Форма входа
17. Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
Поэма «Мертвые души»- это новаторское произведение 19 века, в котором Н.В. Гоголю удалось воплотить свой давний замысел: изобразить жизнь русских людей разных сословий, поразмыслить над настоящим и будущим России. Оно было написано в 1842-м году, в самый расцвет крепостничества, а потому центральное место в повествовании автор уделил описанию быта помещиков. Отношение писателя к ним ясно прослеживается в течение всей поэмы. Он сатирически изображает чиновно-помещичью среду, обличает пороки дворян. Но авторское отношение и к простому русскому народу, изображенному в поэме, неоднозначно.
С одной стороны, Гоголь откровенно смеется над крепостными, над их глупостью, наивностью, ругает за чрезмерное пьянство. Так, например, «черноногая» девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умела отличить, где право, где лево, потому что была безграмотна. Лакей главного героя, Петрушка, имел «особенный запах». И все потому, что он не любил мыться. Но и это не все: особый сивушный дух шел от него, потому что лакей проводил практически все свободное время в кабаке.
Но, с другой стороны, писатель понимает, что в своей необразованности, ограниченности виноваты не сами крепостные, а их многовековая рабская жизнь. По мнению Гоголя, именно простой русский народ полон «творящих способностей души». Эта мысль находит свое развитие в сцене сделки между Собакевичем и Чичиковым. Собакевич, желая продать «мертвые души» дороже, начинает описывать каждую, рассказывая о талантах и умениях умерших крепостных. Оказывается, все они были трудолюбивыми, хорошими работниками: это и сильный плотник Степан Пробка, и каретник Михеев, изготовляющий очень прочные кареты, и кирпичник Милушкин, который мог «поставить печь в каком угодно доме». Чичиков поражается, насколько способными были эти люди.
Таким образом, несмотря на все свои недостатки, только простой русский народ, по убеждению Н.В.Гоголя, обладает качествами, присущими настоящему человеку, настоящей личности: прямотой, добросердечностью, открытостью. В поэме четко видна вера писателя в лучшее будущее для своей страны и народа. Автор надеется, что придет время, когда бесчинство помещиков сменится на понимание и здравый смысл, а крепостные смогут в полной мере проявить свой талант и мастерство.
Мадина