Форма входа
17. В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (Вариант 2.)
Герой с драматичной судьбой, так называемый «лишний человек», — это классический образ в русской литературе. Открыл этот список грибоедовский Чацкий, а продолжили лермонтовский Печорин и тургеневский нигилист Базаров. Но для меня интересней трагичная история жизни уникального и неповторимого пушкинского Евгения Онегина.
На мой взгляд, корень проблем любимца петербургского света скрывается еще в глубоком детстве. Герой вырос в типичной дворянской семье, где детьми занимались няни и учителя, а не родители. Яркие строчки романа доказывают это:
…француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
И вот «забав и роскоши дитя» попадает в общество. Обученный всем светским приличиям и традициям, следующий последней моде Евгений естественно понравился представителям высшего общества. «Ученый малый», «умен и очень мил», - такой вердикт они вынесли юноше. Бесконечные балы, приемы, театральные премьеры кружили любимца публики в своем водовороте, но быстро наскучили ему. А многочисленные победы на любовном фронте отбили у героя любой интерес к противоположному полу и к чувствам в целом. В результате Онегиным "овладела" так называемая «русская хандра»:
Он застрелиться, слава богу.
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Абсолютно запутавшийся в своих желаниях, вечно скучающий Евгений пытается сначала найти цель жизни в книгах:
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред...
Итог один: «как женщин, он оставил книги».
Вдруг судьба дает первый шанс герою, сводя Онегина с юной Татьяной Лариной, по-настоящему полюбившей его и даже первой признавшейся в этом. А как поступает наш Евгений, который в любви считался «инвалидом»? Правильно, отвергает чувства Лариной. Да, он выделяет ее среди других девушек, но отвергает потому, что не готов променять свободу на семейную жизнь. Герой сам делает шаг на встречу драме:
...я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Вторым шансом для возрождения была возможность обрести друга. Но приятельство с Ленским так и не превратилось в дружбу. Евгений сам все портит, начиная во имя мелкой мести и забавы ухаживать за ветреной невестой Ленского. Естественно, оскорбленный Владимир вызывает приятеля на дуэль. И чувства молодого поэта нам понятны! Но Онегин?! Осознавая, что был не прав, презирая общественное мнение, он вдруг испугался длинного языка Зарецкого и не предпринял никаких попыток к примирению. Поэтому поединок не только состоялся, но и закончился так трагически.
Охваченный душевными переживаниями после смерти Ленского, чья «окровавленная тень ему являлась каждый день», Онегин, страдающий, опустошенный, отправляется в длительное путешествие в поисках смысла жизни. Поездку героя автор не описывает, но по возвращении мы видим другого Евгения: скитания пошли ему на пользу, душа героя пробудилась, теперь он мог не только холодно анализировать, но и любить...
Встретив Татьяну, светскую даму, он влюбляется в нее. И, вроде бы, вот оно, счастье! Но сущность героя и его воспитание опять помешают Евгению и приведут его к личной трагедии. Переполненный самоуверенностью и эгоизмом, Онегин отправляет замужней даме откровенное письмо, в котором признается в своих чувствах, чем и оскорбляет духовно богатую женщину. Несмотря на то что Татьяна до сих пор любит его, она не принимает такого поведения мужчины и, кажется, не понимает намерений Евгения:
... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?..
Но ум, знание характера Евгения подсказывает ей причину его "любви":
Не потуму ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Вот они, слова, доказывающие, что Татьяна прекрасно знает своего любимого! Но верность и порядочность не позволяют этой женщине поступить против чести :
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Довольно драматичный конец, не правда ли? В столь трагичную минуту А. С. Пушкин оставляет своего героя в одиночестве без любимой, без друзей и смысла жизни.
Ксюша