Форма входа
17.Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?
В своей поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов не дает прямого ответа на столь интересный вопрос. Поэтому читателю остается лишь, разобравшись в сути повествования и как бы «прочитав» душу главного героя, самому ответить на него.
Изначально, стоит вспомнить историю появления Мцыри в монастыре. Мальчика лишили свободы еще в детстве: сначала русский генерал увез его из родных краев, а потом монахи с благими намерениями приютили в монастыре. То есть «могучий дух» будущего мужчины, достойного воина и представителя своего народа, еще в юном возрасте обрекли блекнуть и никнуть в неволе. Несомненно, о сильном характере героя говорит его поведение в плену у русских:
Без жалоб он
Томился – даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал,
И тихо, гордо умирал.
Такая же гордость видится и в том, что монастырская жизнь изначально была чужда ему:
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок…
На мой взгляд, уже тогда в душе Мцыри зарождалась та «пламенная» страсть, которая потом за долгие годы «изгрызла» и «сожгла» его сердце. Казалось бы, герой приспособился к быту святой обители, но эти чувства, жажда свободы и желание вернуться на Родину, каждый день увеличивая свою власть, устремляя мечты юноши в «чудный мир тревог и битв», все же заставили его сбежать из монастыря.
О дальнейших событиях читатель узнает уже из уст самого героя, и это позволяет ему дать более точный ответ на поставленный вопрос, так как читатель буквально оказывается на месте Мцыри, видит мир его глазами и испытывает те же эмоции и переживания.
И тут сразу же выявляется первая причина неудачного побега: пленник был юн и неопытен, не приспособлен к жизни на воле («я мало жил, и жил в плену»). Герой сам осознает причину своей несостоятельности:
… угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах.
Второй причиной стало то, что Мцыри, разрываемый сильными чувствами, в силу своего незнания реального мира и всех его опасностей не мог осознать одной простой истины: в монастыре он был в безопасности. Но он считал обитель тюрьмой, пленом, а монахов – надзирателями, лишающими его свободы, а на самом деле «в стенах хранительных» жили люди, которые «искусством дружеским» спасли ему жизнь в детстве и позже поборются за нее. Но Мцыри, не замечая этого, рвется на свободу. И суровая реальность вместе с природой готовят ему горькое разочарование. «Божий сад» сначала сулил счастье и даже помогал покинуть монастырь. Вспомните, герой бежал именно «в час ночной, ужасный час», когда гроза пугала жителей храма. Тогда он буквально воссоединился со стихией:
…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Только вот потом начались сплошные трудности. Во-первых, «ни одна звезда не озаряла трудный путь» юноши, а с утра «злой дух», шагающий по просторам «грозящей бездны», испугал героя. Во-вторых, лес, который, по его мнению, должен был вывести его в родные края, встретил Мцыри колючим терновником, запутанным плющом и кромешной тьмой. Непроходимая чаща запутала героя и свела с могучим барсом, бой с которым обессилил его. Уже в последние минуты жизни Мцыри осознал коварность внешнего мира:
И, вновь собрав остаток сил,
Побрел я в глубине лесной…
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
Смеялась так, что вновь привела его под стены монастыря.
А третья и самая главная причина – это невообразимая, можно сказать нереальная тяга к свободе. И вроде бы простые, понятные многим желания: произнести не в пустоту священные слова «отец» и «мать», обрести «отчизну, дом, друзей, родных» и когда-нибудь свою «пылающую грудь» прижать к другой, «хоть незнакомой, но родной». Он был готов «рай и вечность» променять на «несколько минут» другой жизни. Но Мцыри настолько идеализировал у себя в голове этот мир, что его мечты просто не могли сбыться и в итоге разбились об суровые реалии внешнего мира.
Таким образом, вкусив воздуха свободы, Мцыри умирает потому, что мечты человека, выросшего вдали от реального мира, не знающего его и неготового к жизни вне монастыря, не выдержали столкновения с действительностью.
Ксюша