Форма входа

17. Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к тем произведением, место действия в которых можно по праву назвать «действующим лицом».  Булгаковская Москва- это не просто улицы и переулки, дома и магазины, это город, образ которого сливается с образами его жителей. Перед нами предстает советская столица, отражающая нравы, устои представителей 30-х годов 20-го века…

 

Патриаршие пруды, Садовая, Арбат, Малая Бронная, Спиридовка, Тверская, Герцена, Остоженка — вот улицы, где произойдут необыкновенные происшествия. Они то полны людей, то пустынны, то над ними грязно голубеет выцветшее небо, то светит обманчивым светом золотая луна. Казалось бы, пейзаж необычен, фантастичен, но действия горожан и приметы советской Москвы вполне реальны. Вот автор описывает город, живущий вечерней жизнью: в пыли пролетают , «бряцая цепями, грузовики», на платформах которых лежат люди, все окна в домах открыты, в каждом из них горит огонь под абажуром. Но это не тот огонь и не тот абажур, которые воспевал М.А.Булгаков в романе «Белая гвардия». Смеясь над москвичами, автор показывается их стремление жить по шаблону, любить, «как все», вещи покупать, «как все», музыку слушать, «как все». Вот почему в каждом окне горит не голубой, белый, зеленый свет в абажуре, а одинаково оранжевый. И «из всех дверей», из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывается одна и та же музыка: «хриплый рев полонеза из оперы «Евгений Онегин»». Если бы только абажуры и любовь к «тяжелому басу», поющему «о своей любви к Татьяне» были у горожан одинаковые! Но нет, они все как один уже приучены доносить письменно и «стучать» по телефону, «никогда не разговаривать с неизвестными», проверять и перепроверять документы, испытывать страх и благоговение перед печатью на двери. Что еще роднит жителей столицы, героев романа М. А. Булгакова, так это поголовное членство в профсоюзе, шпиономания, мечта о свободном входе в магазины для богатых и страх перед ночными арестами, последствием которых может стать высылка на Соловки.

С первых страниц романа мы понимаем, что этот город населен бездумными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивается одной фразой: «Этого не может быть». Такие люди, как писатели ассоциации МАССОЛИТ,  не занимаются поиском истины, не стремятся к совершенствованию, потому что они знают: реальная правда — это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт. 

Булгаков высмеивает новые московские порядки. Впрочем, такие ли уж они новые? Действительно, ничего, казалось бы, не изменилось: люди ходят в театры, магазины, веселятся в ресторанах. Вот только появились машины, трамваи, да осетрина в  буфете театра подается «второй свежести».

На сеансе черной магии, который устраивают в столичном Варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, импортными вещичками, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. Горожане сильно изменились, замечает мессир, — внешне... Но в остальном — они «люди как люди». Квартирный вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются брать взятки и прячут золотые червонцы. Они утратили представление о добре, справедливости, а это гораздо страшнее. 

Итак,  образ Москвы, сатирически обличенный М. А. Булгаковым, помог писателю раскрыть сущность героев, населявших столицу, изобразить безнравственность, неверие, пошлость, горожан, их бездумное стремление жить, «как все».

 

Вика Журина

 

Saturday the 21st. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru