Форма входа
КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые абитуриенты!
Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.
Русаков Сергей "Фокус с монеткой"
Цикл сказок «Странные Сказки Старика Рудакова»
Фокус с монеткой (добрая сказка)
Метро - замечательное место. Вот где можно спрятаться от людей и почувствовать себя по-настоящему одиноким, а значит, свободным. Одиночество - полезная вещь, необходимое условие для писателя. Особенно, если писать сказки, где требуется полет фантазии.
Зажав между коленями трость, сказочник достал из внутреннего кармана пальто блокнот с авторучкой и написал вверху чистого листа: “Сказка”. Идей о теме новой сказки еще не было, но они обычно приходили скоро.
В поисках ускользающих мыслей, сказочник обшаривал взглядом всё вокруг себя в надежде на подсказку. На сиденье напротив расположились женщина средних лет и мальчик лет шести.
• Мама! Мама!, - пытался обратить на себя внимание мамы сын.
Женщина отодвинулась от мальчика к окну между вагонами и смотрела через стекла в соседний вагон. Между ней и мальчиком образовалась пропасть размером в одно посадочное место. Малыш скользнул к маме и прижался к ней, но она недовольно повела плечом. Прозвучало невербальное “Отстань!”. Мальчик явно огорчился, но со стойкостью, свойственной только детям, смирился, потупив взор.
Этот потупленный взор и перехватил сказочник. Он стал невольным свидетелем трогательной драмы. Сердце старика сжалось от сострадания. Решив помочь малышу справиться с жестокостью сердца близкого человека, сказочник убрал блокнот с авторучкой обратно во внутренний карман пальто, а из бокового извлек медную десятирублевую монету.
В этот момент рядом с мальчиком опустилась на сиденье довольно крупная тетя, и новые страдания сжатого со сторон малыша, отразились на эмоционально искреннем личике.
Сказочник решил, что тетка не помешает представлению. Он взял монетку в левую руку, зажав ее между большим и указательным пальцами, поднятыми вверх. Мальчик смотрел на манипуляции старика во все свои огромные глаза. Тетка снисходительно улыбалась.
Сказочник прикрыл монетку сомкнутыми пальцами правой руки, сделав вид, что берет ее, сжал в кулак, перевернул вверх пальцами, выдержал паузу, а затем дунул на кулак и разжал его. Ладонь была пуста. Мальчик распахнул глаза еще шире.
Разумеется, монетка осталась в ладони левой руки - в этом весь фокус. Тетка выразительно посмотрела на мальчика - понял ли? В этом звучало обидное признание детской глупости.
Мальчик дотронулся до руки мамы и попытался заглянуть ей в лицо, но та снова не откликнулась и освободила свою руку из детской ручки. Вновь прозвучала неприятная невербальная реплика мамы.
Старик показал еще один фокус. На этот раз, он сделал вид, что берет правой рукой монетку с левой ладони. И снова монетки не оказалось в раскрытой правой руке.
Один только опешивший и восхищенный одновременно вид ребенка был бы веской причиной радовать мальчика все новыми и новыми фокусами, но тут еще и тетка с ее наставительной физиономией сведущих в тайнах бытия, и старик решился.
Он медленно раскрыл ладонь. На ней покоилась блестящая десятирублевая монета. Затем плавно стал опускать руку вниз. Монетка осталась висеть в воздухе, словно лежит на невидимом стекле.
Мальчик снова удивленно и восхищенно распахнул глаза. Реакция тетки превзошла детскую. Это было уже опасно, и старик обернулся назад, задрав голову вверх, словно стараясь разглядеть рекламную полоску под потолком вагона. Тетка прицепилась к движению взгляда сказочника и теперь сосредоточенно рассматривала рекламу. Старик же вернулся к висящей монетке.
Вот медный кругляшок покачнулся, еще раз, сделал полный оборот и стал вращаться, превратившись в маленький желтый шарик - как Солнышко. Мальчик растянул губы в улыбке. Тогда сказочник медленно двинул вращающуюся монетку в сторону мальчика и кивнул ему.
Догадавшись, малыш вытянул руку и подставил ладошку. Монетка перестала вращаться, успокоилась и мягко улеглась на детскую ладошку.
• Это мне?, - одними губами спросил мальчик.
Сказочник утвердительно кивнул, и детская ладонь закрылась, сжав в кулачке монетку.
