Форма входа
17.Торжество и крушение взглядов Базарова…
Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», - человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии, в основе взглядов которой лежит нигилизм – отрицание всего.
На протяжении многих глав нам, читателям, кажется, что духовный мир этого персонажа ограничен, а вместо чувств у него только инстинкты: он не принимает ни красоту, ни эстетическое наслаждение, любовь для него – «чепуха, гниль», а «в отношениях между мужчиной и женщиной» нет никакой таинственности, только физиология. Искусство, по его мнению, - вещь бесполезная(«Рафаэль гроша медного не стоит», «в 44 года играть не виолончели глупо»), а «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но позже мы видим, что в глубине души Базарова существует зародыш чувства, которое отрицает герой: он, хладнокровный и сухой, не только может достойно оценить женскую красоту, но и влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Взгляды нигилиста рушатся: человек, который еще недавно «отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью» от одного намека на то, что он влюблен, признается Одинцовой в своих чувствах («…я люблю вас глупо, безумно…»).
Однако далеко не все убеждения Базарова потерпели крах: его взгляды на общество, религию, народ остались неизменными.
Герой продолжал отрицать государственный строй, патриархальную крестьянскую семью, авторитеты, принципы и даже религию. Накануне смерти нигилист отказывается исповедоваться, чтобы не обидеть отца оговаривается, что «ведь и беспамятных причащают». И вот он без сознания, над Базаровым совершают обряд соборования, и как только« святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, … что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице»: то есть даже умирающий, он не принимает ни церковь, ни веру.
Могу сделать вывод, что на протяжении романа одни взгляды Евгения Базарова остались прежними, другие – совершенно изменились.
Вика