Форма входа

17. Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.

«Поэт и толпа»… Тема эта родилась в русской поэзии, на мой взгляд, тогда, когда А.С.Пушкин написал одноименное стихотворение, где он  попытался отгородиться от светского общества, показать пренебрежение к его принципам и ценностям. Эти же чувства испытывает лирический герой  стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» М.Ю.Лермонтова, которому скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». У поэта появляется желание бросить вызов этой толпе:

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!.. (Вступление большое. Но оставляем, так как может пригодиться для написания сочинения 16…)

 

Продолжает традиции «собратьев по перу» великий футурист В.Маяковский. Еще в юности поэт, прошедший школу «футуристских вечеров», на которые «публика прибывала большими массами», а «полицейские власти были вынуждены разгонять толпу», задумывался о том, как важно быть понятым своими слушателями, читателями, а позже – своей страной. Находясь в разладе с действительностью, он не всегда мог найти простые, доступные слова, чтобы рассказать о том, что его мучает и тревожит: 

Придите все ко мне,

Кто рвал молчание, Кто выл

оттого, что петли полдней тучи, -

Я вам открою

Словами

простыми, как мычанье,

наши новые души,

гудящие, 

Как фонарные дуги.

Истерзанная душа юного поэта жаждет покоя, взаимопонимания, но не находит его. Публика, слушая его, порою смеется, свистит, топочет ногами, а иногда бросает в высокого стройного молодого человека помидоры. Именно такое поведение толпы, думаю, и подсказало «грубому гунну» эти строчки:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот - я,

весь

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души.

Не каждому было дано понять внутренний мир поэта, «агитатора», «главаря». Слушатели, как образно говорит В. Маяковский, взгромоздившись на «бабочку поэтичного сердца», «грязные в калошах и без калош», не хотят, а может, и не могут осознать, что говорит им «грубый гунн», одно из первых стихотворений которого так и называется: «Ничего не понимаю». «Не понимают» потому, что не каждому представителю толпы дано даже представить, как это можно смазать «карту будня, плеснувши краску из стакана», или показать «косые скулы океана» на … «блюде студня». Несомненно, нужна богатая фантазия, необыкновенное воображение и мастерство, чтобы сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб…»

Не каждому из толпы такое под силу!

Таким образом, В.Маяковский вслед за  знаменитыми поэтами пытался отгородиться от толпы, демонстрируя пренебрежение к ее принципам и ценностям.

Мадина

 

Friday the 19th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru