Форма входа
КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые абитуриенты!
Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.
Дудка Людмила "Умочка"
Анечка, Анюта – именно так называл ее отец, который в долгожданной дочери, как говорится, души не чаял. Когда она была совсем крохотной, то есть до годика, он спешил к ее кроватке, если дочка плакала. Мог не выспаться, если она приболела и капризничала всю ночь. Говорил, что она очень похожа на него, что он будет всегда ею гордиться…
Анна помнит, как отец, такой гордый, счастливый, привел ее на школьную линейку, когда она пошла в первый класс. Он купил, пожалуй, самый большой и красивый букет – ну, по крайней мере, Анне тогда казалось, что букет был самым красивым и самым большим – она была тогда так счастлива, потому отец привел ее за руку в школу и два года подряд ходил на все родительские собрания, а жену не пускал в школу, говорил, что сына воспитывала она – теперь он будет воспитывать дочь. Анечка училась прилежно, в ее дневнике красовались пятерки. … Отец с гордостью говорил гостям:
- Моя доченька – красюшка и умочка!
Так все и было… до третьего класса. А потом… а потом Анечка заболела. Беда пришла неожиданно - как будто она бывает «ожиданной»… Как-то во дворе с подружками играла в прятки: дети бегали и прятались кто за дом, кто за дерево, кто за стоящую неподалеку машину - вот за эту машину Аня и спряталась. Присела на корточки, сжалась вся и замерла… Она даже не слышала стука закрываемой двери машины, которая резко сдала назад…
В третьем классе она уже не училась, потому что постоянно находилась в больнице, потому что прогнозы врачей были неутешительными… Ее мама выбивалась из сил, разрываясь между работой и больницей. Многие лекарства приходилось покупать: денег катастрофически не хватало. Старший брат бросил институт и пошел в армию. А отец… Отец как-то быстро устал и охладел к дочери.
Первое время он ночами дежурил в больнице у постели дочери, даже плакал и все повторял, что любит свою ненаглядную доченьку, которая обязательно встанет на ножки, а он купит ей красивые туфельки и платьице - она будет самой нарядной во дворе!
Через полгода Аню привезли домой в коляске. Это был самый тяжелый период ее жизни, потому что мама до вечера была на работе, а к Анечке заглядывала соседка тетя Наташа, которая давно была уже на пенсии и согласилась приглядывать за девочкой. Первые месяцы отец вовремя приходил с работы, шутил, приносил гостинцы, перевел дочку на домашнее обучение…
Потом все чаще стал задерживаться где-то после работы, и Аня слышала, как за стенкой в спальне плачет ее мама. А однажды – это было поздней весной, когда наконец-то на выходе из подъезда установили пандус и Анечку уже можно было вывозить на коляске на улицу… Однажды отец не вернулся с работы. Мама Ани даже не позвонила ему, а тетя Наташа по большому секрету рассказала Ане, что ее отец ушел к другой женщине.
Первое время он еще приходил в гости к дочери и приносил какие-то подарки, но после каждого его посещения у девочки щемило сердечко, она съеживалась в кресле, ей хотелось стать совсем маленькой, беззащитной – такой, какой ее любил когда-то папа, который уже не называл ее красивой, похожей на него; не интересовался, что она читала, даже не пытался вывезти ее во двор. Это делала Анина мама, которая очень похудела… - ей нелегко было закатывать коляску в лифт, потом направлять колесики на полозья пандуса… Но особенно тяжело было закатывать коляску обратно. Отец ни разу не предложил свою помощь!
