Форма входа
17. Образ Ивана Грозного в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».
Иван Грозный – это очень противоречивая историческая фигура, изображенная рядом русских классиков. Одним из них был М. Ю. Лермонтов, отобразивший двойственность характера правителя в поэме «Песня про… купца Калашникова». Несмотря на то что царь описывается довольно скупо, тем не менее поэту удалось раскрыть его суть буквально в двух сценах.
Первый эпизод дается в самом начале произведения. При этом автор сразу же подчеркивает мрачность атмосферы царствования Ивана IV:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники...
И все это для того, чтобы читатель понял, что речь идет о жестоком тиране, при котором процветает произвол и беззаконие опричников. Поэт рисует довольно страшный образ царя: «брови черные", “очи зоркие”, взгляд, как у ястреба. А его действия: «стукнул палкою» так, что «дубовый пол на полчетверти...железным пробил оконечником"! Также М. Ю. Лермонтов ярко подчеркивает одну деталь, которая придает персонажу достоверность. Из истории известно, что Иван Грозный видел измену и заговор буквально во всем. Вот и в поэме царь подозревает даже своего любимого опричника:
Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Но тут же государь раскрывает свою другую, более приятную сторону. Узнав, что слуга полюбил Алену Дмитриевну, он дает ему ценный дружеский совет:
Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый,
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алёне Дмитревне:
Как полюбишься – празднуй свадебку,
Не полюбишься – не прогневайся.
Вторая встреча с царем происходит после победы Калашникова над Кирибеевичем. И вновь Иван IV предстает как довольно грозный человек. Разгневавшись на мужчину за то, что он убил его любимого опричника, герой приказывает «схватить удалова купца и привесть его пред лицо свое». И, невзирая на то, что Калашников честно победил, государь все ровно приказывает казнить героя, чтобы отомстить за смерть любимца. Сколько мстительности, сколько злости слышу вот в этих словах царя: «Я топор велю наточить-навострить...». И вроде бы, кажется, что царь поступает не справедливо, но, с другой стороны, купец заслужил наказание: ведь он убил человека. Только дело тут совсем в другом: в случае победы Кирибеевича государь бы вел себя совсем по-другому. Не огромным ли пиром закончился бы этот бой?! И только в последний момент Иван Грозный смилуется над простым человеком, проявив некую жалость к Калашникову, пообещав купцу, позаботиться о благополучии его семьи: «молодую жену и сирот» из казны пожаловать да братьям разрешить «безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому» торговать.
Таким образом, Ивана IV Грозный предстает в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» как жестокий тиран, позволяющий своим слугам любые бесчинства. Недаром известный литературный критик В. Г. Белинский так резко, но, на мой взгляд, точно и метко, отзывался о данном персонаже: «Какая жестокая ирония, ужасный сарказм! И мертвый содрогнулся бы от него во гробе».
Ксюша