Форма входа

17. Как раскрыта трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Н. В. Гоголь в своей повести «Шинель» продолжил дело основоположника темы маленького человека в русской литературе, А. С. Пушкина. В данном произведении писатель оригинально раскрывает ее, через призму сатиры показывая читателям трогательную и невероятно трагичную историю о жизни и смерти скромного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. При этом, акцентируя наше внимание на мельчайших деталях, но обобщая их в единое целое, Н. В. Гоголь  изображает не только судьбу одного маленького и неприметного человека, но и создает своеобразную панораму русской и в частности петербургской действительности  с характерными ей явлениями и образами.

 

 Изначально стоит подчеркнуть то, что условно жизнь  чиновника можно разделить на два противопоставленных друг другу этапа: до и после приобретения  шинели. 

Акакий Акакиевич до заветной покупки – это совершенно незаметный человек. Он не отличался выдающейся внешностью: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется геморроидальным». Да и с именем чиновнику, мягко сказать, не повезло: родители так окрестили ребенка, что «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». А его должность! Бышмачкин был всего лишь переписчиком да столь незначительным, что даже сторожа его департамента «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха».  Но вся гоголевская ирония заключалась в  одном очень значительном факте: герой был доволен своим положением. Да,  он унижен и жалок, но находил в этом некое удовольствие. 

Переписыванье было любимым делом Акакия Акакиевича, в котором «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Башмачкин был настолько счастлив в этом своем примитивном, предельно замкнутом мире букв, что не допускал в него ни одну живую душу. Он ревностно защищал свое одинокое, но очень уютное существование от суровой реальности. Хотя и это герой делал как-то жалко, но так проникновенно, что все внутри переворачивается от его слов: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Не только читателей, но и одного молодого чиновника эти строки заставили увидеть, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости».   А вспомните явно гиперболизированные страдания Башмачкина, когда его хотели повысить! А простая просьба «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье» стала для Акакия Акакиевича целой катастрофой. Вот насколько герой привык к своей маленькой, униженной жизни!

Но вдруг судьба преподносит Башмачкину грандиозное испытание: старый капот чиновника совсем изорвался - нужна новая шинель.  Покупка такой дорогой вещи – это очень тяжелое решение, которое впоследствии полностью переменило стройный порядок жизни гоголевского героя.  Заветная шинель стала для него новой целью, наполняющей жизнь ранее неведомым смыслом. Ради нее Акакий Акакиевич отказался от вечернего чая, стал экономить свет и не заниматься переписыванием на ночь. Башмачкин заметно преобразился: «он сделался как-то живее, даже тверже характером», «исчезло само собою сомнение, нерешительность».

А когда, наконец, была дошита шинель, герой будто бы расцвел! Вспомним, как торжествующий Акакий Акакиевич шел по улицам, заново открывая их с другой стороны,  ощущая себя причастным к радостной суматохе вечернего Петербурга. Он по-настоящему жил! Да, еще не умело, много не понимая, но жил! Даже в департаменте его стали уважать и звать на ужины и банкеты. 

    Как только герой почувствовал вкус новой, иной жизни, судьба-злодейка отбирает у чиновника источник его счастья. Вместе с шинелью у Башмачкина крадут возможность больше не возвращаться в мир переписывания. Мужчина не согласен с таким положением дел,  ища справедливости, он сталкивается со «значительным лицом», чье распеканье  вмиг вернуло несчастного просителя в суровую реальность, заставило вновь почувствовать себя ничтожным человечком. И не злость человеческая его погубила, а чин, страшная бюрократическая машина, на чьей совести лежит не один десяток искалеченных людских душ! Ведь «значительное лицо» был прекрасным семьянином и товарищем, но вдруг получив власть, он решает, что имеет право грубить ни в чем не повинному человеку.

 Совершенно раздавленный Акакий Акакиевич, который не смог вынести такой жестокости, умирает, забытый всем миром. Вот она, трагедия маленького человека!

 

Отрадно лишь то, что в финале произведения Гоголь предоставляет своему герою возможность отомстить.  Униженный и раздавленный Акакий Акакиевич возвращается в город в образе мертвеца, который срывал с прохожих шинели, пока не добрался до своего обидчика. И тут возникает интересный парадокс: маленький человек, не замеченный окружающими при жизни, после смерти становится грозным мстителем, наводящим страх на горожан, заставляющим их увидеть свои недостатки. 

    Таким образом, Н. В. Гоголь раскрывает трагедию маленького человека, одновременно едко иронизируя над своим героем и проявляя глубокое авторское сочувствие к нему, даря Башмачкину истинное счастье и тут же отбирая его, и, наконец, сталкивая жалкого Акакия Акакиевича с бездушным представителем государства.

Ксюша

Saturday the 21st. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru