Форма входа
17. Каким предстает образ Родины в лирике С.А.Есенина?
«Чувство Родины – основное в моем творчестве»,- так поэт охарактеризовал свой творческий путь. Родной дом для С. Есенина – это первым делом его Родина, «Русь деревенская», поэтому почти все его творчество ассоциируется с безграничной любовью к деревне, природе, исконно русскому укладу и быту. Эта любовь, со слов Есенина, началась в его родном селе Константиново, близкую связь с которым поэт ощущал даже будучи вдалеке. Именно поэтому образ родного дома занимает большое место в лирике Есенина.
Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь», в которой С. Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину. Картина Руси в поэме настолько грустна, тосклива и пугающа, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая глава поэмы является признанием в любви к родине, не случайно она и начинается с противительного союза «но»:
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в лучшее будущее Отчизны:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Еще одно ностальгическое стихотворение поэта называется «Письмо к матери», где С. Есенин обращается к самой родной и любимой женщине. Пытаясь уйти от тоски, герой вспоминает старушку мать, свой дом, поэтому в центре внимания автора попытка понять, что с ним стало. Лирический герой приходит к неутешительному выводу: «слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни повелось». Однако главной отрадой для него всегда остается любовь к родному дому и матери – двум неразрывным образам мира и спокойствия, к которым поэт стремится вернуться:
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Судьба русской деревни волновала С. Есенина практи¬чески всю жизнь. Но если в ранних стихотворениях поэт, изображая русскую деревню, показывает прежде всего красоту ее природы, то в зрелом возрасте С. Есенин начи¬нает размышлять о будущем России и о будущем русской деревни. С одной стороны, он верит в обновление Рос¬сии, но с другой стороны, почему-то с горечью признает¬ся: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». У поэта появляется «грусть за уходящее, милое, родное», боязнь, что старую русскую деревню раздавит сила мертвого механического города. Однако ход истории остановить нельзя. Поэт видит, что «конь стальной побе¬дил коня живого». Но, несмотря на это, Есенин остается предан своей деревне, поэтому и продолжает воспевать ее. «Я последний поэт деревни», писал он в одноимен¬ном стихотворении, лишний раз подчеркивая неизбеж¬ность перемен в судьбе русской деревни, но и доказывая в то же время связь со своей малой родиной, которую нельзя забыть. Как любой патриот, Есенин хотел видеть свою Родину могучей, сильной. Но он никогда не забывал и о родной «бревенчатой избе», которая символизировала для него малую родину. И несмотря на изменения, кото¬рые происходили в России, Есенин говорит:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Поэзию Сергея Есенина можно назвать «лирической исповедью», «биографией в стихах». Все его творчест¬во пронизано нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к родной природе и своей Родине.
Мадина