• Вы не могли бы дать мне еще? - также, одними губами, прошептал мальчик.
Старик снова кивнул, а ребенок вновь удивленно вскинул брови и раскрыл ладонь. Теперь на ней стопкой лежали две монетки.
• Спасибо!, - прошептал мальчик и благодарно кивнул головой.
Заметив, что малыш как-то замялся, старик догадался:
• Еще?
На это мальчик кивнул слишком быстро, даже решительно… даже с надеждой. Теперь настало время задуматься старику. Ребенок задумал купить игрушку? Накопить на дорогую игрушку? А может, сделать подарок маме?
• Нужны деньги?, - спросил сказочник одними губами, стараясь сделать вопрос деликатным.
• Да, нужны, - и мальчик вздохнул. - Целых пять тысяч рублей!
Старик перевел взгляд на мать мальчика. Так и есть. Без колечка на правом безымянном. Глаз ее невозможно было разглядеть. Разве что, в оконном отражении. Потому картинка, увиденная сказочником, была нечеткой.
Кажется они едут в больницу. Старик уточнил.
• Едете в больницу?
Мальчик кивнул.
• У меня порок сердца. Врожденный!, - кажется ребенок не вполне понимает, что это значит.
Сказочник кивнул и вновь перевел взгляд на мать, продолжая разглядывать. Кажется, какие-то долги или неоплаченные счета.
• Маме нужно оплатить какие-нибудь счета?, - уточнил старик у мальчика.
• Да, - подтвердил тот. - Мама достала такие листочки из почтового ящика и заплакала.
Глазки ребенка мгновенно заблестели слезками.
• Вы не думайте!, - горячо зашептал малыш, - Мама очень добрая! Просто она сильно расстроилась. Сегодня в поликлинике мы должны получить направление на операцию. На сердце. Нужно дать пять тысяч рублей в конвертике…
Ребенок знает о таких взрослых вещах. Сказочник грустно покачал головой - как это все печально, когда жестокий и прагматичный мир накрывает своей холодной волной с самого детства…
Сказочник вдруг переменился в настроении и заговорщицки подмигнул мальчугану. Тот встрепенулся, будто кто-то невидимый прикоснулся к его щеке, вытирая дорожку от слез.
Старик показал глазами на сумку мамы малыша. Медная змейка замка поползла, открывая сумочку. Из ее недр показался, как будто выглядывая, уголок белого конверта. Мальчик снова распахнул глаза и догадался, что это за конверт, и что в нем - еще один подарок от странного доброго дедушки. Он потянул руку к конверту, но старик покачал головой - “Не трогай!”.
• Скажешь маме, что от бабушки!, - прошептал сказочник.
• Но бабушки уже…
• Тсс!, - приложил палец к губам старик. - Именно так и скажешь, если мама спросит.
Мальчик кивнул, доверяя старику.
На очередной станции метро сказочник вышел. Его наполняло хорошее настроение. Грудь его распирало от чувства молодого озорства. Сердце билось часто и сильно, как от подъема по лестнице.
Сегодня он не пойдет к врачу - такому же доброму старику, кардиологу, с которым можно поговорить о том, о сем, пока тот снимает электрокардиограмму со старого сердца. За доброту врача сказочник всегда оставлял на докторском столе конвертик с пятитысячной купюрой.
“Пятерка” пошла на доброе дело. В конце концов, впереди у малыша с пороком сердца целая жизнь, а он свою уже прожил. Уж лучше зайти… в “Макдональдс”.
Оставшихся денег хватило лишь на бумажный стаканчик кофе. Сердце, взбодренное кофеином, заколотилось еще сильнее. Даже дышать стало тяжелее. Сказочник вышел на воздух и присел на бульварную скамейку - отдышаться. Он так и остался сидеть. Напоследок в голову пришла мысль о теме сказки…
Если бы он снова попал в вагон метро с тем мальчиком, то увидел бы совсем другую картину - мама прижимает к себе своего сына, целует в его в макушку,по щекам ее сбегают слезы. Счастливые слезы.
Пожилая докторица с недоумением рассматривала конверт, оставленный на ее столе. Старый, советских времен конверт с картинкой. Седобородый старик, гусли на коленях и надпись: “Читайте сказки!”.
Сергей Александрович Русаков.
22 ноября 2016 года.
Москва. Кафе “Театральный подвальчик”.