Он приходил все реже и реже, а потом его не было полгода. Тетя Наташа опять по большому секрету сказала, что у Аниного отца в его новой семье двое детей, правда, они ему неродные, но он заботится о них как о родных. Вот тогда Анечка и поняла, что отца она потеряла навсегда. Алименты он платил исправно; смешные алименты –так о них отзывалась тетя Наташа; но в гости приходил очень редко: говорить с покалеченной дочерью было не о чем…
А потом семья отца переехала в другой город и связь с ним, вообще, прервалась. Анечка, конечно, скучала, страдала, потому что ей не хватало внимания и заботы отца. Часто вспоминала его. Отца девочке заменил старший брат, который занимался ее образованием, воспитанием. Когда вернулся из армии, то стал для сестры личным тренером и долго, терпеливо занимался с ней. Анечка окрепла, почувствовала силу в руках, плечах.
Старшего брата знакомые называли компьютерным гением, поэтому он хорошо зарабатывал и однажды объявил Ане, что повезет ее в далекую Германию, чтобы там доктора поставили на ножки его драгоценную сестренку – он так и называл Анечку: драгоценная!
Драгоценная Анечка все-таки встала на ножки! Это была такая радость! Она как сейчас помнит, когда после нескольких лет домашнего обучения впервые 1 сентября она вошла в класс, села за парту. Мама сфотографировала ее. Самое любимое Анечкино фото: она сидит рядом с одноклассником Сережей на второй парте второго ряда. Русые волосы туго заплетены в косы, которые обвязаны большими белыми бантами. Девочка серьезная, правильная такая, отличница.
После школы был институт, потом – интересная работа в банке, замужество и рождение двойняшек – Семки и Темки. Кстати, муж Ани чем-то похож на ее старшего брата: такой же основательный, надежный, трудолюбивый, готовый на все ради семьи. С отцом же никакой связи не было. Да и Аня почти не вспоминала о нем. Мама вышла замуж. Брат уехал с семьей в Иркутск.
Но однажды отец напомнил о себе в соцсетях. Разыскал страницу дочери и стал писать покаянные письма: часто болеет, а неродные дети от второго брака ему не помогают, не приезжают, не интересуются, как он живет; жена несколько лет назад умерла... А ведь он вырастил этих детей, дал им образование…
Аня с трудом подыскивала слова, чтобы продолжать это общение, но от общения по видеосвязи отказывалась категорически: о чем можно говорить с человеком, который много лет ничего не желал знать о своих старших детях – сыне и дочери?
Сегодня она едет через весь город в кафе, где отец предложил встретиться, – он все-таки приехал в город своей молодости, в котором не был несколько десятилетий… Аня прокручивала в уме разные варианты приветствия отца, пыталась придумать темы для разговора… Старший брат Ани, когда узнал, что она переписывается с отцом, был категоричен, так и сказал по телефону:
- Да разве он отец! Он не мужик!
Все так… Но Аня, в детстве пережившая предательство родного человека, пережившая физические страдания, ехала на эту встречу… Вот она вышла из машины и медленно пошла по направлению к кафе… Сердечко бухало, ноги будто ватные; она ступала по асфальту модными каблучками, слышала и биение сердца, и стук каблучков, но не чувствовала прежней силы в ногах.
Откуда ни возьмись хлынул ливень… Вот только небо было солнечно, но вдруг вокруг все потемнело. Дерзкая, мрачная туча будто распласталась по всему небосклону. Аня обхватила плечи руками, нагнула голову, потому что порывы ветра хлестали неожиданно для лета холодными крупными каплями дождя по лицу, били резко, больно, наотмашь. Она вся дрожала, ее бил нервный озноб, а мысли путались…
Вспомнились детские горькие слезы, истерики… Больше всего в тот период, когда она была в коляске, обессиленная, растерянная, раздавленная не только физически, но и морально, ее потрясла даже не физическая боль, а предательство отца, которого очень любила, которого боготворила.
До кафе осталось каких-то несколько метров. Она увидела поникшую, сгорбленную фигуру мужчины в помятом костюме; обратила внимание на его неухоженный вид, небритое лицо, и такая удушливая волна злости подкатила к горлу, такое отчаяние… Почему-то вспомнились слова отца из того - раннего, когда-то счастливого детства:
- Моя доченька – красюшка и умочка!