и возможно ли это? Частичный ответ мы находим в последней фразе романа " о вечном примирении и о жизни бесконечной". Только присущие науке жизни постулаты любви , единения и примирения служат ключами к счастью. Именно такой светлый финал был приготовлен кирсановскому большому семейству.
Итак, кого же поддерживает автор романа: "отцов" или "детей"? Думаю, что он на стороне бесконечной жизни, которая выше всех хитроумных теорий. Тургенев отстаивает преемственность между поколениями людей, не случайно в названии романа слова «отцы» и «дети» скрепляет соединительный союз.
Лиза Рудая, ученица С.Н.Мищенко